Ювенальная юстиция на практике

На модерации Отложенный
 

О тех бедах, которые несет семье ювенальная юстиция сказано много, но часто даже самого лучшего описания общего не достаточно, чтобы прочувствовать (именно прочувствовать, а не понять логически) сущность явления. Поэтому мы предлагаем рассмотреть работу ювенальных органов опеки на конкретном примере.

 

Сегодня в ряде регионов России (в нарушение Конституции) в пилотном порядке уже введены ювенальные технологии, одним из таких регионов является Нижегородская область.

 

В деревне Дальняя Криуша Арзамасского района Нижегородской области у многодетной семьи Шевалдиных (4 ребенка) летом 2010 года сгорел добротный кирпичный дом, машина и всё имущество. Оказавшись в крайне затруднительном положении семья Шевалдиных обращалась за помощью местные органы власти, но в ответ чиновники “помогли” отговорками и… выдали 2000 рублей.


В итоге на материнский капитал семья с трудом купила маленький флигель.

 

В феврале 2013 года, как рассказывает мать четверых детей Наталья Ивановна Шевалдина, старшая дочь не пришла из школы – ее забрали в приют (без звонка из школы, просто старшая дочка не вернулась домой!). Через 3 дня увезли остальных детей. Причиной этого стало то, что в школе, где учатся дети, учителя заметили царапину на шеи старшей дочери и обратились сразу к социальным работникам с информацией о том, что якобы есть все основания думать, что детей избивают.


Инспекторы сразу же (!), фактически без разбирательств, без предупреждения забрали детей и отправили их в приют (даже не выдав на руки протокол изъятия детей) и подали документы в суд на лишение Шевалдиных родительских прав.

 

 

Напомним, что совсем недавно на съезде Родительского Всероссийского Сопротивления Президент России В.В. Путин заявил: «Конечно, каждый случай имеет свои особенности, которые надо учитывать. Действовать необходимо не только решительно, но и, что очень важно, действовать всегда нужно в высшей степени деликатно. Необходимо избегать холодного формализма и прилагать максимум усилий для сохранения и поддержки полноценной семьи. Ведь результативность борьбы за благополучную, безопасную жизнь детей должна измеряться не количеством дел по лишению родительских прав. Это совсем не тот критерий, которым нужно руководствоваться. Напротив, лишение родительских прав – это очень сложная, крайняя мера. Подчас это просто тупик. Это вольное или невольное содействие разрушению традиционной российской семьи, а счастливую, крепкую семью не заменит никакой закон, никакой государственный надзор, это уж точно.


Гораздо важнее другое, важнее устранять причины социальных болезней. Конечно, это длительная, системная, гораздо более сложная работа.»


Президент России недвусмысленно заявляет, что главная задача гос. органов – СОХРАНЕНИЕ семьи, и на это должны быть направлены все усилия. Но изъятие детей в Арзамасском районе демонстрирует пример строго обратной логики, вместо того, чтобы помочь семье, чиновники бросают погорельцам издевательские 2000 рублей и потом сами же изымают детей под непроверенным предлогом. В Арзамасском районе чиновники живут по принципу «До царя далёко, до Бога высоко»?

 

Может быть стоит обратить внимание на это заявление В.В. Путина: «Непродуманное внедрение таких механизмов, по сути, нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах».


Немного о школе, в которой учились дети. МБОУ «Мотовиловская средняя общеобразовательная школа» («Мотовиловская СОШ») очень ухоженная, с качественным ремонтом и оснащенная современным оборудованием. Это очень бросается в глаза на фоне всего остального, что творится в данном населенном пункте. Почему же «Мотовиловская СОШ» имеет такие шикарные условия, а соседние школы находятся в совсем других условия? Если зайти на сайт этой школы – http://shkolagarmonii.ucoz.ru, то первое, что сразу бросается в глаза, это высокая активность педагогов в части повышения квалификации (что, безусловно, в принципе хорошо).

