Семь изобретений цивилизации.
На модерации
Отложенный
Экономика Анархии.
Часть 1
Семь изобретений цивилизации.
В любом учебном курсе основ экономики первая вводная лекция посвящена базовым понятиям экономической науки. Они вполне естественны. Повторять и объяснять их не будем. Давать ссылки на авторов тоже не будем. Ибо терминология русского языка у каждого автора немного своя, отличная от других. Даже в российских законах одни и те же слова имеют разный смысл, а одни и те же понятия обозначаются разными словами с оговоркой «для целей настоящего закона».
Так что, просто пробежимся по цепочке тезисов, задерживаясь на отдельных положениях. У кого из читателей возникнут вопросы – спрашивайте. Потом будем каждый тезис разбирать «по косточкам». А сейчас наша задача показать концепцию, найти место анархии в экономической науке и её особенности.
Общество – система взаимодействия индивидов.
Развитие цивилизации – развитие производительных сил.
Производственные ресурсы - необходимые условия для удовлетворения нужд.
Адам Смит и позднее Маркс описывали и объясняли только три вида ресурсов (или факторов производства, создающих новую стоимость) – труд, земля и капитал. Но Адам Смит уже оговаривался:
«Секреты в мануфактурном производстве можно сохранять дольше, чем в торговле. Красильщик, открывший способ окрашивать ткани в какой-нибудь цвет при помощи материалов вдвое более дешевых, чем те, которые обыкновенно применяются для этой цели, может, при правильной постановке дела пользоваться выгодами своего изобретения всю свою жизнь и даже передать его в виде наследства своему потомству. Его чрезвычайный доход имеет своим источником высокую цену, уплачиваемую ему за его специальный труд.»
Составной частью капитала Адам Смит называет «В-четвертых, из приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества. Приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, который как бы реализуется в его личности. Эти способности, являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому оно принадлежит.»
Инструкторы «Дойче банка» в 1990 годах выделяли знания в отдельную группу ресурсов. В век научно-технической революции и информационных технологий это логично. Тогда имеем следующее.
Основные группы ресурсов:
1. Рабочая сила - живой труд, здоровье и время.
2. Земля – жизненное пространство, среда обитания, в том числе земля, вода, воздух, солнце, биосфера, полезные ископаемые.
3. Капитал - инструмент, орудия труда, оборудование, одежда, постройки, деньги и прочее имущество, как овеществленный труд.
4. Знания - опыт, навыки, творчество, научные знания и любые нематериальные активы.
Первое изобретение
Свобода – естественное право на ресурсы. Пока люди жили просторно и не встречались постоянно с себе подобными вопрос права на ресурсы не возникал. Точнее право было естественным. Собирательство – простое потребление доступных ресурсов: плодородия земли и собственной рабочей силы. Додуматься до простейших орудий труда: дубина, палка-копалка, камень – смогли даже обезьяны. Но человек понял, что хорошая дубина – это штука очень полезная. Полезная настолько, что её выгодно таскать с собой, а не делать каждый раз новую. И человек научился слову «моё!».Человек научился хранить и сберегать полезные вещи. Точнее - заложенный в них свой овеществленный труд, как писали Адам Смит и Карл Маркс. А опыт стычек с соседями показал человеку, что вещи могут быть еще и чужие, созданные и принадлежащие другим людям.
Так появились дополнительные ресурсы: инструмент как капитал и умение его изготовить и применить как знания. Это первое величайшее изобретение цивилизации – право на вещь как рукотворный ресурс.
Скотоводство и земледелие – уже требуют знаний, орудий и являются уже переработкой ресурсов, а не только их потреблением. Мануфактура - уже требует серьезных технологических знаний и солидного капитала.
Спрашивается – Какой уровень жизни может обеспечить своей семье здоровый современный человек, нагруженный всеми современными знаниями и обеспеченный солидным капиталом где-нибудь на необитаемом острове? Ясно, что это будет не сопоставимо с уровнем жизни дикаря с дубиной. И определяться будет размером вложенного капитала. Но к этому вернемся позже.
Второе изобретение
Но продолжим. Как только первые люди начали встречаться друг с другом, началось распределение ресурсов.
Заявление Адама Смита, что у человека есть склонность к обмену – ошибка. Посмотрите на ваших детей. Меняться игрушками ребенка учит мама в возрасте около трех лет. Так что простой и прямой обмен – это второе величайшее изобретение цивилизации. Обмен – добровольное перераспределение ресурсов.
Что бы понять выгоду обмена, человеку нужно признаться самому себе, что изготовленный им самим каменный топор будет хуже. Что он (человек) не самый лучший спец в изготовлении каменных топоров. Добровольность обмена поддерживается справедливой ценой (соотношением обмена).
Справедли́вость - распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников распределения прав и обязанностей. Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах.
Но людям (прежде всего сильным) не свойственно признаваться, особенно себе, что они в чем то уступают первенство. Любой из них не сочтет нужным ничего давать взамен, попробует просто отобрать желаемое. Когда более сильный ребенок отбирает у более слабого паровозик, а ему бросает ставший ненужным грузовичок, это тоже обмен, но с явным элементом принуждения. В обмене может присутствовать элемент вынужденности.
