Папа Франциск имеет глубокий интерес к Православной Церкви

На модерации Отложенный

 

 

Папа Франциск имеет глубокий интерес к Православной Церкви

Православные и католики являются союзниками!

19 марта новый глава римской католической церкви официально взойдет на Святой престол.

Глава ОВЦС провел пресс-конференцию в связи с избранием нового папы Римского …

 

14 марта 2013 года в конференц-зале Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион провел пресс-конференцию для ведущих российских и ряда зарубежных средств массовой информации, сообщает Патриархия.Ru.

На встрече с представителями СМИ, в частности, были подняты вопросы, касающиеся итогов избрания нового папы Римского и перспектив развития православно-католического диалога.
Комментируя по просьбе журналистов избрание папой Римским архиепископа Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, митрополит Иларион отметил:
«Для многих это избрание стало неожиданным, поскольку, как это всегда бывает перед конклавами, циркулировали различные списки имен, в том числе имен кардиналов, которые у всех на слуху, и имя кардинала Бергольо не фигурировало в этих списках.
Между тем это очень авторитетный архиерей, который почти всю свою жизнь провел в Аргентине. Он там родился и вырос, получил образование, там нес служение священника и затем был архиепископом Буэнос-Айреса и примасом Католической церкви Аргентины. Он широко известен в Южной Америке как человек, который, прежде всего, уделял внимание служению бедным, обездоленным, сам всегда вел очень скромный образ жизни. Так, он отказался жить в епископской резиденции, а проживал в небольшой квартире и ездил нередко на городском транспорте. Наверное, не случайно это первый папа, который выбрал имя Франциск — несомненно, в честь почитаемого в Римско-Католической церкви Франциска Ассизского, который воспринимается католиками как образец евангельской бедности и служения бедным.
Конечно, служение бедным и обездоленным, их защита сегодня являются приоритетами для христианских Церквей, и Русская Православная Церковь уделяет этому служению огромное значение. Если вы ознакомитесь с последними документами Архиерейских Соборов, с заявлениями Священного Синода, то увидите, что защита бедных, обездоленных, гонимых является одним из приоритетов Русской Церкви. И в этих вопросах мы видим большое поле для соработничества с Римско-Католической церковью.
Мы уже не раз говорили о том, что в последние годы при папе Бенедикте XVI наметилось позитивное развитие в православно-католических отношениях. Это связано не с ходом официального богословского диалога между Православными Церквами и Римско-Католической церковью, потому что как раз в официальном богословском диалоге, который сосредоточен на разделяющих нас вопросах, мы столкнулись с очень многими проблемами и трудностями, в особенности, когда стали обсуждать тему примата Римского епископа. Мы обнаружили очень серьезные и глубокие расхождения в понимании служения первого епископа во Вселенской Церкви не только между православными и католиками, но и внутри семьи Православных Церквей.
Этот богословский диалог, который продолжается уже более 30 лет и, наверное, будет продолжаться еще очень долго, как мне представляется, не является главным полем для взаимодействия между православными и католиками. Основной сферой, где мы должны прилагать силы для совместного служения и совместного свидетельства, является как раз социальная проблематика, проблематика защиты гонимых, преследуемых, защиты тех христиан, которые сегодня подвергаются гонениям в разных частях мира, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в ряде традиционно католических стран. Это открывает очень широкое поле для взаимодействия и сотрудничества.
Процессы, которые происходят в современной секулярной Европе, где одна страна за другой легализует однополые союзы и предоставляет право членам таких союзов усыновлять детей, свидетельствуют о настоятельной необходимости взаимодействия и сотрудничества между христианами, которые придерживаются традиционных нравственных ценностей. И здесь, безусловно, православные и католики являются союзниками.
Поэтому хочется надеяться, что и при новом папе эти союзнические отношения будут развиваться, что связи наши будут укрепляться, тем более, что папа Франциск — это человек, который не однажды засвидетельствовал свою глубокую симпатию к Православной Церкви, свое желание тесного с ней контакта. В частности, будучи архиереем в Аргентине, он многократно посещал Благовещенский собор Русской Православной Церкви в Буэнос-Айресе и присутствовал там на богослужениях, оставался на трапезу для общения с архиереем, со священниками, мирянами. Когда в 2007 году у Русской Зарубежной Церкви возникли серьезные проблемы в Аргентине в связи с тем, что некоторые приходы ушли в раскол, кардинал Бергольо по собственной инициативе, без какой-либо просьбы со стороны Зарубежной Церкви, обратился к аргентинским властям, выступив в поддержку канонической позиции Русской Православной Зарубежной Церкви.
Полагаю, все эти факторы вселяют надежду на дальнейшее позитивное развитие наших отношений, и надеюсь, что в скором времени мы сможем говорить уже о конкретных фактах, свидетельствующих о дальнейшей позитивной динамике православно-католических отношений».

