Ход конем
На модерации
Отложенный
Очередной мясной скандал в Европе выявил, что система контроля продукции далека от совершенства
В европейских странах стремительно падают продажи мясных полуфабрикатов. И это неудивительно: факт подмены говядины кониной подтвержден в десятках стран. Под видом говядины и свинины любителям полуфабрикатов скармливали лошадиное мясо.
Всемирный обман
В январе 2013 года служба обеспечения безопасности Ирландии обнаружила в говяжьих бургерах препарат, который используется только для лечения лошадей. Неожиданное открытие вынудило службу провести более дорогое генетическое исследование, которое подтвердило наличие ДНК конины в продукции. Сначала конина была обнаружена в бургерах ирландской марки Silvercrest Foods и испанской AhorraMas, затем в скандале, который стал распространяться со скоростью лесного пожара, оказались замешаны крупнейшие производители, в том числе французские Spanghero и Comigel, немецкая H.S. Schypke, норвежская NorgesGruppen, швейцарская Nestle, шведские Findus и IKEA (в говяжьих тефтелях, предназначенных для шведского рынка, и сосисках, продаваемых в российских магазинах, также нашли следы конины). Многие компании были вынуждены отозвать свою продукцию с рынка. А потребители некоторых стран, впечатлившись европейским скандалом, бросились срочно выяснять — что же они едят на самом деле? В ЮАР, например, в мясных продуктах обнаружили ослятину, буйволятину и козлятину.
Главные виновники скандала до сих пор не найдены — страны и компании кивают друг на друга. Сначала крайней пытались сделать Румынию — основного поставщика конины на мировой рынок. «Румыны, честно маркируя свой товар, обращают внимание общественности на очевидный факт — структура волокон мяса конины и говядины существенно отличается, что профессионалам однозначно понятно, а значит, ответственность с европейских производителей продуктов снимать не стоит», — говорит президент ГК «Авис» (работает в области ветеринарии) Наталья Яковлева.
Как выяснилось, система поставок мясной продукции в Европе очень запутана. Цепочка поставок выглядела так: с одной из румынских боен конина уходила к трейдеру в Голландии, оттуда — к другому трейдеру, обосновавшемуся уже на Кипре. Затем мясо отправлялось на юг Франции, оттуда в Люксембург, на перерабатывающий завод Comigel. И уже оттуда под разными брендами (и с неправильной маркировкой) — по всей Европе... «Конина могла поступать в Европу также из Польши и через Мексику — из Америки», — добавляет пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко. На каком этапе румынская или польская конина превращалась в говядину — предстоит выяснить.
Не так страшен черт
Полуфабрикаты — это удобно. Да и стоит такая продукция дешевле, чем натуральное мясо. Но кто знает, что прячется в начинке пельменей или в составе котлет? Жесткая конкуренция нередко заставляет производителей играть не по правилам. Населению требуется много продукции, и желательно недорогой. Согласно исследованию британского Национального агентства пищевых стандартов (FSA), более 90% британцев при покупке продуктов считают цену решающим фактором. И лишь 32% внимательно читают этикетки. При таких запросах производители и сети, естественно, борются за ценник, а не за содержание продукта. При этом в Великобритании, например, мясопродукты, готовые к употреблению, очень популярны. Их использует девять из десяти британских семей, а общий объем рынка составляет в общей сложности свыше 2 млрд фунтов в год. В других странах Европы уровень потребления мясных полуфабрикатов тоже высок — в среднем более 35 кг на душу населения в год.
Конина — традиционный вид мяса для некогда кочевых народов, например, тюрков. Едят конину и в некоторых странах Европы — например, во Франции, Швейцарии. Этот вид мяса непременная составляющая итальянской салями. Возможно, именно поэтому у большинства российских потребителей история с обнаружением конины в европейских бургерах вызвала лишь недоумение. Конина — вполне съедобное мясо, никто не отравился и не умер. А вот в Англии, славящейся любовью к лошадям, употреблять это мясо в пищу не принято (в России, скажем, не принято есть собак — что совсем незазорно в странах Азии).
