Смысл Песаха

На модерации Отложенный

 

Вчера евреи начали праздновать Песах, еврейскую Пасху. В Пятикнижии Моисея, первых пяти книгах Библии этому празднику приписывается большое значение. Почему? И почему этот вопрос может быть важен для нас, современных людей?

Если считать Библию сказкой, написанной для диких людей, то возникает вопрос – а почему люди, становясь все менее дикими, продолжают читать эту сказку уже третью (по самым скромным прикидкам) тысячу лет? И почему самые недикие из людей все эти тысячи лет умудряются открывать для себя в этой сказке все новое и новое, одно важнее другого?

Конечно, напрашивается ответ, что мудрецы прошлого и сами были дикарями по сравнению с выпускниками современной средней школы. Но данная заметка адресована не тем, кто, услышав  что-то об Эйнштейне, стал считать себя выше Ньютона.

Непроходящая «популярность» Библии объясняется тем, что помимо буквального и вполне сказочного смысла едва ли не в каждом своем пассаже она содержит множество скрытых смыслов – смыслов, уже совершенно не сказочных. Эти скрытые смыслы позволяют говорить о «коде Библии», хотя  секреты Библии раскрывает не криптография, а личностное развитие читателя: по мере того, как человек взрослеет и умнеет, он обретает способность раскрывать все более и более скрытые смыслы Библии.

Это относится и к пониманию Песаха. История исхода евреев из Египта, если и имеет фактическую основу, то основа эта весьма далека от описанного в книге «Исход». События «Исхода» во многом сказочны. Но зачем понадобилась эта сказка? Какой в ней «намек»? И почему так строго предписывается последователям Библии хранить память об этом событии ? И почему так тщательно расписан ритуал праздника, призванного ежегодно напоминать о событии, которого, скорее всего, никогда не было, а если и было, то было совсем не таким, каким оно описано в Библии?

Чтобы понять ответы на все эти вопросы, нужно прочитать «Исход» другими глазами.

Не как рассказ о том, что произошло 3000 лет назад. А как рассказ о том, что происходит сегодня – о событии, начавшемся в незапамятные времена, но событии еще не законченном. Событии,  действующими лицами которого являются многие поколения, включая и живущих сегодня людей, и наших далеких потомков.

Мы все с вами уже вышли из «Египта», но мы еще не пришли в обещанную (обетованную) нам счастливую «землю Ханаана».  Земля Обетованная – это будущая Земля, счастливая Земля, та Земля, которую нам еще только предстоит сделать. Но, чтобы сделать эту будущую Землю, нам нужно сделать себя самих. Нужно измениться, стать другими.

Изменения наши происходят не быстро. Не так быстро, как нам бы хотелось. Но стоит сравнить нас современных с нашими предками разница становится заметной, причем тем более заметной, чем с более отдаленными предками мы себя сравниваем. (Конечно, если не стараться специально эту разницу не замечать.)

До совсем недавнего времени мы «брели по Синаю» сами того не замечая. И только сравнительно недавно осознание того факта, что все мы – путешественники, стало становится относительно массовым (хотя пока что и далеко не всеобщим).      

Как нам меняться? В какую сторону? Кое-что об этом рассказывает ритуал Песаха. Едва ли не главное в нем – чистота. Очищение от квасного, от испорченного в себепри подготовке к празднику. Но не только очищение от хамеца. В этом ритуале символично всё. Вкушать сладкое вместе с горьким. Жертвовать низшим в себе ради высшего в себе. И может быть самое главное – помнить о себе и о своем пути. О том самом, о котором мы так любим забывать.

О многом можно прочитать в книге, когда хочешь докопаться  до ее скрытых смыслов...