Затем председатель ОВЦС ответил на вопросы представителей средств массовой информации.
Отвечая на один из вопросов, владыка Иларион сказал, что «личность папы оказывает очень серьезное воздействие на всю жизнь Римско-Католической церкви». «Однако мне кажется, что когда журналисты пытаются поделить коллегию кардиналов на традиционалистов с одной стороны и консерваторов или реформаторов — с другой, в этом есть известная доля упрощения, поскольку все высшие руководители Римско-Католической церкви являются консерваторами и, в хорошем смысле слова, традиционалистами. Меняются времена, меняются нравы, а позиция Католической церкви по основным нравственным вопросам остается неизменной. Надеюсь, что так будет и далее, хотя, конечно, все труднее и труднее в нашем быстро меняющемся мире эту позицию сохранять. Церковь, стоящая на позиции незыблемости нравственных норм, в современном обществе подвергается нападкам, которые носят систематический и массированный характер. Очень часто эти нападки являются абсолютно несправедливыми — мы это наблюдаем и в нашей стране, но в еще большей степени таким нападкам подвергается Католическая церковь в странах западного мира. И это связано, прежде всего, с ее бескомпромиссностью в нравственных вопросах. Полагаю, что и новый папа будет придерживаться такой же позиции», - продолжил архиерей.

По словам владыки, «предыдущий опыт взаимодействия с ним показал, что папа Франциск имеет глубокий интерес к Православной Церкви». «Например, в прошлом году мы организовали в Буэнос-Айресе выставку русских икон; она прошла при поддержке Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова и имела очень широкий резонанс. Будущий папа посетил эту выставку, проявил большой интерес к православной традиции иконописания и даже попросил, чтобы ему подарили православную икону. Я не вижу большой проблемы в том, что он не был официальным членом Комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, потому что, как я уже сказал, не в этом сегодня главное направление нашего взаимодействия, а в помощи людям в их реальной жизни. Богословские проблемы, которые мы обсуждаем, конечно, важны, но они от повседневной жизни людей достаточно далеки, и успехи или неуспехи этого диалога видимого значения для жизни верующих иметь не будут. А вот насколько мы сумеем или не сумеем взаимодействовать для того, чтобы отвечать на те вызовы современности, которые для нас являются общими, для защиты гонимых христиан, защиты нуждающихся и обездоленных — от этого во многом зависит будущее христианского мира», - продолжил митрополит Иларион.

Он предположил, что когда кардиналы делали свой выбор, «они, конечно, смотрели на личность кандидата и хотели, чтобы образ нового папы был привлекательным для людей, чтобы в нем видели, прежде всего, пастыря, который заботится не о самом себе, а о церкви и верующих, на первое место ставит служение ближним». «Думаю, именно это и предопределило выбор членов конклава», - сказал архипастырь.

Также митрополит Иларион отметил, что папа Франциск — первый понтифик Рима, который принадлежит к ордену иезуитов. «Никогда ранее иезуиты не становились папами; раньше считалось, что член этого ордена не может стать папой», - напомнил иерарх.

Митрополит Иларион отметил, что «проблемы, с которыми столкнулась Римско-Католическая церковь, должны решаться, прежде всего, с помощью вдумчивой кадровой политики, потому что известно, что некоторые представители католического духовенства и некоторые представители епископата запятнали себя поведением, неподобающим для священнослужителей». «Об этом очень широко говорилось и говорится в западной прессе, причем, я думаю, говорится более широко, чем тема того заслуживает. В то же время и Римско-Католическая церковь в лице ее руководителей — папы Бенедикта XVI и его предшественника папы Иоанна Павла II — неоднократно к этой теме обращалась и устами Римского понтифика выражала глубокое сожаление в связи с тем, что некоторые священнослужители оказались недостойными своего сана. У нас, православных, могут быть какие-то свои рецепты для решения этой проблемы. Мы с самых первых веков придерживаемся практики, согласно которой священник, живущий в миру, несущий приходское служение, может быть как монашествующим, так и женатым. Абсолютное большинство представителей нашего приходского духовенства — люди женатые. Если говорить о семейных батюшках, то риск такого поведения значительно снижен, хотя, конечно, его нельзя исключить», - добавил владыка Иларион.