Приведем две цитаты:
Справедливый человек - не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым. - Менандр
Справедливость без силы - одна немощь, сила без справедливости - тиран. - Б. Паскаль
Как только появились люди, считающие условия вынужденного обмена несправедливым, началась силовая борьба за ресурсы – война за землю, за лучшие угодья, потом за орудия труда, за рабов, наконец, за знания. Так появилась война: отобрать проще и выгоднее, не надо ничего давать взамен. Война – силовая форма перераспределения ресурсов
Третье изобретение
Самая древняя сказочка, активно до сих пор поддерживаемая властями всех типов, это общепринятое заблуждение, что люди добровольно содержали вождей и дружину.
Первые «вожди» были бандитами-беспредельщиками, понявшими, что можно не ходить самому на охоту, а отбирать добычу у более слабых сородичей. У слабых не было выбора, пока кто-то из бандитов не додумался, что отбирая у данников только часть добычи, можно делать это многократно. Но слабым данникам это давало шанс выжить. Лидеру осталось понять, что если его данников будут грабить другие бандиты, его личная ресурсная база сократится. То есть понять выгоду «крышевания», чтобы стать именно лидером. А данники сделали свой выбор в его пользу очень быстро, ибо для них это означало выжить. Более того, сгруппировавшись вокруг «крыши», они превратились в стаю, готовую отбиваться от «беспредельщиков» совместно. Лидеру стало не обязательно быть самым сильным – поддержка стаи обеспечивала ему превосходство над любым одиночкой, обеспечивала ему власть. Так стая научилась вместе воевать, а потом вместе охотиться и добывать пищу.
Так что, лидер не самый сильный и не самый умный, он – самый «компромиссный», умеющий сравнивать и сопоставлять, понявший выгоду взаимодействия, умеющий это взаимодействие организовать.
Дабы не путать государство и власть цитирую учебник права для юрфака:
«Общество - это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. - в зависимости от контекста).
Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть - возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.»
А с точки зрения экономики: власть – это возможность перераспределения ресурсов.Это третье величайшее изобретение цивилизации
Четвертое изобретение
Распространение обмена открыло дорогу для разделения труда. Обмен - необходимое условие разделения труда. Стало возможным зарабатывать на жизнь специализированным трудом – ловить рыбу и менять часть улова на мясо и шкуры, или делать глиняные горшки и менять их на все необходимое. Появилось ремесло. Конечно, одной семье не нужно столько горшков, сколько гончар может один сделать за год. Но, обслуживая потребности целого селения, можно заниматься глиноделием постоянно. А значит, становится эффективным развитие профессиональных навыков и обзаведение специализированными орудиями труда, например гончарным кругом. Что дает существенное увеличение производства изделий одним ремесленником за единицу времени, то есть рост производительности труда.
У Адама Смита читаем: «Такое значительное увеличение количества работы, которое может выполнить в результате разделения труда одно и то же число рабочих, зависит от трех различных условий: во-первых, от увеличения ловкости каждого отдельного рабочего; во-вторых, от сбережения времени, которое обыкновенно теряется на переход от одного вида труда к другому; и, наконец, от изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких.»
Общественное разделение труда – как способ повышения производительности труда. Это стало четвертым величайшим изобретением цивилизации
Благоприобретенное
Уже четыре первых перечисленных изобретения цивилизации не являются наследуемыми рефлексами. Адам Смит писал:
«Разделение труда, приводящее к таким выгодам, отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им: оно представляет собою последствие — хотя очень медленно и постепенно развивающееся — определенной склонности человеческой природы, которая отнюдь не имела в виду такой полезной цели, а именно склонности к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой.
В нашу задачу в настоящий момент не входит исследование того, является ли эта склонность одним из тех основных свойств человеческой природы, которым не может быть дано никакого дальнейшего объяснения, или, что представляется более вероятным, она является необходимым следствием способности рассуждать и дара речи.»
Мы же возьмемся утверждать, что всем изобретениям цивилизации ребенка учат родители. Посмотрите на ваших детей (или внуков). В полтора года ребенок осваивает слова «дай» и «мой». Мама терпеливо объясняет ему «Это папины часы. Это мамина чашка». Вот и первое изобретение.
В два-три годика мама учит общаться с соседским ребенком «дай Пете поиграть свою машину, а он даст тебе паровозик». Вот и второе изобретение.
В три годика папа учит сына давать сдачи, «ставит удар». Вот и третье изобретение.
Тогда же советует бабушка «Ты будешь грузить песочек в грузовик, а Петя отвозить и высыпать». Вот и четвертое изобретение.
То есть все базовые основы межчеловеческих отношений, да и основы мировоззрения родители прививают ребенку ещё до начала школьного обучения. Хотя выгоду от этих изобретений ребенок осознает много позже. Вот и вернемся к этому ниже, а пока пойдем дальше по экономике
Пятое изобретение
Древнейшее описание пятого изобретения встречается в Священном писании, в побасенках про Иосифа в Египте. Поэтому его (Иосифа) и будем считать автором, а не Маркса или Адама Смита. По преданию Иосиф в урожайные годы собрал запас зерна и хранил его. А в неурожайные годы продавал этот запас, чем спас Египет от голода.
