Елена Батурина: Я точно знаю, кто виноват...

Предприниматель и жена бывшего мэра Москвы Елена Батурина, в 2010 году вошедшая в тройку богатейших бизнес-леди мира по версии журнала Forbes, вот уже несколько лет живет за пределами России из-за конфликта с российскими властями.

Елена Батурина: Я точно знаю, кто виноват в том, что я здесь, и даже не буду этого скрывать (и он этого не скрывает) – это Медведев Дмитрий Анатольевич.

Я точно знаю, что я не могу сейчас появиться в Москве, потому что идет процесс отъема у меня посольских земель… так называемых посольских земель – совершенно незаконным образом. Тем более я заявила, что я собираюсь идти и в европейские суды, чтобы отстаивать свое право.

Би-би-си: Правовое государство в том контексте, в котором оно существует, скажем, на Западе, здесь же в Лондоне, в России, по всей видимости, не существует. Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

Е. Б.: Само по себе понятие "правовое государство" – это всеобъемлющее понятие. Туда входит очень много вещей: это и защита инвестиций, и привлекательный инвестиционный климат, это и защита от произвола – то есть совершенно независимая судебная система, когда есть к кому апеллировать, вне зависимости от того, государство ли это, чиновник или кто-то еще – вот это основа всего.

Би-би-си: Вы в своем относительно недавнем интервью сказали, что хотя на Болотную, наверное, не пошли бы, но людей, которые туда вышли, вы понимаете.

Е. Б.: Удивительное дело, на Болотную ведь пришли не оппозиционеры. На Болотную пришли сотни тысяч людей, которые просто были возмущены вопиющими фальсификациями, которые они видели своими собственными глазами на выборных участках. Вот ведь что произошло. А власть решила это перевернуть таким образом, что вот это там заказанная, проплаченная акция.

Мне кажется, громаднейшая ошибка, что власть не пошла на диалог с народом, вот с этим мнением. К этому надо было прислушиваться.

Би-би-си: Ну хорошо, а представить себе такую ситуацию, когда супруга мэра, ну, скажем, в том же Лондоне, работает в строительстве и занимается, ну я не знаю, обеспечением чего угодно, в этом городе?

Е. Б.: Без вопросов! Если только супруга мэра Лондона при этом не берет ни одной деньги из бюджета, как это делала я. Да приветствуется.

Закон действует для всех. Если мне не запрещено заниматься бизнесом, значит, я могу им заниматься. Более того, я должна сказать, что это мои внутренние ограничения.

В принципе мне, наверное, никто не запрещал заниматься бизнесом и за счет городского бюджета. Это мое внутреннее ограничение, которое я на себя наложила, что я никогда не буду использовать источник города Москвы для того, чтобы на этом зарабатывать. И я этому следовала.