«В Католической церкви латинского обряда целибат существует очень давно, но сейчас идут дискуссии о том, насколько это необходимо. Кроме того, уже внутри Католической церкви есть восточный обряд, который допускает женатое духовенство. То есть целибат духовенства, строго говоря, не является обязательным условием для всей Католической церкви. Пока что он обязателен для духовенства латинского обряда. Будет ли данное установление меняться, я думаю, покажет время. К сожалению, сегодня вопрос о священстве семейном очень часто обсуждается в католической среде вкупе с вопросом о женском священстве. А ведь этот второй вопрос имеет совершенно иное происхождение, потому что если традиция женатого духовенства восходит к первым векам существования Церкви, то так называемое «женское священство» — явление новое, родившееся в недрах протестантизма и чуждое всему церковному строю. Поэтому мне хотелось бы выразить надежду на то, что внутри Католической церкви дискуссия по этим двум вопросам будет разведена, что отдельно будет обсуждаться возможность вступления в брак для будущих священников и отдельно будет обсуждена и отвергнута возможность для женщин становиться священниками», - подчеркнул архипастырь.

Он напомнил, что в отношениях между православными и католиками есть как трудные вопросы, так и моменты, вселяющие надежду. «Трудные вопросы, которые существуют между нами, унаследованы от истории, в том числе истории недавней. В частности, очень глубокие раны православно-католическому взаимодействию были нанесены на рубеже 80-90-х годов, когда на Западной Украине началось возрождение униатской церкви. Это сопровождалось насилием, изгнанием верующих из храмов. До сих пор эти раны остаются неуврачеванными. Я не буду сейчас вдаваться в историческую подоплеку этой ситуации, но хотел бы сказать, что Православная Церковь всегда резко отрицательно относилась к унии как таковой, потому что мы унию понимаем как попытку обманным путем принудить православных к вступлению в общение с Римским престолом. Очень часто униаты даже просто маскируются под православных и не говорят, что они католики, а называют себя православными», - добавил владыка.

Митрополит Иларион не исключил возможности встречи Патриарха Кирилла с новым папой, «но время и место этой встречи будут, прежде всего, зависеть от того, насколько быстро мы сумеем преодолеть последствия тех конфликтов, которые произошли на рубеже 80-90-х годов и отбросили православно-католический диалог далеко назад».

По словам архиерея, «если судить по предыдущему многолетнему служению кардинала Бергольо в Аргентине, можно предполагать, что, став папой, он будет продолжать поддерживать те же направления и приоритеты, которыми характеризовалось его предыдущее служение». «Это, прежде всего, помощь людям, которые нуждаются в защите и в поддержке. Я думаю, что большое внимание будет обращено на страны так называемого «третьего мира», где, в отличие от многих стран Западной Европы, Католическая церковь развивается очень динамично и имеет большое будущее», - сказал митрополит Иларион.

Касаясь отношений России с Ватиканом, владыка отметил, что государственные отношения между Российской Федерацией и Ватиканом — это отдельная тема, и совсем другая тема — отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической церковью. «Следует отметить, что Русская Православная Церковь — Церковь не только Российской Федерации, но и Церковь Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, других государств Средней Азии, прибалтийских государств. Это Церковь, имеющая многомиллионную паству в рассеянии. Конечно, здесь наше взаимодействие обусловлено, прежде всего, интересами нашей паствы и заботами о ней. В частности, мы открываем приходы в традиционно католических странах, и часто это происходит при поддержке местных структур Католической церкви. Мы открываем приходы не в целях прозелитизма, не для того, чтобы обращать католиков в Православие, но, прежде всего, в целях пастырской заботы о тех миллионах православных людей — наших соотечественниках, которые оказались сегодня на чужбине и нуждаются в пастырской заботе», - добавил он.