Главная причина возмущения европейцев — сам факт использования не того мяса, которое заявлено на этикетке. «Во-первых, производитель, который разбадяживает говяжий фарш дешевой кониной, получает дополнительные конкурентные преимущества. Незаконно получает. Во-вторых, для европейца норма — если ты покупаешь говядину, значит, это должна быть говядина, если конину — конина. И иначе быть не может», — рассуждает президент компании «Мясной дом Бородина» Виталий Геворкян. Оказалось, может. Продажи мясных продуктов, например, во Франции и Великобритании снизились больше чем на 50%.
Если судить по публикациям в зарубежной прессе, европейцы отказываются от полуфабрикатов именно из-за самого факта фальсификации. Россия, которая к скандалу прямого отношения вроде бы не имеет, настаивает на другой версии событий. По мнению представителей Россельхознадзора, в Евросоюзе намеренно пытаются все свести к неправильной маркировке. «Когда начался скандал в Европе, людей стали успокаивать, что только этикетки были неправильными, а мясо качественное. На самом деле люди получали самое дешевое и небезопасное мясо, — уверен Алексей Алексеенко. — В переработку шли старые, в том числе спортивные лошади, которых на протяжении жизни неоднократно лечили антибиотиками».
Дело в том, что по стоимости конина (если, конечно, речь идет о «промышленном» мясе) не уступает говядине. Следовательно, добавлять ее в продукты (и скрывать это) не имело бы никакого смысла. Возникает вопрос: какого качества было мясо, если выгоднее было выдавать его за говядину? И откуда в Европе взялось столько «свободной» конины? По оценкам Еврокомиссии, общий объем замороженной конины, переработанной и ушедшей в торговлю, составил 750 тонн. Значит, использовалось мясо из неизвестных источников, а в такой ситуации о безопасности продукции говорить нельзя.
В пользу этой версии говорит и факт обнаружения в продукции обезболивающего, применяемого при лечении лошадей, — фенилбутазона. «Этот препарат является противовоспалительным и обезболивающим средством для лошадей и при этом он опасен для людей», — отмечает Наталья Яковлева. В больших дозах это лекарство может быть канцерогеном. Правда, главный медэксперт Великобритании, профессор Салли Дэвис заявила, что концентрация препарата в обнаруженной конине была ничтожно мала и не представляла угрозы здоровью. Но кто даст гарантии, что подобный обман не повторится? К тому же в данной истории есть много вопросов, на которые пока нет ответа: существует ли вообще контроль продуктов? Как часто проводятся проверки и насколько им можно доверять? И каким образом стал возможен столь массовый подлог?
Поставить на лошадь
История с обнаружением конины в европейских полуфабрикатах — тема неоднозначная и, возможно, намеренно раздуваемая. Скандал возник в благополучной Европе внезапно и так же внезапно сошел на нет. Смущают разные оценки масштабов «бедствия»: по некоторым данным, в продуктах было обнаружено только ДНК конины в объеме 1%, по другим — в некоторых видах лазаньи конина достигала 60%, а то и 100%... Как считает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, необходимо разобраться, сколько конины попало в продукцию: если речь идет лишь о следах ДНК, то это ничтожно мало. Гипотетически ДНК лошадей могла оказаться в продукте, если на бойне не соблюдались санитарные нормы и частицы конины смешались с мясом других животных.
«Лошадиные» разборки уже нанесли ущерб репутации многих производителей. Например, представители латвийского предприятия Forevers заявили, что скандал — это происки конкурентов и попытка рейдерского захвата предприятия.
