Советник

Фото Мухаметзянова
Советник
Исполнилось три года, как президент РТ Шаймиев ушел в отставку. Он стал государственным советником РТ и на этой неделе в интервью «Комсомольской правде» сообщил, что хочет отойти от государственных дел, сосредоточиться на восстановлении Булгара и Свияжска, работе в фонде «Возрождение».
Правда, через несколько часов после выхода интервью последовало разъяснение Шаймиева, что уход от государственных дел не подразумевает ухода с поста государственного советника Республики Татарстан, который признается вторым по значимости и протоколу в Татарстане. Но само заявление - уйти от государственной деятельности - столь радикальное, что оно может означать? Прежде всего уйти от государственных дел Шаймиев не может по определению, даже если он и покинет пост государственного советника, он все равно останется крупнейшей политической фигурой в России. Его мнение всегда интересно и неординарно, оно глубоко и часто парадоксально, высвечивает многие проблемы с совершенно новых сторон.
У Шаймиева сильно развита интуиция, предвидение, у него внутренняя ответственность и осторожность, взвешенность оценок. Это действительно дар небес. По теории реинкарнации интуиция бывает развита у личностей, которые прожили много жизней и имеют огромный опыт в решении сложных проблем, причем решают эти вопросы не узко прагматично, а подходя к ним стратегически. Шаймиев - Козерог, это знак стратегов и пророков. Даже если Шаймиев удалится в деревню, все равно его интервью будут превращаться в сенсацию. Не меньшей сенсацией могла бы быть книга воспоминаний Шаймиева, но даже неторопливое написание мемуаров в современной политической ситуации есть объективно «дезертирство» с фронта борьбы за развитие гражданского общества в России. Настоящий политический боец не может себе позволить таких формулировок - уход от государственных дел. Потому что он не принадлежит себе, он принадлежит народу.
Трудно себе представить, чтобы, например, Ленин или Маркс, Рузвельт или Ганди ушли бы от государственных дел. Для политика уйти от государственных дел - это все равно как если бы Пушкин отказался писать. Это даже не ошибка - это преступление. По большому счету один Шаймиев - уже гарант сохранения пусть и довольно «обкорнанного» суверенитета Татарстана, который является естественным следствием татарского народного духа, татарской народной жизни. Суверенитет является стремлением народа к свободе, и это естественно для любого народа, природно, попытка ограничить суверенитет есть попытка ограничить свободу народа. Любые политики, которые «ставят» на ограничение свободы народа, рано или поздно оказываются на свалке истории.
Возможно, Шаймиев применил столь неудачную формулировку относительно своей будущей сферы деятельности, потому что предстоит очередная коренная «переломка» Конституции Татарстана, отмена поста президента, ликвидация остатков духа суверенитета, наконец, возможное «укрупнение Татарстана» с перспективой превращения его в Казанский край. Тянуть с этим становится довольно сложно, откровенное давление со стороны Москвы все больше возрастает, возможности для маневра быстро сужаются. И когда эти непопулярные в республике решения придется принимать, то, естественно, у Шаймиева будут выяснять мнение. Он сможет тогда более искренне сформулировать свою позицию, так как уже отмежевался от «государственной позиции».
Вспомним, как еще недавно, на 20-летнем юбилее Конституции РТ, Шаймиев выступил совершенно блестяще. Те, кто находился тогда в зале, могут подтвердить - зал затих и выслушал выступление Шаймиева в звенящей тишине. Атмосфера свободных 90-х годов словно волшебным образом вернулась в этот зал, люди вновь ощутили себя не статистами, а вершителями истории. Мне кажется, выступление Шаймиева вызвало страх и испуг в Москве, и его даже специально попросили больше не выступать, не будоражить народ. Говорит же пословица: «Слово правды весь мир перевесит».
Лично мне кажется, что Шаймиев совершил крупную ошибку (хотя понятно, что его могли и ограничить в выборе реакционные силы, оказывая внешнее давление), когда отказался во время визита Хиллари Клинтон в Казань принять предложение стать советником Барака Обамы по взаимодействию с мусульманским миром. Это был достойный уровень для Минтимера Шаймиева, да и он много мог передать президенту США, наладить новые взаимоотношения между ним и Путиным. Возможно, предложение Барака Обамы и преследовало эту цель, использовать Шаймиева как специального медиатора в сложной системе российско-американских отношений. Тогда, мне кажется, не было бы трагических событий в Ливии, в Северной Африке.
