Матриархат в СССР (признаки)

1. Счёт происхождения детей по материнской линии, наследование по материнской линии (матрилинейность)

Это свойство объясняется характерным для матриархата промискуитетом, беспорядочными половыми связями, групповым браком, когда мать допускает к себе последовательно разных приходящих мужчин, и определить от какого мужчины ребёнок невозможно.

Что в СССР беспорядочные половые связи существовали и велась напряжённая половая жизнь как на работе, так и вне её - не большой секрет. Тот, кто жил в СССР, знает, что происходило, когда мужчины или женщины ездили в командировки, на турбазы, на курорты. Существует и более объективный показатель - одно из первых мест в мире по количеству абортов, которому, как известно, предшествует половая связь. Пик абортов пришёлся в СССР на 1964 год, когда было учтено около 5,6 млн. абортов, сделанных в медучреждениях (см. сайт "Демография России").

Не все женщины склонны к откровенному разврату, но матриархальный строй сильнее и определяет их поведение. Существовал институт разводов - тот же групповой брак, только осуществляемый последовательно. При разводе (и это предусмотрено законом) связь между супругами не должна прерываться, бывший муж обязан участвовать в жизни материнской семьи (мать с ребёнком, в 99-90% случаев разводов ребёнка оставляли матери), поддерживать материально, участвовать в воспитании ребёнка. При этом мать была свободна и могла принимать других мужчин или вступить в следующий брак. Что это, как не групповой брак? Разводы в СССР были распространены с 1966 года примерно так же широко, как сейчас.

Счёт происхождения по матери виден из действовавших норм, регулировавших рождение и регистрацию ребёнка, по которым факт рождения ребёнка и его происхождения следует единственно из факта родов в мед.учреждении, официально и документально удостоверяемого медиками. Мужчина исключён, вторичен.1 Происхождение ребёнка определялось от родившей женщины, роды происходили в присутствии уполномоченных на удостоверение происхождения государственных врачей (поскольку проводились в роддоме).2 Затем ребёнок оформлялся в ЗАГСе (на основании документов, выданных в роддоме). Отцом ребёнка автоматически считался муж данной роженицы, состоящий в официальном браке с ней. Было принципиально не важно, зачат этот ребёнок от официального мужа или от кого-то ещё, не важно, есть ли вообще муж у роженицы. Если женщина родила вне зарегистрированного брака (мать-одиночка, пользовалась привилегиями наподобие выделения квартиры вне очереди), то мать объявляет отца ребёнка (при регистрации ребёнка). Внебрачный отец мог отказаться, и тогда закипала судебная тяжба или начиналось моральное давление, с привлечением общественности, парткома, месткома и т.д. Официальный муж нужен был лишь как подспорье в домашнем хозяйстве, и с этой точки зрения он, конечно, был для женщины и её ребёнка желателен, но только с этой. Воспитание государство возлагало на мать, муж как воспитатель государством вообще игнорировался. Женщины также старались отстранить ребёнка от влияния отца, брали инициативу в воспитании ребёнка в свои руки и очень ревниво оберегали своё главенство в этом вопросе (на этой почве происходило много скандалов в семьях). Для матриархального строя это логично.

Фамилия по мужу - дань прежним временам, формальность, призванная не раздражать мужчин, ввести их в приятное заблуждение относительно своего главенства в семье. Как известно, в матриархальном обществе Nair в штате Керала на юге Индии также фамилия ребёнка происходила не от фамилии матери, а от дяди матери. Фамилия по мужу - не обязательная норма, в законе о семье было оговорено, что супруги могут принять фамилию любого из них или оставаться каждый со своей.
   