«Сегодня в мире стерты очень многие границы, и очень много людей живут не там, где жили их предки. Они живут в инославном окружении, но нуждаются при этом в пастырской помощи, поддержке, полноценной церковной жизни. Все это побуждает нас икать новые пути для взаимодействия с Католической Церковью. Мы, конечно, никогда не будем преступать те вероучительные и догматические водоразделы, которые сложились в течение истории и стали одной из причин трагического разрыва между христианами Востока и Запада. Мы будем эти богословские темы исследовать, изучать, может быть, по каким-то из этих тем будем достигать консенсуса, как это произошло, в частности, с темой унии. Это непростой путь, но уже сейчас наша главная задача — не будучи единой Церковью, имея различное церковное устройство, разные взгляды на некоторые богословские и экклезиологические проблемы, мы должны, тем не менее, учиться жить и действовать не как соперники, а как союзники. На протяжении многих веков православные и католики жили и действовали именно как соперники, действовали в ущерб друг другу. Эта тактика нанесла колоссальный урон и самим Церквам, и верующим. Достаточно вспомнить о тех притеснениях и гонениях, которым подвергались православные в польско-литовском государстве — в Речи Посполитой, а также в уже послереволюционной Польше. Можно приводить очень много других примеров, но это примеры из нашего прошлого. А вот в будущее мы смотрим, как мне кажется, с надеждой на то, что научимся строить союзнические отношения и взаимодействовать в том, в чем мы уже сейчас едины, а поле для такого взаимодействия сегодня очень обширно», - заключил митрополит Волоколамский Иларион.

 

 

14 марта. Евроньюс.

С балкона собора Св. Петра прозвучали заветные слова “habemus papa!” (“у нас есть папа!”).

76-летний кардинал из Буэнос-Айреса удивил всех. Он первым в истории папства взял имя Франциска, напомнив верующим о Св. Франциске Ассизском и о священнике-иезуите Франциске Ксаверии. Многие говорили, что новый папа будет итальянцем. Отчасти так и вышло: родители Хорхе Марио Бергольо — итальянцы. Но сам он родился в Аргентине и таким образом стал первым папой-латиноамериканцем.

21 февраля 2001 года Хорхе Марио Бергольо принял кардинальскую шапку из рук Иоанна-Павла II, девятью годами ранее этот же папа рукоположил его в епископы. Стремительная карьера в католической иерархии для человека, считающегося образцом умеренности и скромности, но который, если верить его биографу, тщательно скрывает свои совеременные взгляды

Преемник Бенедикта XVIне был ни фаворитом, ни аутсайдером папской гонки. При этом на выборах предыдущего понтифика в 2005 именно кардинал Бергольо был ближайшим соперником кардинала Йозефа Ратцингера, и лишь немного не дотянул до победы в последнем туре.

На этот раз выбор конклава удивил многих. Первый папа из Латинской Америки, которому к тому же уже 76 лет – после Бенедикта мир надеялся на более молодого понтифика. Да и здоровье слабовато, еще подростком из-за тяжелого респираторного заболевания Бергольо потерял одно легкое.

Хорхе Марио родился в Буэнос-Айрисе, в семье бедных итальянских иммгрантов из Пьемонта, закончил муниципальную школу, потом получил диплом химика-технолога. Но вот в 22 года он вступает в Общество Иисуса, то есть, общество иезуитов, начинает заниматься философией и теологией. Кстати, иезуит на престоле Святого Петра – еще одна маленькая революция. Это один из наиболее влиятельных орденов в современной католической церкви.

Бергольо был рукоположен в 1969 году, а уже четыре года спустя 36-летний священник становится провинциалом – то есть, лидером иезуитов – всей Аргентины.

Через три года начинается военная диктатура и с этим периодом связано черное пятно на репутации Бергольо. Хунта преследовала и похищала критически настроенных священников. Среди них были два падре-иезуита – Бергольо обвинили в том, что он “сдал” их, сняв защиту ордена. Бергольо обвинения всегда отрицал.

Отношения с президентской четой Киршнер у кардинала не сложились. Конфликты начались еще при правлении Нестора, а с нынешним главой государства Кристиной де Фернандес Киршнер Бергольо схлестнулся из-за легализации однополлых браков. Кардинал выступает категорически против – как, впрочем, и против абортов или рукоположения женщин. Казалось бы, консерватор – но до известных пределов. В прошлом году он осудил священников, отказывающихся крестить детей, рожденных вне брака.

Бергольо – необычный кардинал, он регулярно посещал трущобы, однажды омывал ноги больных СПИДом. Он отказался от кардинальских аппартаментов, жил в скромной квартире, сам себе готовил, передвигался на метро и автобусах.

Неслучайно, считают многие, новый папа взял имя Франциск, напомнив католикам о святом Франциске Ассизском, покровителе бедных…

Свой первый день после избрания папа римский Франциск провел не на приемах – так, визит к почетному понтифику Бенедикту XVI в резиденцию Кастель Гандольфо перенесен на более поздний срок, – а в церквях.