Книга Бытия (47, 13-21): «И не было хлеба по всей земле: потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и Ханаанская. Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов… Для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? Купи нас и земли наши за хлеб; и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля. И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле; ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого».
Но делать запасы на зиму умеет даже белка, а уж египтяне-то хорошо знали, как прокормиться от урожая до урожая. Так что же изобрел Иосиф? В том то и дело, что запасы делались от урожая до урожая. А Иосиф засек, что в благоприятных египетских условиях полученный урожай больше, чем необходимо для прокорма до следующего урожая (то есть для простого воспроизводства рабочей силы). Вот этот-то излишек он и собрал в свои закрома. То есть Иосиф засек прибавочную стоимость как источник расширенного воспроизводства. Да еще и прибрал эту прибавочную стоимость к рукам. А когда случилась в Египте голодуха, он этот хлебушек толкнул не за дешево.
Шестое изобретение
Шестым изобретением стала торговля.
Торговля – не прямой обмен ресурсами. Не прямой – потому что заключается не одна сделка между непосредственными потребителями обоих предметов обмена, а как минимум две последовательные: между первым потребителем и посредником (торговцем) и между посредником (торговцем) и вторым потребителем.
Торговля – ключ рыночной экономики, и рассматривать её будем ниже и подробно
Седьмое изобретение
Седьмым изобретением стал ростовщический процент и аренда. Точнее арендная плата за временное пользование ресурсом.
«Дай прокатиться на твоем велосипеде» - это временное пользование. А вот запросить за это конфету (и не на время, а навсегда, безвозвратно) – это уже аренда.
Временное пользование ресурсом за плату: рабочей силой – наемный труд за зарплату, землей – аренда земли за ренту, капиталом – кредит под проценты, знаниями – лицензия за роялти.
И, пожалуй, ничего большего, кроме этих семи применений для четырех видов ресурсов, современная экономика не знает. Все прочие экзотические термины обозначают только более или менее хитроумные сочетания перечисленных применений.
Экономика без государства
Спрашивается, могут ли семь изобретений цивилизации применяться обществом без государства? – Конечно, могут. Ведь всем этим изобретениям родители учат ребенка в детстве, до начала школьного образования. Это принципы социума, система мировоззрения и общественных отношений.
Регулирующее вмешательство государства формализует и конкретизирует применение этих изобретений. И увы! Очень часто в не лучшую сторону: обмен отдельными видами имущества может быть ограничен налогами, акцизами или санкциями; средневековое государство чаще торговле только мешало; в ряде стран сейчас запрещен ростовщический процент и тому подобное.
Государство, бесспорно, оказывает на развитие экономики огромное влияние (да и на общество тоже влияет), но экономика вполне может обходиться и без государства вообще. Как? – читайте продолжение.
Комментарии
Дам немного из современного направления в русской экономической теории.
Теория мировой экономики.
(основные положения на основе русской экономической школы)
Экономика это процесс производства – обмена – использования товаров, благ услуг, и т.д., т.е материала потребления. В ходе этого процесса формируется – исчисляется – реализуется пропорциональность менового отношения. Эта пропорциональность выражается через деньги. Поэтому деньги по существу своему являются количественно-качественной характеристикой экономики или являются моделированной формой реального экономичекого процесса. Знания о правилах течения этих процессов и та отрасль хозяйства, где они производятся являются наукой или отраженной формой экономики. Т.е. три уровня процесса – реальный, моделированный, отраженный.
Экономика, это процесс в котором участвует не мене двух сторон это производитель или продавец, а с другой сторон это покупатель или потребитель. Но этот процесс по мере углубления разделения труда имеет тенденцию к усложнению.
Значит можно поделить экономику на совокупность частных меновых отношений; на совокупность государственный меновых отношений; на совокупность межгосударственных или мировых отношений.
Тогда и экономические науки можно поделить на науку реальных процессов; на науку моделированных процессов (или науку об организации нормативно-правой сущности организации процесса); науку о методах организации этого процесса или экономическую теорию.
Таким образом, экономика имеет и в ходе развития процесса три совокупности качественных изменений процесса – это производство, обмен, использование. И по предметности своего существования тоже три качества – это реальный процесс, моделированный, отраженный. А так же и по структуре каждого компонента во всякой конкретной совокупности. Или три триединых совокупности компонентов.
По типу моего изложения видно, что я рассматриваю человека-семью, или научнее "микроэкономику". Ибо считаю, что экономика общества начинается с экономики семьи, а не наоборот.
Есть три уровня хозяйственного процесса - это микро, макро, мезо. И работают они в параллельно-последовательно-взаимоувязанной форме связей. А потому взаимозависимы.
И если вы будите строит свои планы без учета реалий сложности экономики, то и ваши планы не построятся.