Наконец, право матери на ребёнка отражается в факте передачи совместно зачатого ребёнка матери при разводе, игнорировании прав на ребёнка мужа. Согласно статистике (по разным источникам) от 90 до 99% разводов сопровождались передачей ребёнка матери. В докладе С.Ю.Рощина "Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин" приводятся данные микропереписи населения 1994 года в России: "Неполные семьи составляли 17% всех семей с детьми. Причем доля материнских неполных семей с детьми составляла 90% от всех неполных семей, где проживает один родитель с детьми, а отцовских – 10%".3

Наследование детьми имущества по материнской линии в СССР не могло состояться полностью (имеется в виду наследование всего имущества семьи), так как равенство полов в браке считалось важной целью государства. Эта цель служила основанием для постоянной борьбы за улучшение положения женщин и таким образом - для укрепления матриархата. Поэтому законом было установлено, что дети наследуют только половину имущества семьи по материнской линии. Впрочем, наследование всего имущества по материнской линии - не обязательная черта матриархальной семьи, такой порядок наследования если и существовал, то только на начальных стадиях первобытной общины. В матриархальных обществах на стадии большего материального развития муж имел отдельное имущество (например, орудия производства), которые матери и её детям не принадлежали и ими не наследовались.

Имущество семьи в СССР имело несколько противоречивый статус. Оно было совместной собственностью супругов, но в экстремальных случаях могло делиться - при разводе, при определении доли в наследстве. Одновременно с этим крупное имущество могло "регистрироваться" на одного из супругов по их договорённости (машина, дача). Могло быть получено в подарок и тогда совместной собственностью не считалось. С точки зрения детей в советской семье наследство они получали от обоих родителей, но с точки зрения матери они полностью наследовали её долю имущества, то есть наследование по материнской линии было, мать передавала половину имущества семьи (не обязательно ею заработанного, может быть, заработанного её мужем, но перераспределённого в её пользу справедливым советским законом) как сыновьям, так и дочерям в равных долях. Наконец, не нужно забывать о варианте, когда ребёнок прижит матерью не от официального мужа. Тогда наследство он получит от своей матери, а от фактического отца не получит ничего; вероятно, и знать о нём не будет. Такие случаи в современной продвинутой семье - не редкость. Существует статистика по США: при проведении тестов на родительство обнаруживалось, что в 20-30% случаев дети происходят не от тех отцов, от которых считается их происхождение, о чём официальный муж не подозревает. По СССР, естественно, такой статистики не могло быть из-за отсутствия тестирования на родительство.
   
Подход к браку со стороны женского пола в СССР выражает такая типичная фраза: "Я хочу выбрать себе такого мужа, чтоб он мне нравился, и родить от него себе ребёнка". В патриархальном обществе девушки думали бы по-другому: "Надеюсь, что меня выберет хороший жених (или сосватают родители) и я ему рожу сына (наследника)".

Матрилинейность - это то, что Морган и Бахофен называли словом гинеократия (материнское право), а Жозеф-Франсуа Лафито - гинекократия. Гинеократию Бахофен и Морган определяли как происхождение детей по женской линии и развившееся со временем соответствующее право наследования.

Матриархат и гинеократия - синонимы.

В современных семейных кодексах России, Украины повторяются советские положения: происхождение ребёнка по матери, отцовство - по факту регистрации брака с женщиной-роженицей. Вот цитата из Семейного кодекса РФ:

"Статья 47. Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей
Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.
Статья 48. Установление происхождения ребенка
1. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств...
2. Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке."
   
И хотя признают, что отцовство может быть оспорено, понятно, что реальных механизмов для этого нет. В кодексе Украины то же изложено другими словами, но есть очень характерная статья:

"Статья 124. 1. Если ребёнок родился до истечения 10 месяцев со дня прекращения брака ..., но после регистрации повторного брака его матери с другим лицом, считается, что отцом ребёнка является муж его матери в повторном браке."

Это яркое выражение матриархальной, матрилинейной направленности брака, оставшегося в СНГ после СССР.

2. Матрилокальность - проживание супругов в семье или доме жены, тёщи, выбор места проживания семьи женой.

Этот признак матриархата был выражен в СССР не ярко. В условиях переселения в города массы сельского населения многое зависело от жилищных условий и выделения квартиры предприятием. Но существовало такое понятие как идти в приймы, то есть жить в доме жены и её родителей. Выбор места проживания также часто определялся женой, например, когда молодые специалисты получали распределение, и жена считала себя вправе требовать ехать в тот город, который нравился ей или оставаться в её городе рождения. При этом, конечно, жена считала себя важнее мужа. Если муж (или жених) не соглашался, помолвка или брак могли расстроиться - в СССР это было просто.