Педагоги школы постоянно повышают свой профессиональный уровень на курсах, участвуют в семинарах и конференциях, распространяют свой опыт, являются сотрудниками общественной научной лаборатории среды и средовых исследований в образовании. Например, в августе 2012 года педагоги школы принимали участие в Международной программе повышения квалификации «Инклюзивное образование в контексте интеграционных процессов», проходившей в Финляндии (Хельсинки, Карис, Турку), Швеции (Стокгольм), Норвегии (Осло), Дании (Копенгаген) и в Эстонии (Таллин). Программа организована президентом РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» Н.П. Литвиновой совместно с исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) и Высшей Народной школой (Карис, Финляндия).

 

Ювенальная юстиция (ЮЮ) на Западе – это давно устоявшийся институт, у нас в Россию ЮЮ хотят ввести именно по западному образцу. Вот несколько характеристик западной ювенальной системы, на примере Финляндии:

  • Решение об изъятии детей может быть принято дистанционно, без знакомства с родителями и их оповещения.
  • Анонимный донос и бездоказательное «подозрение» – это причины для изъятия детей из семьи, без решения суда.
  • Все меры сосредоточенны на изъятии детей, деньги выделяются только на изъятие детей, а не поддержку семей.
  • Основные причины изъятия детей: шлепок, неопрятная одежда, национальность семьи, вероисповедание семьи, особенно православие (в частности, соблюдение поста).
  • Финансирование служб социального патроната зависит от количества изъятых детей, с «поголовной» оплатой.
  • Коррупционные схемы в изъятии детей.

Ничего не напоминает? Этому учат сотрудников «Мотовиловской средней общеобразовательной школы» на вышеперечисленных курсах?

Обращает на себя внимание факт сотрудничества «Мотовиловской СОШ» с «Высшей школой экономики». Учитывая проводником чьих интересов в России является «Высшей школой экономики», это глубоко символично и многое объясняет.

 

Но вернемся к семье Шевалдиных. После этого ужасного события Наталья Шевалдина написала открытое письмо уполномоченному при Президенте по правам ребёнка Павлу Астахову.

 

Детский омбудсмен в ответ попросил губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева разобраться, почему после пожара у многодетной матери хотят забрать четверых детей. Астахов написал в своем Twitter, что такие “большие и дружные семьи надо беречь” – омбудсмен предложил собрать деньги на новый дом или дать уже готовое жилье.

Но детей так и не вернули в семью. После изъятия из семьи у двоих детей началось воспаление легких и еще у одного ребенка есть подозрение на воспаление легких!

 

27 марта (в среду) в Арзамасском районе состоится заседание суда, на котором будет решаться судьба семьи Шевалдиных. Дай Бог, детей удастся отстоять (что далеко не факт), но кто ответит за страшные испытания, через которые прошла разлученная семья?

 

Мы должны не просто отбиваться от ювенальной мерзости, это необходимо, но недостаточно. Нужно требовать введения уголовной ответственности за целенаправленное разрушение семьи, помещение детей в приют допустимо только если семьи уже де-факто нет.


Отнять детей у матери – это не в магазин сходить. Любой психолог скажет, что для ребенка это ужасный стресс, до 3-4 лет ребенок идентифицирует себя и маму как единое целое, и отрыв от матери влечет серьезнейшие психологически нарушения и болезни. Все дети получают синяки и царапины (разумеется не путем побоев) – они со временем проходят. Память и последствия изъятия детей из семьи останется навсегда. Почему же тогда это должно забываться ответственными за это чиновниками? Почему можно безнаказанно делать детей инвалидами, травмировать детскую психику и не нести за это никакой ответственности?

 

Семья имеет право на защиту. Необходимо ввести уголовую ответственность для чиновников, которое своим действием (изъятие детей) или бездействием (не помогли многодетной семье, оставшейся без крыши над головой) способствуют разрушению семьи.