Так вот: я назвал этот цикл "Экономика анархии" потому, что в нём пытаюсь смоделировать общественную систему "снизу" (от микроэкономики человека к мировой экономике), в той последовательности в которой она складывалась исторически.
Подход к моделированию "сверху" (от теорий мировой экономики к правилам поведения человека в такой экономике) на мой взгляд непродуктивен. Он всегда даёт в результате некоего "гомо экономикус". А за неимением такого "гомо экономикус" в природе - начинаются сетования на несознательность граждан.
Данная статья - первая часть. А то мне кататрофически не хватает слов - все понятные уже истерты и перемусолены, все новые - просто не понятны.
В современной системе экономических отношений работают три уровня микро, макро, мезо и поэтому нету ни начала и конца, а есть взаимоувязанный процесс. Поэтому вы правы только в одной третьей части.
Если вы действительно заинтересованы построением гармоничных экономических отношений могу дать по электронке материалы моей новой книги - Основы методологии русской экономической школы.
Но и не соглашусь: главные субъекты рынка - конкретный потребитель и конкретный производитель. Именно они заключают конретные сделки. А все более высокие уровни - мезо и макро - вообще-то уже статистика.
Поэтому объективная система должна строится от микро, а не от макро. Никогда конкретный потребитель не будет при заключении сделки учитывать интересы "глобальной экономики".
А всего в рыночном механизме работают три стороны - это субъект или активная сторона или производитель; это объект или пассивная сторона, это потребитель; это предмет отношений или товар.
Теперь о всех прочих вы просто в заблуждении.
Хозяйство это три уровня собственников, товаров, видов труда. И все они увязаны в параллельно-последовательно,взаимоувязанной схеме работы.
И на сегодня господствующее положение принимает на себя межгосударственная форма собственности. А ваша частная собственность занимает третий уровень влияния на организацию процесса - гармонизирущую.
Но Вы меня не убедили.
"А вот потребитель это объект или пассивная сторона рынка."
_________ Нет! И ещё раз нет! Потребитель - главная фигура экономики и рынка. Ибо цель производства и распределения - удовлетворение нужд потребителя.
Вот поэтому я и ставлю в начало микро уровень.
Экономика анархии начинается с личного, с домашнего бюджета. Всё остальное - вторично.
Мое желание в переписке это просто представить свое мнение, а не доказывать и убеждать кого либо и в чем либо. Так что если есть желаете понять то можно побеседовать.
Но в ходе экономического процесса стадия производства товаров, благ, услуг и т.д. имеет господствующее положение, поэтому производитель или продавец и становится субъектом или активной стороной. Ну смотрите если ваша правда и потребитель станет активной стороной, то попытайтесь на сегодняшний день удовлетворить потребность в поселении на Марсе?
Потребитель - цель экономики. И если самомнение продавцов доходит до уровня "пипл всё схавает" - то это уже плохо. очень плохо...
"Развитие цивилизации – развитие производительных сил." --- теперь это стало чушью. Раньше было объективно верно, сейчас полностью ошибочно.
В любой такой "схеме развития" неизбежно настанет точка перевала - производится больше чем необходимо покрытия биологически необходимого минимума и далее.
Смысл развиваться в эту сторону, сначала станет глупым, а далее даже и абсурдным.
Эта "точка" НАСТАЛА!!! Не замечать этого, просто глупость.
____ Глупость - это когда в справочниках от "экономикс" написано не то, что есть на самом деле.
"Развитие цивилизации - развитие производительных сил"
__________ Цивилизация у меня не строительство городов, а такая организация сообщества, которая обеспечивает возможность проживания бОльшего населения в том же ареале обитания. А развитие производительных сил - возможность жизнеобеспечения за меньшее время труда.
В любой такой "схеме развития" неизбежно настанет точка перевала - производится больше чем необходимо покрытия биологически необходимого минимума и далее.
Смысл развиваться в эту сторону, сначала станет глупым, а далее даже и абсурдным.
__________ Как я уже пояснил, развитие производительных сил означает возможность производить больше за меньшее время труда. И я согласен, что глупо "вкалывать" по 60 часов в неделю. Наоборот, если достаточно работать по 10-15 часов в неделю, то это и надо делать. И никакого перепроизводства не будет.
П.С. Уже около 20 млн. россиян поддерживают ваше мнение.
"Было" уже! Исторически было. Др Греция и др. Рим они достигли производительности, превышающей базовые потребности граждан (рабы, производственные орудия) И после этого развалились и не продолжили наращивать абсурд.
На иную ступень не перешли...
т.е. "Развитие цивилизации - развитие производительных сил" ЖИЗНЬЮ!! исторически, доказанный абсурд.
И Вы этот абсурд выдаёте за истину.
Вы пытаетесь выкрутится, предлагая мне считать, что сократится рабочее время. Это ни чего не меняет. Пусть останется работы в неделю!!! 30 мин на человека, даже одна минута!!! Дальше что??? Остановка развития цивилизации и "самосдыхание" цивилизации. Другого ВЫХОДА из предложенного абсурда НЕТ!
