Умер самый красноречивый хоккейный тренер России

На модерации Отложенный
«Вы знаете волшебную силу русского мата»

Сергей Николаев

Сергей Николаев
Фото: hctraktor.org

На 68-м году жизни умер бывший тренер ярославского «Торпедо», череповецкой «Северстали», уфимского «Салавата Юлаева» Сергей Николаев. Николаев не добился больших успехов на тренерском поприще, зато запомнился прямотой высказываний и неподражаемым юмором. «Лента.ру» вспоминает тренера подборкой ярких цитат и баек из его выступлений в прессе.

Об игроках

«Я игрокам говорил: „Хотите разговаривать – беседуйте с женой. Накройтесь одеялом и ведите переговоры. А здесь – выполняйте молча“».

«Хоккеист – он же как шпион. Шпиону перед внедрением нужна легенда. Если у него херовая легенда – его быстро расколют и отправят к чекистам. Вот задача тренера – сочинить безупречную легенду для хоккеиста».

«Порой игрок начинает показывать тренеру свой характер. Я в таких случаях всегда говорю: „Мне-то твой характер зачем? Мне что с тобой, в койку ложиться, что ли?“».

«Я думал, выйдет опытный канадский голкипер. Но оказывается, он только по паспорту канадец, а так, наверное, из Эфиопии» (после поражения новокузнецкого «Металлурга», который тренировал Николаев, от «Трактора» со счетом 0:8).

«Был у меня один игрок. Вот никак с ним не получалось. Я им крутил, вертел – никакого толка. „Ну все, – говорю, – если не отгадываешь шараду, мы с тобой расстаемся: Х.. в жопу, два в уме – сколько будет в голове?“ Он сначала отмахивался, думал, что я это несерьезно: „Да ну тебя, Сеич!“ Я ему повторял, подсказки делал, просил, чтобы он подумал. „Свяжи, – говорил я ему, – в шараде хоть что-то с чем-то!“ А он так и отмолчался. Расстались».

«Хоккеист все время у меня спрашивал, почему он не забивает. Каждый день интересовался, просил совета. Я не выдержал однажды и говорю: „Да все у тебя есть. Не хватает лишь лаврового листа и женского дриста“».

Сергей Николаев
Сергей Николаев
Фото: hctraktor.org
 

О коллегах

«Я хорошо отношусь к Сереже Немчинову. И парень он красивый, и стоит на скамейке импозантно, и щечки у него розовые, что хоть для Playboy фотографируй».

«Видите, я первым к вам на пресс-конференцию пришел. А Крикунову тяжело – его три очка к земле тянут» (после матча новокузнецкого «Металлурга» с московским «Динамо»).

«Хейкуля в 2009-м проиграл финал Казани. Именно он проиграл, не кто-нибудь другой.

Я в Ярославле сижу за тренерской скамейкой, лица его не вижу. А матчи в Казани смотрел внимательно. И вот что увидел: как только сложная ситуация в игре, этот финн начинает почесывать подбородок. Я знаю, что это прострационная позиция. Он ни хера не может поймать. Все, что делает чешущий подбородок тренер, – мимо» (о тренере Кари Хейккиля).

«У меня тут один мальчишка-корреспондент в Новокузнецке спрашивает: „Сеич, ну ответь, почему ЦСКА плохо играет? Ведь хороших игроков набрали“. Я говорю: „Да просто-напросто пирог надо правильно печь. Если положишь туда, как говорится, не те дела, то пирог не испечешь. Не будет ни вкуса, ничего. Он не пропечется. С командой – та же история“».

«Когда советскому хоккею было плохо, то все хитрожопые уехали за границу, а мы здесь, как говорится, за три копейки, но держали марку российского, советского хоккея».

«Иногда непонятно, куда бегают футболисты, зачем они бегают. Да и потом раньше команду возглавлял непонятно кто. О чем думает тренер из другого города, приезжающий в Ярославль? Где телок найти» (о ярославском футбольном «Шиннике»).

О сборной России

«Будем откровенны. Это стыд и срам! Так играть, как это мы делали в матчах с чехами и финнами. Собрать всех сильнейших игроков с российским паспортом в кармане, кроме Малкина, Дацюка и Семина, и так, извините, обделаться» (о выступлении сборной России на ЧМ-2011)

«Нельзя уподобляться жирным котам, которые, как только выглянет солнце, выходят на завалинку, потягиваются и начинают... Вы сами понимаете, чем они занимаются. И если все пойдет так и дальше, то и Олимпиаду домашнюю мы провалим – это сто процентов. Мы уже не впереди планеты всей, мы уже отстаем от той же Канады на сто порядков»

О себе

«Я кулаком бью, как бейсбольной битой».

«Я и по отношению к себе допускал вольности. Говорил в начале сезона: „Ребята, знаю, что вы будете называть меня за спиной, дадите мне прозвище. Зовите, как хотите, только не черной …….“. И вот через некоторое время жестко проговариваю момент хоккеисту, а он в сторону тихонько так: „У-у, черная …...“. – „Я же предупреждал?“ – говорю. „Предупреждал“. – „Ну полижи и будет белая“. Все в отключке».

«Вы знаете волшебную силу „русского мата“».

«Помню, администратора посылал в киоск, чтобы он порнуху купил. Говорил, что это краткое изложение нашего последнего матча. Нас там так же отодрали».

«Матч выиграл наш тренерский штаб, сумевший духов, маячивших в форме „Салавата Юлаева“ на площадке, превратить в реальных людей».

«Нынешние президенты меня просто боятся брать на работу, потому что я могу все сказать открытым текстом».

«Я могу ругаться ровно тридцать секунд. Но это в ситуациях, когда нельзя долго разглагольствовать».

«Не вышло из меня дипломата. С чем был, с тем умирать и буду».

При подготовке текста использованы цитаты из материалов изданий Sports.Ru, «Советский спорт», «Спорт-Экспресс», «Хоккейная правда», «Родной город».