Изменения в мировой экономике

На модерации Отложенный

Преобразования в российской экономике 90-х годов ХХ века ввели её в структуру мировой экономики.

Если трансформационный кризис Россия прошла в основном в одиночку, ещё не чувствуя себя в полной мере частью мирового сообщества, то с начала XXI-го века, в процессе восстановительного роста, внешние факторы стали играть всё более заметную роль. В том числе это касалось влияния событий в мировой экономике. А события эти как раз в этот период становились всё более значимыми.

Начнём с 1973-его года, когда втрое повысились мировые цены на нефть, Дипак Лал квалифицировал это событие как конец индустриальной стадии развития, в течение которой высокие темпы роста питались во многом притоком относительно дешёвых невоспроизводимых минеральных ресурсов. Подорожание нефти было сигналом о том, что эта стадия подошла к завершению, во всяком случае для развитых стран.

Напротив, для богатых природными ресурсами развивающихся стран, наступил, как могло показаться, длительный период роста и процветания. Так оно и вышло. Хотя длительное падение цен на нефть в 1986-ом году во многом ставшее результатом перехода потребителей нефти к энергоэффективным технологиям, дало понять, что ни для кого (и для этих стран) беззаботной жизни не будет.

Россия воспользовалась конъюнктурой на рынке нефти до 1985-го года, затем стала жертвой падения цен на нефть в 1986–1999 гг., период, на который пали все основные преобразования – перестройка, рыночные реформы и трансформационный кризис. В нулевые годы новый цикл позитивной нефтяной конъюнктуры помог ей восстановить и отчасти модернизировать экономику, превзойти в 2008-ом году уровень ВВП 1990-го года.

Всё время от начала 80-х и до конца ХХ века развитые страны процветали, подавая другими пример и убеждение в очевидных достоинствах работавшей у них модели рыночной демократии. Конец века был особенно успешным ещё и потому, что, кроме распада СССР, на него пришлась мощная инновационная волна, обусловленная созданием персональных компьютеров, новых средств коммуникаций, включая мобильные телефоны и Интернет.

Но в конце этого периода стало ощущаться снижение деловой активности. Для её поддержания ФРС снизила учётную ставку процента с 6 до 1% (ход, обратный ходу Пола Волкера в 1980-ом году) и тем самым искусственно оживила экономику в развитых странах, но не только в них. Развивающиеся страны, не только богатые природными ресурсами, тоже получили ощутимый импульс для развития.

Китай уже 20 лет демонстрировал весьма высокие темпы, либерализуя свою экономику, но только в первое десятилетие XXI-го века он вышел в мировые экономические лидеры. Немалую роль в этом сыграли ТНК, которые пошли в Китай в расчёте на неисчерпаемый рынок и дешёвую рабочую силу. Подобную эволюцию проделали также Индия и Бразилия. Повышение цен на нефть, способствовавшее восстановлению российской экономики, также в значительной мере связано со смягчением денежной политики в США и других развитых странах.

Картина мира заметно изменилась, мировая экономика претерпела значительные сдвиги.

Глубинные причины этих событий длительное время не привлекали должного внимания. И понятно почему: всё шло хорошо и в такое время мало кто думает о возможности будущих неприятностей.

Кризис 2008–2009 гг. начался в США с рынка недвижимости, где получили распространение бумаги Subprime, которые при первых симптомах кризиса вышли из доверия.

Финансовые рынки, перегретые различными рискованными предложениями, бывшими в ходу накануне, стали быстро падать. Поэтому причины, помнится, начали искать первым делом на них. Дополнительное регулирование, или напротив дерегулирование – объяснения и рекомендации были разными, но не убеждали. Тем временем доходность ценных бумаг оказалась на таком низком уровне, что их функции, определившиеся на предыдущей стадии развития, предполагавшие достаточную прибыль при перераспределении инвестиций, казались утратившими смысл. Или действительно его утратили, если бы кризис затянулся.

* * *

Теперь попробую высказать своё мнение о существе происходящих перемен.

В 1973-ем году – скачок втрое цен на нефть. Это был сигнал: кончилась индустриальная стадия развития, которая в развитых странах продолжалась, по меньшей мере, 250 лет, а в развивающихся странах и сейчас не закончилась. 15 лет назад о Китае говорили, что он проходит начальный этап индустриализации.

Но почему кончилась стадия индустриализации?

Мой друг Дипак Лал, американский учёный индийского происхождения, даёт такое объяснение. Индустриализация начиналась с вовлечения в хозяйственный оборот минеральных ресурсов с применением для их использования новых технологий. Яркий пример – применение каменного угля взамен древесного, родившее современную чёрную металлургию.

Использование дешёвых минеральных ресурсов стало важным фактором повышения темпов роста экономики. Индустриализация позволила совершить рывок, объёмы выпуска и благосостояния выросли на порядок и более. На этом в значительной мере держится опережающий уровень экономики развитых стран.

О чём просигналил 1973-й год? О том, что период дешёвых минеральных, и притом невоспроизводимых ресурсов, подошёл к концу. Новый символ – подорожавшая нефть.

А что дальше? Ключевой фактор роста на будущее – инновации. Прежде они касались, в основном, включения в экономику и использования богатств природы, сейчас – повышения эффективности и создания новых продуктов.

Инновации становятся, повторюсь, ключевым фактором развития. Страны, институты которых содействуют инновациям, будут иметь преимущества.

Что ещё очень интересно: сохранятся ли на будущее хорошо известные нам закономерности развития экономики – подъёмы, спады, вообще циклы и т.п.?

Вот это непонятно. Возможно вскоре кризисное развитие мировой экономики минует, снова будет подъём, и мы забудем этот разговор. Но, может быть, на новой инновационной стадии развития темпы роста в среднем снизятся, и рост в 1,5–2% станет нормой, цикл станет иным – от инновационного бума к инновационной паузе. И тогда потребуется иной взгляд на глобальную экономику. Пока неясно. Но будущее содержит новую неопределённость.

Одно, как мне кажется, ясно: выигрывать будут инноваторы. Как бы оказаться в их числе?


http://www.liberal.ru/articles/cat/6050