И многие усмотрели в этом очередное подтверждение того, что новый преемник Святого Петра больше энергии будет уделять не протоколу и управлению курией, а вере и проповеди.

Вечером папа Бергольо отслужил торжественную мессу в Сикстинской капелле Ватикана. Вместе с другими 114 кардиналами, принимавшими участие в конклаве, он вернулся в капеллу, где под фреской “Страшного суда” Микеланджело и состоялось его избрание на ватиканский престол.

В своей первой проповеди, которую можно счесть почти что программным заявлением, предстоятель римско-католической церкви призвал собратьев по вере “набраться смелости и двигаться вперед навстречу Христу”. Сам папа Франциск заявил о решимости трудиться во имя созидания: “Наша жизнь – движение, наша цель – созидание. Созидание церкви”, сказал он.

Утром же в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме понтифик вознес молитвы перед известным образом Богоматери, который называют “защитницей римского народа”.

И, как бы подтверждая репутацию простого, “нормального” папы – “папы из народа”, – Франциск прибыл туда практически незамеченным, на одном из дежурных автомобилей ватиканской жандармерии, и вошел через боковую дверь, чтобы ускользнуть от поджидавших его журналистов.

Церемониал, в том числе инаугурация в присутствии 160 иностранных делегаций, – все это будет позже. Сейчас для нового епископа Рима главное – молитва и слово Божие.

Аргентина ликует! Здесь полным ходом проходят торжества по случаю избрания аргентинца Папой Римским. Люди поздравляют друг друга, веселятся, поют песни.

Президент страны Кристина Киршнер поздравила своего соотечественника: “От всего сердца желаю Франциску успехов в деле установления братства между разными народами и разными религиями!”

Аргентинцы в восторге от нового Папы. Они ожидают, что он посвятит свой ​​понтификат восстановлению репутации католической церкви, особенно, среди молодежи.

“Это большая радость. Не только для меня, но и для всей церкви. У нас есть новый Папа, которого подарил нам Бог. Я счастлива, что он аргентинец”, – призналась жительница Буэнос-Айреса.

Главным местом праздника в Буэнос Айресе стала площадь перед кафедральным собором. Одни аргентинцы возносят в нем молитвы за нового понтифика, другие танцуют, кричат “Оле!” и размахивают флагами Аргентины.

 

13 марта. Евроньюс.

В Египте, где с приходом к власти исламистов, верующие в Христа подвергаются все большим гонениям, с особым вниманием следят за выборами нового понтифика. Какую политику будет проводить Ватикан – интересует и представителей христианского меньшинства и приверженцев мусульманской религии.

Мухамед, житель Каира, мусульманин:

“65 лет назад, когда я родился, христиане жили вместе с нами, были нашими соседями, между нами существовало понимание, симпатия. Если вы посмотрите в мою записную книжку, вы увидите там, что большинство моих друзей – христиане. И если я увижу моего друга христианина в беде, я никогда не оставлю его. И если он увидит, как горит мой дом, он не бросит меня. Между нами существует взаимная зависимость с древних времен”.

Последние сообщения о нападениях на христиан в Египте пришли в конце февраля. Исламисты забросали камнями и бутылками с зажигательной смесью церковь в городе Ком-Омбо на юге страны.

Айад, житель Каира, христианин:

“Мы надеемся, что новый Папа позаботится о христианах на Востоке, позаботится о тех, кто страдает. Я надеюсь, что он сможет объединить различные церковные деноминации в Египте, в том числе греко-католиков под своим началом”.

Заявление предыдущего папы римского о том, что христиане в Египте подвергаются гонениям, еще больше обострило и без того сложные отношения Ватикана с исламским миром. Многие мусульмане не простили Бенедикту 16-му и цитирования византийского императора Мануила Второго Палеолога, всю жизнь боровшегося с исламом.

Сальваторе Рино Физикелла, епископ, Италия:

“Религии не могут жить в атмосфере насилия. Это противно их природе. Поэтому мы должны взять на себя очень серьезную ответственность, чтобы христиане не только не подвергались преследованиям вплоть до мученичества, но и чтобы они не становились объектами новых форм преследования, прежде всего словесных оскорблений, дискриминации и социальной изоляции”.