Смысл обращения внимания на признак матрилокальности - в том, что он указывает на благоприятные условия для доминирования в семейной жизни жены, а не мужа. Родственники жены могут оказывать жене поддержку против её мужа в тех или иных вопросах и конфликтах, родственники жены очень эффективно могут усиливать позиции жены и подавлять её мужа4. Дом (основное имущество семьи), принадлежащий жене, - лучшее напоминание мужу, что он в семье "бедный родственник". При патриархате бывает типичной ситуация, когда муж забирает жену в место проживания своего рода, отрывает жену от её родственников с тем, чтобы они не вмешивались в семейную жизнь. Но такая ситуация не была типичной для СССР. Даже проживание семьи на, казалось бы, нейтральной территории - вдали от родственников мужа и жены - в условиях не нейтрального к семейной жизни и полам государства, поддерживающего женщину и матриархат, означало для мужа фактически "матрилокальность" со всеми её последствиями - в семейную жизнь вместо тёщи могло вмешиваться государство.
    
В матриархальной семье дети матери, рождённые от разных мужчин, считаются детьми семьи (и автоматически - законными детьми её нынешнего мужа) и проживают вместе с матерью. Такое может происходить в результате супружеских измен (с которыми муж вынужден мириться и которые закон никак не осуждает), в результате разводов, в результате которых дети в подавляющем большинстве случаев остаются при матери. Такой порядок также виден в неполных материнских семьях, где живут мать с детьми, а муж отсутствует. (Список европейских стран и регионов России, где значительная часть детей рождается вне брака, см. на этой странице).

3. Распоряжение имуществом семьи и экономической жизнью семьи матерью, собственность на имущество.

То, что в СССР жена распоряжалась имуществом и доходами семьи - факт общеизвестный, все знали, что муж должен зарабатывать, а жена - тратить. Официально считалось, что право собственности на совместно нажитое имущество между супругами делилось поровну. Однако, границы этого раздела никто практически определить не мог вплоть до развода, при котором вдруг обнаруживались большие непонимания и споры между супругами относительно своей собственности. Доминирующее положение в семье и обществе женщины делали позицию мужа слишком слабой, и эта норма закона оставалась благим пожеланием, что не было секретом ни для кого.

Распоряжение главы семьи её экономической деятельностью включает в себя распределение работ между подчинёнными членами семьи (дети, супруг, другие родственники), а также отбирание средств, заработанных членами семьи, аккумуляцию их в своих руках и последующее распределение по своему усмотрению на нужды членов семьи. При патриархате этим занимается отец-глава семьи, при матриархате - мать. В СССР мать-глава семьи раздавала наряды на работы мужу и детям, а также отбирала заработанное. Последняя функция была настолько известна, что стала содержанием многих анекдотов. Муж, получив зарплату, не имел права её держать у себя, а должен был отдать жене. Вот картинка из жизни северной русской деревни, описанная писателем-собирателем фольклора во второй половине 20 столетия в СССР; здесь мать отбирает деньги у сына:

"Я увидел на Севере прелестные, неожиданные для меня вещи. Когда парень, который перевозит нас через реку, денег в руки не берёт, отказывается: "Матке отдайте". А через пару часов он на этой же лодке отправляется на 4 дня вдоль берега Белого моря собирать ягоды". (Цит. по: Литературная газета №45, 2007, стр. 6, статья "Он всё делал всерьёз")

Конечно, это не означает, что мать всегда единолично распоряжалась средствами семьи, в каждой семье по-своему складывались отношения господства и подчинения. При чтении этого эпизода стоит также обратить внимание на противоречие между идеологией, утверждавшей, что семья в СССР не составляет хоз. ячейки, и реальностью, в которой сов. семья продолжала вести хоз. деятельность: зарабатывали, подрабатывали, строили себе дома, разводили скот, садили огороды...
      
Создавая с женщиной семью и прописывая её в своей квартире, муж не понимал, что отныне его квартира переходит в фактическую собственность его жены и её детей, что явно проявится при разводе, когда жена его вытеснит на улицу. Механизм такого явления, наверное, впервые раскрыт в статье "Типы семей и демографическая политика в России" А. Синельникова на сайте Demographia.ru, там убедительно пояснено, почему при разводе "на практике квартиры целиком достаются бывшим женам и детям".