500 секунд правды: Таможенный Союз для Украины - вопрос жизни
500 секунд правды: Таможенный Союз для Украины - вопрос жизни
О самоизоляции украинского руководства в вопросе участия в Таможенном союзе с Россией, Белоруссией и Казахстаном, о выгодах для Украины от вступления в ТС, о российских инвестициях, об ущербности соглашения о зоне свободной торговли с ЕС для Украины, о едином научно-производственном комплексе, общей авиапромышленности, судостроении, атомной энергетике, об ущербной украинской экономике в лучае интеграции в еврозону и о перспективной — в случае участия в евразийский структурах — в коротком, но очень емком интервью российскому телеканалу ТВЦ Сергея ГЛАЗЬЕВА, советника Президента РФ, академика Российской Академии наук (РАН).
У многих складывается впечатление, что Украину пытаются привлечь в Таможенный Союз вопреки ее воле. Так это или нет?
Сергей ГЛАЗЬЕВ: Украина была одним из инициаторов единого экономического пространства (ЕЭП) и до сих пор в украинском законодательстве действует наше соглашение о формировании единого экономического пространства на четверых, ратифицированное украинской Верховной Радой. То есть, юридически Украина до сих пор остается в процессе интеграции. Но после известных «оранжевых» событий вектор поменялся на противоположный, Украину потащили на запад и, к сожалению, до последнего времени во всяком случае украинское руководство практически самоизолировалось.
Там уже давно не «оранжевый президент».
Сергей ГЛАЗЬЕВ: Да. Верно. Это нас удивляет, потому что участи Украины в евразийском интеграционном процессе Украине очень выгодно. Более того. Если Украина не будет участвовать в Таможенном Союзе и едином экономическом пространстве с Россией, ее ждет дальнейшее ухудшение экономического положения.
Объясните "на пальцах", что ждет Украину в случае, если она присоединяется к Европейскому союзу и в случае, если она уходит в Евразийские структуры.
Сергей ГЛАЗЬЕВ: Мы уже три года ведем работу, и неоднократно проводили консультации с украинскими представителями правительства. И проводили расчеты вместе с украинскими учеными. Последние данные. Результаты расчетов, которые делались ведущими учеными Российской академии наук и украинской национальной академии наук по моделям межотраслевого баланса на перспективу до 2030 года. В случае, если Украина участвует с нами в Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, она получит дополнительный прирост валового продукта к 2030 году не менее 6 процентов. Скорее всего, этот прирост будет больше. В абсолютных объемах этот показатель составляет, начиная с 5 миллиардов долларов в ближайшем году до 20 миллиардов долларов дополнительного валового продукта к 2030 году. В случае, если Украина участвует в Соглашении о свободной торговле с Европейским союзом, по нашим расчетам она теряет до 1,5 процента валового продукта. При этом, абсолютные потери составляют 3-4 миллиарда долларов ежегодно из-за ухудшения условий внешней торговли.
На сегодняшний день у Украины дефицит торгового баланса. Причем, большой дефицит.
Участие в Таможенном союзе позволяет Украине полностью сбалансировать платежный баланс, потому что извечная тема цены на газ в случае присоединения Украины к Таможенному союзу решается автоматически. У нас действует соглашение о равнодоходных ценах на газ на всей территории единого экономического пространства, чем Белоруссия уже активно пользуется. У нас не будет экспортных пошлин. У нас не будет барьеров в торговле продовольственными товарами. В совокупности это даст улучшение условий торговли для Украины уже сейчас – 9 миллиардов долларов в год. Это прирост положительного сальдо торгового баланса. Сегодня сальдо минус 5-6 миллиардов долларов, здесь улучшение на 9 миллиардов долларов, значит, Украина выйдет на нормальный торговый баланс, не отрицательный, что позволит стабилизировать украинскую валюту и создать условия для устойчивого развития.
Замечу, что данные, о которых я говорю, это результат большого исследования, которое велось более трех лет с участием ведущих специалистов украинской академии наук. Цифры все выверены, они опубликованы, никаких сомнений в этих цифрах украинская сторона ни разу не высказывала. Высказываются соображения очень далекие и от экономики, и от здравого смысла. Например, говорят, что у них другой цивилизационный выбор. Это вообще странно слушать в Киеве, который является колыбелью нашей общей цивилизации. Мать городов русских, как известно. Говорят о том, что Европа даст больше инвестиций. Это тоже неправда. Мы недавно посчитали, что самым большим инвестором в украинскую экономику является Россия. Если посчитать инвестиции, которые идут через оффшорные зоны, мы лидируем в качестве инвестора в украинскую экономику, опережая все другие страны, вместе взятые, почти в два раза.
Янукович недавно, будучи в Брюсселе, подтвердил намерение Украины подписывать соглашение о зоне свободной торговли с Европейским союзом – это как раз вот те минус 1,5 процента валового и минус 3-4 миллиарда долларов в год, о которых я говорил. То есть, для Украины это ущербное соглашение. Но оно имеет очень большой политический смысл, потому что если Украина подписывает соглашение о зоне свободной торговли с Европой, это значит, что она уже не сможет войти к нам в Таможенный союз.
Я убежден в том, что если, скажем, провели бы референдум или сделали бы какое-то рациональное обсуждение этого вопроса с участием украинских ученых и экспертов, пришли бы к абсолютно таким же выводам, о которых я говорю. И более того, опросы общественного мнения, которые проходят на Украине, говорят о том, что, несмотря на оголтелую пропаганду против России и против интеграции, которая льется с многих украинских каналов, большинство граждан по-прежнему выступают за интеграцию. Собственно говоря, от них украинское руководство и получило мандаты.
Мы бы хотели получить разумные внятные ответы на вопросы, которые нас волнуют, потому что участие Украины в Таможенном союзе и нам очень важно, выгодно и России, и Белоруссии, и Казахстану. Наши авиационная промышленность, судостроение, атомная промышленность очень сильно взаимосвязаны, это единый комплекс. Поэтому, когда мы убеждаем украинское руководство идти в Таможенный союз, мы это делаем с полным пониманием общности наших интересов в интеграции. Более тысячи кооперационных связей сохраняются в научно-производственном комплексе. Это миллионы людей, занятых как раз в тех высокотехнологических отраслях, с которыми мы связываем нашу модернизацию. Поэтому я считаю, мы должны использовать все аргументы, в том числе, нашу переговорную позицию, которая очень сильна, для того, чтобы убедить наших украинских партнеров в том, что для них – это вопрос выживания. Для нас это вопрос целесообразности, а для Украины – вопрос выживания, потому что с нами Украина выживет как сильная, перспективная экономика. Без нас они превратятся просто в сырьевую колонию, в резервуар дешевой рабочей силы.
Комментарии