______ Знаю, Ионушка. Вижу, но мне эта ситуация не нравится. Вот и хочу понять, как развитие науки умудряется приводить к всё бОльшему дебилизму.
Вот только "энерго-информационной плотности человеческого сознания" сложновато для понимания...
На иную ступень не перешли...
_____________ А почему не перешли? Что им помешало?
А вдруг это такой же всплеск всеобщего дебилизма, как сегодня?
А вдруг у них (всплесков дебилизма) одинаковая причина?
П.С Пока могу сказать, что распад римской империи совпадает с массовым распространением седьмого изобретения - аренды.
_____ А какой выход из нынешнего дебилизма?
Кого читать будут... Только то и всего.
Про "аренду" я кстати не знал. Спасибо.
Римляне достигли степени максимума достижимого богатсва. Нет то, что это недостижимо теоретически это понятно. А на практике... Собрали они богатства столько, что сожрать его не хватит и многих жизней. Какой смысл, тратить свою жизнь на приумноженее того, что и так не схавать. Исчез стимул достигать большего.
Аналогичная ситуация и сегодня. Где-то с 1950 жратухи производится больше чем можем потребить. А сейчас ещё больше. Как заставить народ, что бы он наращивал производительность? Пробовали инфляцию, но это топтание на месте. Пробовали загнать в кредитование, что б всю жизнь наращивал производительность дабы расплатиться по кредитам. Перестали брать кредиты. Не наращивается потребление таким темпами которых бы хотелось. И все эти "шаги" неизбежно вели к кризисам. Опять спад и опять малый рост. Так бесконечно продолжаться не может. Абсурдно.
Как найти стимул для наращивания производительности? Перед глазами главная "цель" наращивать, богатеть, хапать.... так нахапали... до ожирения.
Так что и совпадения есть и различия.
Становится богатыми выхода не даст даже теоретически. Если все богаты, кому тогда работать?
В этом и суть "сегодняшнего ступора."
Две недели назад я бросил работу. Но ступора пока не получилось - что-то очень много всего надо сделать, из того. что откладывалось годами...
Просто, если я найду для себя хоть какие-то ориентиры в этом "базаре" - мне будет легче жить.
Аренда - очень жестокая форма эксплуатации.
Собственность была и у египтян. И у финикийцев. И - экскурс в историю можно длить бесконечно.
В общем, там, где появляется собственность, там появляется и государство. Чтобы собственность защищать. И приумножать. И на ее основе создавать и развивать то, что называется цивилизацией.:)
Плебс жаждал хлеба и зрелищ и получил их.
Римское сословие всадников в легионах заменили наемники.
А патриции не были озабочены ничем иным, кроме личной славы и власти".
В этот Рим ворвался Атилла. И, не встретив достойного сопротивления, разрушил все на своем пути.
То есть, Вы, Леонид, утверждаете, что катастрофа Рима - прямое следствие арендных отношений?
______ Пока не утверждаю, пока только предполагаю. Но я обязательно проверю это предположение в моём исследовании по Зкономике Анархии, предположительно в 4 или 5 части.
О созвучии этих имен говорить можно. А вот корни имен - разные.
У эллина Ахиллеса ((др.-греч. Ἀχιλλεύς, Ахиллэус).
Тюркоязычного гунна Атиллы (лат. Attila, греч. Ἀττήλας, ср.-в.-нем. Etzel).
И обитальянившегося мавра (бербера) Отелло, чьим родным языком был один из североафриканских диалектов ( (от греч. βάρβαροι, лат. barbari; самоназвание амазиг, амахаг — «свободный мужчина").
Происхождение и значеие имени Ахилл неизвестно, даже версий нет. Никаких однокоренных слов в греческом нет.
Имя Отелло вообще втречается только у Шекспира и версий тоже нет, кроме немецкого Отто. И опять нет однокоренных слов.
Атилла - две версии: тюркская и еврейская (!).
Любому, кто хотя бы поверху интересовался творчеством "Вильяма нашего Шекспира" известно: свои сюжеты английский драматург чаще всего заимствовал у итальянцев.
"Отелло, венецианский мавр" (The Tragedy of Othello, The Moor of Venice) - переработка пьесы Джиральди Чинтио «Венецианский мавр».
У главного героя есть реальный исторический прототип. Маурицио Отелло.
С 1505 по 1508 год он командовал, как сказали бы сейчас, "воинской группировкой республики Венеция на острове Крит".
Именно там при загадочных обстоятельствах, которые показались современникам весьма подозрительными, погибает жена реального Отелло.
Ее, как Вы догадываетесь, тоже звали Дездемоной.
Об этом в мировой шекспироведческой литературе, в том числе и русской, написано много. См., напр., Н. Берковский "Трагедия Шекспира «Отелло»".
С какого дуба рухнул на Вас в связи с Отелло немецкий Отто (редуцированная форма имени древнегерманского бога Оттона) понять невозможно.
Далее, Леонид.
Понимаете ли Вы значение термина "Фонема"?