В раздувании этого скандала, как и любого подобного, могут быть заинтересованы представители «смежных» отраслей. Скорее всего, на пике падения спроса на мясные полуфабрикаты в Европе в краткосрочной перспективе вырастут продажи охлажденного мяса — недовольные потребители перейдут на «чистый» продукт, в происхождении которого можно быть более-менее уверенным. Уже сейчас на мясных прилавках Великобритании появился знак с перечеркнутым силуэтом лошади — здесь не торгуют кониной.
«Данный скандал в условиях ВТО однозначно будет прекрасным инструментом для закрытия местных рынков от европейских поставок», — считает президент ГК «Авис» Наталья Яковлева. Российские власти и представители отечественного лобби, как водится, поспешили кинуть камень в огород европейцев. «Это безобразное событие, которое показало, что система отслеживания продукции в Европе не работает, — считает президент Мясного союза РФ Мушег Мамиконян. — России необходимо заново проинспектировать все предприятия, которые поставляют мясную продукцию в нашу страну». При этом, по оценкам президента Мясного союза, на долю импорта приходится лишь 2% рынка мясопродуктов в натуральном выражении. Так что, даже если европейское направление закроют, не пострадают ни потребители, ни поставщики.
Скандал как повод
«Более 90% рынка мясопродуктов — колбас, сосисок, мясных деликатесов и полуфабрикатов — занимает продукция внутреннего производства», — отмечает аналитик ИК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
В гораздо большей степени Россия зависит от импорта сырья. По оценкам Максима Клягина, на долю импорта приходится около 30% используемого сырья, в том числе свыше трети от общего объема потребления говядины и около четверти — свинины. В основном это замороженное мясо, именно оно используется для нужд мясопереработки. Но и сырье поступает к нам не из Европы. Наши крупнейшие поставщики — Бразилия, Австралия, Уругвай. «Если закрыть сейчас Евросоюз, то весь недостающий объем с удовольствием доберут бразильцы и американцы», — заявил глава Россельхознадзора Николай Власов. А значит, Россия может смело обвинять Европу в «неработающей системе проверок качества».
После вступления России в ВТО импорт готовых мясопродуктов начал расти. До последнего времени пошлина на импортную колбасу составляла 25% стоимости продукта, но не менее 40 евроцентов за килограмм. Сейчас ввозная пошлина снижена до 0,25 евро (10 рублей по нынешнему курсу) с килограмма. То есть ее фактически не стало. Производители из Польши, Германии и Прибалтики стали увеличивать поставки в Россию. «Наша мясопереработка скукоживается. Нынешний скандал с кониной может быть использован для того, чтобы попытаться ограничить колбасный импорт», — предполагает президент компании «Мясной дом Бородина» Виталий Геворкян. Однако надо иметь в виду, что настоящую конкуренцию российским колбасам составляет не западноевропейская продукция, а дешевая белорусская, которая хлынула на наш рынок в рамках Таможенного союза. А в белорусских полуфабрикатах конины нет.
В разгар скандала Россельхознадзор уже задержал партию сосисок из Австрии весом 20 т. Продукция была заявлена как произведенная из свинины, но в ней было обнаружено ДНК лошади, мясо птицы и соевый белок. Служба заявила о намерении активно проверять поступающие из-за границы товары. «Поставщики будут стараться сбыть некачественную продукцию в страны третьего мира, в том числе и в Россию», — уверен Алексей Алексеенко. По его словам, еще до массовой шумихи служба запретила поставки готовых мясных товаров из трех земель Германии (Баварии, Нижней Саксонии и Северного Рейна-Вестфалии). Причина — отсутствие федерального ветеринарного контроля экспорта продукции.
Как в зеркале
Обвиняя европейцев в фальсификации (что, безусловно, является нарушением всех норм торговли), мы забываем о собственных проблемах. Гарантировать качество продуктов в России вообще никто не может. Ни в Россельхознадзоре, ни в Мясном союзе уже даже не отрицают, что в нашей стране нет четкой системы контроля качества. Контроль осуществляется Роспотребнадзором, который раз в три года проверяет каждое из предприятий пищевой промышленности. По жалобе потребителя, правда, он может провести внеплановую проверку. Иногда экспертизы продуктов питания проводят организации по защите прав потребителя или СМИ. Однако говорить о системе отслеживания товара «от сырья до полки» в России не приходится.
