Кола Брюньон – источник силы и вдохновения

На модерации Отложенный

 

              Ромен Роллан

«Жив курилка...» — кричит Кола прия­телям, пришедшим посмот­реть, помер ли он от чумы. Но нет, Кола Брюньон, «старый воробей, бургунд­ских кровей, обширный духом и брюхом, уже не первой моло­дости, полвека стук­нуло, но крепкий», не соби­ра­ется поки­дать столь любимую им землю и по-преж­нему упива­ется жизнью, даже находит её «более смачной, чем раньше». Кола — столяр, у него дом, свар­ливая жена, четверо сыновей, любимая дочь и обожа­емая внучка Глоди. Воору­жив­шись долотом и стамеской, он стоит перед верстаком и делает мебель, украшая её замыс­ло­ва­тыми узорами. Истинный художник. Кола нена­видит серость и пошлость, каждое его изделие — насто­ящее произ­ве­дение искус­ства. Хоро­шенько пора­ботав, Брюньон охотно воздает должное старому бургунд­скому и вкусной еде. Кола раду­ется каждому прожи­тому дню, он живет в ладу с собой и так же стара­ется жить и со всем миром. Но увы! последнее-то как раз удается далеко не всегда. Недавно во Франции умер добрый король Генрих IV, его сын Людовик еще мал, и страной правит вдов­ству­ющая королева-регентша Мария Медичи вместе со своими фаво­ри­тами-итальян­цами. Затихшая было при Генрихе вражда между като­ли­ками и гуге­но­тами вспы­хи­вает с новой силой. «Пускай всякий живет себе в нашей Франции и не мешает жить другим!» — считает Кола. Он согласен со всеми богами и готов распить бочонок доброго вина и с като­ликом, и с гуге­нотом. Поли­тика — это забава для принцев, а крестьянам нужна земля. Крестьяне делают землю плодо­родной, растят хлеб, ухажи­вают за вино­град­ни­ками, а потом пьют доброе вино.

Насту­пает весна, и снова ноет сердце старика Брюньона — никак не может он забыть свою юноше­скую любовь, рыже­во­лосую краса­вицу Селину. Не он один был влюблен в эту спорую на работу и острую на язычок девушку, прозванную Ласочкой. Пришлось тогда Кола даже поме­риться силой с лучшим своим прия­телем, но напрасно: доста­лась бойкая Ласочка жирному мель­нику. Вот спустя много-много лет отправ­ля­ется Кола погля­деть на свою Ласочку. И хотя та уже старуха, в глазах Брюньона она прекрасна, как и раньше. Только сейчас узнает Кола, что любила его Ласочка больше всех на свете, да только упряма была, вот и вышла за другого. Но прошлого не воро­тишь... Но станет ли Кола «дуться на жизнь, как старый дурак, оттого, что это и то не так? Все хорошо, как оно есть. Чего у меня нет, ну его к чертям!»

Летом в городке Кламси, подле кото­рого живет Кола, вспы­хи­вает эпидемия чумы. Брюньон отправ­ляет семью в деревню, а сам оста­ется есть, пить и весе­литься вместе с друзьями, уверенный, что чума минует его дом стороной. Но однажды он обна­ру­жи­вает у себя при знаки страшной болезни. Опасаясь, что его дом сожгут, как и все дома, где побы­вала чума, Кола, захватив любимые книги, пере­би­ра­ется в хижину на своем вино­град­нике.

Жизне­любие Кола, цели­тельная сила земли побеж­дают недуг, Кола поправ­ля­ется. «Жив курилка...»

В деревне в это время забо­лела чумой жена Брюньона, а затем и любимая внучка Глоди. Чего только Кола не делал, чтобы спасти девочку, даже в лес её носил — чтобы старуха пово­ро­жила. Смерть отсту­пила от ребенка, но прибрала к себе жену Брюньона. Похо­ронив жену и поставив на ноги внучку, Кола возвра­ща­ется домой — на пепе­лище. Едва нача­лась чума, стар­шины поки­нули город, отдав его на растер­зание прохо­димцам, охочим до чужого добра, И под пред­логом, что надо жечь дома, где была чума, бандиты приня­лись хозяй­ни­чать в городе и его окрест­но­стях. Дом Кола пустовал, с него и начали: все начисто разгра­били, а потом сожгли и дом, и мастер­скую, и все его работы, что там были. Ничего не оста­лось у Брюньона. Но он не унывает — иначе он не был бы Брюньоном! Кола реши­тельно направ­ля­ется в Кламси — пора навести в городе порядок. По дороге он встре­чает своего подма­стерья, который, рискуя жизнью, спас из горящей мастер­ской одну из работ Брюньона — фигурку Магда­лины. И мастер пони­мает: не все поте­ряно, ведь оста­лась лучшая из его работ — душа маль­чишки-подма­стерья, кото­рому он сумел внушить такую же, как у него, любовь к прекрас­ному.

Брюньон подни­мает жителей Кламси на борьбу с граби­те­лями. Когда те совер­шают очередной набег на винные погреба, воору­женные горо­жане во главе с Кола дают им достойный отпор, и боль­шин­ство граби­телей гибнет под горя­щими разва­ли­нами. А тут и королев­ское право­судие подо­спело, как раз вовремя. Но мнение Кола таково: «Подсоби себе сам, подсобит и король».

Насту­пает осень. Остав­шийся без крова Брюньон ночует то у одного прия­теля, то у другого — совместная борьба с разбойной шайкой спло­тила горожан. Но жизнь нала­жи­ва­ется, у всех свои заботы, и Кола прихо­дится посе­литься у дочери, которая давно уже зовет его к себе. Но ему хочется иметь собственный угол, и он начи­нает поти­хоньку восста­нав­ли­вать свой дом — сам ковы­ряет камень в каме­но­ломне, сам кладет стены, не брезгуя, разу­ме­ется, помощью соседей. Но однажды он, осту­пив­шись, падает с лесов, ломает ногу и оказы­ва­ется прико­ванным к постели — «пойманным за лапку». И вот «старый хрыч» Кола попа­дает в полное подчи­нение к своей дочери Мартине. И неза­метно правит всем в доме. А на Крещение у Мартины соби­ра­ется все семей­ство Кола — сама хозяйка, четыре сына Брюньона, много­чис­ленные внуки. И хотя у Кола не оста­лось ни кола, ни двора, он все равно богат — сидит во главе стола, на голове его корона — пирожная форма, он пьет и счастлив. Потому что «всякий француз родился королем. Здесь я хозяин, и здесь мой дом».