Это абстрактная лингвистическая единица, соответствующая звуку речи. И только! Уже поэтому "Ахилл" фонемой быть никак не может.:)
Имена были связаны или с какими-либо обстоятельствами рождения ребёнка, или с какой-нибудь характерной чертой, которая его выделяла уже при рождении. Или же которую родители хотели в видеть в ребенке впоследствии.
Но нередко мальчика называли просто в честь отца или деда, а девочку — в честь матери или бабки.
В своей поэме Гомер именует Ахилла Пелидом, т.е. сыном царя Пелея.
Вероятно, Пелей хотел видеть сына хладнокровным.
И потому нарек именем Пиррисий (переводится как «Ледяной»).
Но когда огонь обжег губы будущему герою Троянской войны, его назвали Ахилл («Безгубый»).
Об этом пишет, в частности, Агаместр из Фарсала, цитируемый Иоанном Цецом. (См. "Аполлоний Родосский. Аргонавтика". М., 2001. С.213)
Так что, вопреки Вашему утверждению, Леонид, и происхождение и значение имени Ахилл хорошо известно. .
"Атилла - две версии: тюркская и еврейская".
С чего Вы это взяли?
Откуда?
Атилла упоминается в римской, греческой исторической литературе.
Наконец, в древнегерманской "Песне о Нибеллунгах" (под именем Этцель, писал об этом выше).
Но в литературе на иврите (еврейском языке) никаких упоминаний об Атилле специалисты не находят.
Что до значения имени, то оно заключено в двух тюркских словах: " Ата+Ил" = "старший в стране", "отец страны", можно перевести и как "отец народов".
"Никаких однокоренных слов в греческом нет".
Сами понимаете, что пишете?
В греческом языке нет корней!
Это открытие тянет на нобелевскую премию.
Надеюсь, свой приоритет Вы застолбили. И заявку в нобелевский комитет уже направили.:))
А по поводу Маурицио Отелло: я ведь не про человека спросил, а про имя. А что значило имя этого Отелло? Откуда оно взялось? Вопрос остался.
Это того же пошиба, что и ссылка на древнееврейский язык (которая мне тоже просто попалась в интернете)
Просто ничего лучше не придумали.
Я имел в виду, что конкретно у имени Ахилл в греческом языке нет однокоренных слов.
Кстати. благодарю за подробные ответы.
Но - как мне кажется - ребёнку при рождении не дали бы имя "отец народов"...
Атилла - тронное имя.
Этимология тюркских слов лингвистами разработана очень давно и добротно.
Поэтому этимология имени Атилла сомнений не вызывает.
Фонемы, коими слова транскрибированы, помогут их правильно произнести.
Ничего сложного, на мой взгляд.
У специалистов, владеющих древнегреческим, она сомнений не вызывает.
Если у Вас она вызывает сомнение, изучите язык, затем эллинский литературный корпус и попытайтесь Ваше сомнение обосновать.
Пока же сомнение Ваше ни на чем, кроме упрямства, не основано.
Комментарий удален модератором
Кстати, замок, в котором Маурицио Мавр жил на Кипре, сохранился.
Цитирую памятник древнерусской литературы:
"Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир..."
Это - из "Поучения Владимира Мономаха".
Написано в промежутке между 1123 и 1125 годами.
Поскольку текст адресован детям и внукам Великого князя, в нем упомянуто домашнее, крестильное имя.
Но современники - и на Руси и за ее рубежами - знали Великого Киевского князя как Владимира. И только как Владимира.
Обычай, уходящий корнями в протоисторические времена. Оберегавший "от колдунов, кои, зная имя, могут и силу исхитить".
"Атилла - тронное имя." Согласен.
Но когда, в каком возрасте Атилла получил это "тронное имя"? И как его звали до этого?
Пока не было ЗАГСов имя человека менялось по жизни.
Следовательно, достигнув определённого уровня развития, общественное производство должно быть переориентировано на "производство" сознания всех трудящихся, отдавая ему приоритет перед материальным производством, которое и впредь будет наращивать свои темпы, но пальма первенства перейдёт к духовному развитию Человека. Регулирующие функции в общественном воспроизводстве останутся, но можно ли это будет назвать государством - вопрос. Пресловутые товарно-денежные отношения (ТДО) так же уступят место Сознано-Времнным отношениям (СВО), но пока эта объективная необходимость обществом не осознана.
«Первое изобретение
Свобода – естественное право на ресурсы.»
Нет такого права.
Право на ресурсы- это право на ресурсы как собственность. Т.е. право обладать, владеть, пользоваться
Из этих трёх- человек МОЖЕТ лишь ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ресурсами, и то в том случае, если они ему доступны (то слишком глубоко зарыто, то слишком высоко висит).
Право на ресурсы возникает тогда, когда один человек готов убить другого за них (право сильного).
« Какой уровень жизни может обеспечить своей семье здоровый современный человек, нагруженный всеми современными знаниями и обеспеченный солидным капиталом где-нибудь на необитаемом острове? Ясно, что это будет не сопоставимо с уровнем жизни дикаря с дубиной. «-
Может и обеспечит, если убьет аборигена. Рядом они- конкуренты, за ареал, обеспечивающий доселе жизнь аборигену.