Более того, у нас нет даже четких стандартов производства. К примеру, колбасные изделия в России могут выпускать по ГОСТу, а могут — по техническим условиям (ТУ). «При этом продукт по ТУ может быть чище гостовского, а может быть сделан из сплошных заменителей гостовских ингредиентов. Даже продукты по одному и тому же ГОСТу бывают разными», — говорит представитель компании «Мясной дом Бородина». На этику производства влияет наше богатое советское прошлое. Как отмечают эксперты, еще в 1979 году в ГОСТ 23670-79 «Колбасы вареные, сосиски и сардельки, хлебы мясные» в связи с упадком отечественного животноводства были включены баранина, козлятина, а также буйволятина и мясо яков. Участники отрасли не скрывают, что и сейчас замена сырья в производстве мясопродуктов — дело обычное. Бывает, заменяют свинину более дешевой курятиной. Хорошо, если только курятиной. «Мясная фальсификация для России — вещь почти узаконенная. Во многом это связано с тем, что на рынке нет доверия и четких правил. При таком положении побеждает тот, кто ловчее бадяжит и играет с ценой», — подытоживает Виталий Геворкян.
«Мясных» скандалов было в Европе немало. Потребителям мяса угрожал то птичий, то свиной грипп, то коровье бешенство. Правда, в истории с кониной речь идет не столько о возможном вреде для здоровья потребителей, сколько о глобальной фальсификации. А ее размах и масштабы поставили под сомнение европейскую систему контроля пищевой продукции.
Полезный продукт
Некоторые диетологи считают, что конина даже полезнее говядины — она менее жирная. Больше всего конины на душу населения приходится на Казахстан — в 2010 году здесь съедалось в среднем 4,5 кг на человека. Россия конину и производит, и импортирует. По данным Национальной мясной ассоциации, общий объем ввоза свежей и замороженной конины в РФ по итогам 2012 года составил 26,5 тыс. т, при этом основным поставщиком этого вида мяса в нашу страну является Аргентина (40% в общем объеме поставок), далее следуют Уругвай (14%), Австралия (6%), Исландия (2,1%), Болгария (1,8%). Оптовая стоимость конины сравнима со стоимостью говядины.
Российский рынок полуфабрикатов
По оценкам компании BusinesStat, объем продаж мясных полуфабрикатов в России в 2011 году вырос на 10% и составил 1 млн 682,5 тыс. т. В 2012 году, по оценочным данным, этот показатель может вырасти до 1 млн 781,4 тыс. т, а по итогам 2016 года может превысить 2 млн т. При этом импорт мясных полуфабрикатов в Россию невелик — в 2011 году он составил всего 18,68 тыс. т, а основными поставщиками были Испания, Бразилия, Венгрия, Германия и Бельгия.
Наиболее популярны среди россиян такие мясные полуфабрикаты, как пельмени, манты, хинкали (на них приходится более 50% рынка в объемном выражении), а также мясные котлеты, блины с мясом, комплексные блюда с мясом, мясной фарш. По подсчетам BusinesStat, в настоящее время объем потребления мясных полуфабрикатов в России на человека в год составляет около 13 кг (с учетом продуктов собственного производства). Еще в 2007 году этот показатель составлял 9,7 кг на человека в год, а по итогам 2016 года может увеличиться до 14,6 кг, считают эксперты. Для сравнения: объем потребления мяса и мясопродуктов в России, по данным Минсельхоза, составляет 73,8 кг на душу населения.
Комментарии
В России в большинстве "мясопродуктов" кроме отходов мясопроизводства (шкуры, костной муки, жил и прочих остатков) вообще ничего мясного нет.