Шаймиеву необходим не уход от государственных дел, а, наоборот, необходимо и востребовано его гораздо большее включение в государственные дела в Татарстане. Как говорил Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Он должен выступать с выражением своего мнения, по крайней мере, раз в месяц. Давайте проведем мысленный эксперимент - представим себе республику без Шаймиева. Мне кажется, она словно осиротеет.
Когда-то это неизбежно случится, но давайте мы сейчас будем использовать его гигантский политический потенциал, не уступая давлению. Шаймиев выступает в роли мощного духовного фокуса, он концентрирует в себе энергию свободы татарского народа. На него возлагаются народные чаяния, и он должен олицетворять татарского народного лидера, его авторитет бесспорен. И нужно «не отодвигать» его от решения крупных проблем, опираясь на конъюнктурные соображения, часто вторичные, а «нагружать» его сильнее.
Не нужно быть ясновидящим, чтобы в случае с Шаймиевым предвидеть повторение поговорки «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Кажется, был бы жив сегодня Тукай и его стали бы грызть завистники. Татары как-то уже очень привыкли не воздавать человеку по заслугам при жизни, именно это приводит к элементам «отрицательного» кадрового отбора и постоянного возврата республики к состоянию вторичной «автономности». Никто республике свободу и самостоятельность на блюдечке не принесет, каждый небольшой сдвиг нуждается в тщательной кропотливой работе именно по «шаймиевской» методологии.
Впрочем, известно, что Шаймиев в политической игре - гроссмейстер. Он ничего не делает зря. Возможно, заявление Шаймиева об «уходе от государственных дел» представляет собой типичный и любимый татарский маневр – отступить с поля боя, дав противнику расслабиться; и затем со всей мощью обрушиться на него, зайдя с тыла. Возможно, заявление Шаймиева лишь только свидетельствует, что нам как раз в недалеком будущем предстоят жаркие политические схватки. Татарстан вряд ли примет решение об отмене прямых выборов президента республики. Это было бы уже совсем позорно. Конечно, давление из Москвы по этому поводу будет значительным. Как просто – раз и нет проблем. Потому что новый избранный прямым голосованием президент должен быть предварительно согласован с группой Шаймиева, она слишком влиятельна в республике, и ее невозможно так просто отодвинуть в тень.
Не могу не прокомментировать в конце обыск в редакции. Событие беспрецедентное. Это скорее всего свидетельствует, что некоторые «силовые экстремисты» как раз хотят нарушить сложившийся межнациональный баланс в Татарстане. Или кто-то хочет сорвать Универсиаду? Началось с отставки министра МВД Сафарова, массированной информационной атаки на республику в федеральных СМИ, затем последовали заявления о 3 тысячах ваххабитов в лесах Татарстана и т. д. Стал, кстати, анализировать заявления о 3 тысячах боевиков. Фидель Кастро, например, писал исходя из своего опыта, что одного «партизана» содержат обычно не менее 10 сочувствующих, то есть в Татарстане это 30 тысяч человек для 3 тысяч. Невероятно.
И на одного такого «боевика» необходимо не менее миллиона рублей на содержание в год. 3 миллиарда рублей нужно, чтобы содержать в лесах Татарстана такую ораву. Никто на это не пойдет, эти деньги у нас лучше разворуют. Попытки внедрения «боевиков» в Татарстан как раз эффективно пресек именно Асгат Сафаров. Попытки в лесах республики держать схроны с боевиками даже в несколько человек сразу стали бы заметны местным жителям, среди которых разделяющих взгляды экстремистов не наблюдается. Да и в 30-градусный мороз никто в наших лесах жить не согласится, даже фанатики, у нас не Кавказ. То есть это все сознательно высосанные из пальца цифры. Вопрос в том: для чего они понадобились, кто и зачем пытается создать из Татарстана образ «ваххабитского» страшилища?
Рашит АХМЕТОВ
Газета “Звезда Поволжья” № 12, 28 марта 2013 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/
Комментарии