Кроме того, , «капитал» предполагает получение излишков, а на необитаемом острове они не нужны. И труд вообще не будет общественно-необходимым. И всё, что произведено не будет обладать стоимостью, которая может проявиться лишь в момент продажи. Но кому?
Всё, что он произвёл- он сам и потребит.
Обмен – добровольное перераспределение ресурсов.»
Нет, ВЫНУЖДЕННОЕ.
Проще- убить соперника и всё забрать себе. Обмен возможен лишь при равных шансах быть убитым (кочевники так и делали.) или при разделении труда.
«Справедливость - распределение прав и обязанностей.»
Справедливость- есть ПЕРЕМИРИЕ до момента, когда одна из сторон не зазевается. Затем наступает Несправедливость
… Лидер…понявший выгоду взаимодействия, умеющий это взаимодействие организовать.
Когда появляется что-то живое, сразу появляются желающие это живое использовать для себя с выгодой.
Эти «желающие»- или власть или мошенники, или всё вместе.
«Четвертое изобретение
Обмен - необходимое условие разделения труда.»
А необходимое условие обмена- наличие излишков и наличие СПРОСА на эти излишки.
Именно наличие СПРОСА , а не возможность производить много- явилось главным в развитии разделения труда.
А дальше уж…»дело техники» и рук.
Общественное разделение труда – как способ повышения производительности труда.
прибавочная стоимость как источник расширенного воспроизводства.
Если брать определение стоимости, как «Овеществлённый в товаре общественно необходимый труд», то Иосиф «изобрёл» обман: получение вознаграждения сверх затрат труда.
«Шестое изобретение»
Торговля – не прямой обмен ресурсами.
Появление посредника между производителем и потребителем создало золотую жилу в виде увеличения дистанции между предложением и конечным спросом, которая (дистанция) стремится к максимально возможной величине, увеличивая денежное выражение стоимости (цену товара), до величины, ограниченной лишь платёжеспособностью.
«Седьмое изобретение»
арендная плата за временное пользование ресурсом.
А проще: получение дохода за счёт обладания собственностью.
«Экономика без государства
Спрашивается, могут ли семь изобретений цивилизации применяться обществом без государства?»
Нет, не могут, так как за каждым «изобретением» стоит возможность насилия (убийства) за ресурс, за право,, за собственность.
Государство нужно для самосохранения людей.
Из этих трёх- человек МОЖЕТ лишь ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ресурсами, и то в том случае, если они ему доступны (то слишком глубоко зарыто, то слишком высоко висит)."
____________ А почему именно собственность? На мой взгляд достаточно права пользоваться.
Собственности в природе не существует. Это изобретение римской империи. А Прудон вообще отрицал существование права собственности, причём ссылаясь на аргументы подобные Вашим, то есть на насилие.
____ Вообще-то предполагается, что на необитаемом острове аборигенов нет.
Конечно, никто не застрахован от визитеров с дубиной.
Но ведь от таких визитёров не застрахованы и сами аборигены!?
______ Позволю пояснить - в нынешнем законодательстве (правда не всегда) различается понятия "стоимость" и "цена".
Цена - конкретная сумма, уплаченная или предложенная за товар в конкретной сделке. Стоимость - наиболее вероятная цена возможной сделки.
Поэтому стоимость может существовать и без заключения сделки.
А "потребительная стоимость" как показатель полезности, присуща любой вещи всегда.
П.С. Есть такая книга на эту тему - "Международные стандарты оценки"
Нет, ВЫНУЖДЕННОЕ.
_____
Пусть я могу за день вскопать 5 соток или сплести две циновки
а Вы за день можете сплести 5 циновок или вскопать 2 сотки.
Если я предложу Вам вскопать ваши 5 соток в обмен на 4 циновки, вы разве откажетесь?
За один неполный день работы Вы получите результат, на который сами потратили бы два дня. Я тоже за день работы получу результат, на который сам потратил бы два дня.
Так что обмен может быть и взаимовыгодным и добровольным.
А о возможном вынужденном характере обмена я указал в тексте.
Если мы просто что-то сделали, например: стул и оставили его себе, то он, по определению стоимости, этой стоимостью не обладает, так как наш труд не являлся общественно необходимым- возможно он "нафиг" никому не нужен. Если же мы вышли с ним на продажу и объявился желающий его приобрести, то наш стул становится овеществлённым в товаре общественно-необходимым трудом и обретает стоимость, согласно величине затраченного труда.
(P.S. Определения толкуются по разному. Здесь я лишь представляю свой взгляд на предмет разговора, который вполне может не совпадать с другой точкой зрения)
Я пользуюсь подходом "Международных стандартов оценки" и ссылающихся на него законов. Могу поискать ссылку, но предупрежу, что в этой книге полтысячи страниц, и распространяется она за плату.
В мире уже с начала 20 века существует профессия "оценщик", в России - с 1994 года.
Вот в их обязанности входит определять рыночную стоимость или ещё 18 видов стоимости в ходе судебного разбирательства, для налогообложения или в хозяйственных спорах. Просто это наиболее "научное" и полное изложение принципов ценообразования в рыночной экономике.
И именно "затраты труда"- есть "гиря" меры "весов справедливости".
И пойдём ли мы с вами на обмен или нет- большой вопрос: возможно мне циновки не нужны или я их сделаю лучше. Товарный обмен возникает при появлении излишков. Чем хуже условия, тем труднее этих излишков добиться. И обмен приобретает более выраженный вынужденный характер: Папа Карло сменял единственную курточку на Азбуку для Буратино.
:)
И у меня была нехорошая ассоциация с "управлением капитализацией".
Посмотрим дальнейшее
Не перед кем будет хвастаться достатком.
Поиск пищи занимает в жизни аборигена совсем немного времени. В такого же "аборигена" превратится и джентльмен. Это называют : "одичал". Не припомню, что бы описания "робинзонов" рассказывали, как они в свободное время "самосовершенствовались"
:)
Для развития, кроме стола, горшка и безделья нужны и другие стимулы.
А для остановки социализации, вовсе необязательно попадать на необитаемый остров.
:)
Так какая разница?
Пока и наше государство не очень "сохраняет" людей от самого разнообразного насилия. Иной раз человека надо защищать даже от самого "защитника"-государства.
На мой взгляд, заявки на "изобретения", составлены излишне категорично.
Пока согласился бы на : "Есть мнение..."
:)
__________ Согласен. Но именно поэтому мне и интересно знать, как это "сверхвознаграждение" достигается, и как мне лично от него защититься.
______ Вот это совсем неверно. Излишки редко пояляются случайно. Излишки сознательно изготавливаются на обмен.
я же не большого будуна буду вскапывать ваши сотки, а совершенно сознательно по договору.
Обезьяна не смотрела на звёзды - и осталась обезьяной.
:)
Василий Иванович залез в звездолёт, Петька- обеспечивающий.
Василий Иванович: "Петька, приборы!?"
- "Шестнадцать"! (Петька)
-Что "Шестнадцать?" (Чапай?)
-А что приборы? (Петька)
:)
Африка. Рыболовецкий траулер. Аборигены.
Договорились со старейшиной, что те подвезут "скоропорт" - помидоры, овощи и т.д, в обмен на рыбу.
Настаёт день. Встреча. Наши тащат короб рыбы, Негры протягивают корзинку. В ней три помидорины?
Как?,Что?, Почему?
Извини, говорят, больше не выросло!
Почему на Руси в деревнях была бедность, плохо развивалась торговля?- Кое-как хватало на еду. Нечего было менять.И некому. Основная территория- территория рискованного земледелия.
Какие казаки становились зажиточными?- Те, у которых было больше сыновей. На них , сыновей, полагалось больше земли. Излишки скапливались, появлялась возможность для обмена.
И не забываем главное: Основа всему: "Спрос". Он должен быть.
Тогда и защититься будет возможно.
Учитывается же не конкретные трудозатраты, а "общественно-необходимый труд". Как я пониаю - средний или средневзвешенный.
Стоунхендж, Аркаим и прочее...
(Неконкурентноспособность)
Но и не средний и не среднезвешенный, немного сложнее. С Вашего позволения отвечу в следующих разделах.
Ни пуха...
Хочется, знаете ли, иногда помечтать. О чем-то хорошем. Ну, скажем, о том, что будет если вдруг цена на нефть подскочит до:
200 $ — все клубы английской премьер-лиги принадлежат российским олигархам;
300 $ — ближайшие десять Олимпийских Игр решено провести в Сочи (как летних, так и зимних).
400 $ — Япония хочет войти в состав Курильских островов.
500 $ — Русский мат становится официальным языком ООН.
600 $ — самый популярный подарок для первоклассника — «Мерседес» с личным водителем для поездок в школу.
700 $ — Церемонию вручения Оскара переносят на два дня - все звезды заняты в утреннике младшей группы Вологодского детского сада № 3.
800 $ — Ученики 6-го класса питерской школы № 2 скинулись и купили 15 самолетов и 50 танков для Замбии, в ответ на это ученики 6-го класса школы № 1 купили столько же для Танзании. Войнушка остается любимой игрой детей!
1000 $ — Канада превращается в самый крупный субъект РФ. Якутия, чтобы вернуть утерянный статус, покупает Бразилию и Австралию, а на сдачу получает Монголию.
Справка: по добыче нефти на душу населения Россия в конце первогодесятка, а отнюдь не первая. Если мне не изменяет память: первая по нефтедобыче в Европе - Норвегия.
Я и пытаюсь понять: когда, с какой точки и почему мы начали загонять человечество в тупик?
Применительно к Вашей статье имеем следующее.
Бог сказал Адаму - "Хлеб свой будешь есть в ПОТЕ лица Своего"
Итак Обязанность Трудиться человеку дана Богом. Тот кто имеет ПОТ на своем лбу - СВОБОДЕН.
Доступ к общественно значимому труду - это то за что испокон века боролись люди. Ради этого и был создан СССР. Этого сегодня нас старательн олишают либеройды.
А не за частную собственность.