 

Папа Франциск остался верен своей скромнности: отказался от лимузина и расплатился по счету в гостинице

Также Франциск также попросил полицию не охранять его во время посещения римской базилики

 

Новый Папа Римский Франциск с первых дней своего избрания демонстрирует верующим настоящее христианское смирение и скромность. Так, после произнесенного им благословения пастве с балкона Собора св. Петра, Франциск отказался от поданного ему черного лимузина с папским номером SCV1. Вернуться в резиденцию участников конклава новоизбранный Папа Римский предпочел вместе с другими кардиналами на автобусе.

Накануне новый предстоятель Римско-католической церкви во время посещения римской базилики Санта Мария Маджоре отказался от предоставленной ему полицейской охраны. Кроме того, понтифик попросил жандармов не перекрывать вход в храм для обычных верующих.

- Я паломник и хочу войти сюда вместе с другими паломниками, - сказал Франциск.

После этой молитвы Папа Римский поехал в гостиницу, в которой жил до начала конклава, забрал свои вещи и расплатился по счету, предъявленному отелем. Как прокомментировал официальный представитель Ватикана Федерико Ломбардии, своим поведением Папа Римский «подал хороший пример», сообщает «Рейтер».

Кстати, Хорхе Марио Бергольо даже после возведения в сан кардинала-священника и архиепископа Буэнос-Айреса по-прежнему предпочитал общественный транспорт личному автомобилю с водителем, вместо епископского дворца продолжал жить в маленькой квартире, где, как говорят, сам готовил себе еду.

 

"Папа Франциск очистит церковь и начнет духовную войну против либерализма"

 

Максим Шевченко: Избран "антисевероамериканский" Папа

 

19 марта новый глава римской католической церкви официально взойдет на Святой престол. Накануне поздно вечером конклав с пятой попытки избрал в качестве нового Папы Римского аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо. Его имя не рассматривалось в числе фаворитов, букмекеры, которые с готовностью делали ставки на имя нового понтифика, называли совсем иных кандидатов. В этом смысле кардинал Бергольо стал настоящей "темной лошадкой". Следует отметить, что он стал первым Папой – неевропейцем за более чем тысячу лет и первым Папой, принадлежащим ордену иезуитов. Оригинален он оказался и в выборе своего нового имени – ни один из 265 его предшественников не носил имени святого Франциска – основателя первого нищенствующего католического ордена.

Напомним, что Святой престол освободился 28 февраля весьма непопулярным способом. Папа Бенедикт XVI, взошедший на престол в 2005 году, в начале февраля 2013 года объявил о том, что в конце месяца он отречется от своей высокой должности, которая, как правило, становится пожизненной. Во всяком случае, последний случай отречения от высочайшего сана произошел в 1415 году, когда от престола отрекся Григорий ХII. В этой связи совершенно неудивительно, что решение Бенедикта XVI об отречении вызвало немало гипотез и версий об истинных причинах этого поступка.

По словам самого Папы, он решил отказаться от понтификата для "блага церкви". В распространенном официальном сообщении указывается, что Бенедикт XVI покинет пост из-за своего преклонного возраста. Папа римский отметил, что самостоятельно принял решение отречься от престола. Он подчеркнул, что осознает, насколько серьезен его поступок.

Помимо этого, было высказана версия, что понтифик испытывает определенные проблемы со здоровьем, что неудивительно в его 85-летнем возрасте.

Однако, ряд экспертов выдвигает различные варианты версии о том, что Бенедикт XVI принял это непростое решение на фоне глубокого кризиса Римско-католической церкви, все более активного насаждения либеральных ценностей, усиления деятельности активистов ЛГБТ-движений, распространения однополых браков в Европе и т.д. Словом, религиозный лидер, понимая необходимость того, что церковь должна дать "генеральное сражение" за сохранение нравственности и библейских моральных ценностей в своей вотчине, уступил место для более молодого лидера, способного поднять знамя этой борьбы.

Следует отметить, что и сама католическая церковь пребывает в серьезном кризисе, сплошь и рядом представителей духовенства обвиняют в преступлениях сексуального характера, в гомосексуализме, растлении несовершеннолетних и прочих нелицеприятных вещах. Последним громким скандалом стало признание потенциального участника конклава от Шотландии архиепископа Эдинбургского и Сент-Эндрюсского Кита О'Брайена в том, что его "сексуальное поведение было ниже стандартов, которые ожидаются от священника, архиепископа и кардинала".

На этом фоне фигура Хорхе Бергольо выглядит, несмотря на его солидный возраст – 76 лет, весьма позитивной и готовой к тому, чтобы начать войну за нравственность, в том числе и в самой церкви. А имя Франциск как нельзя более символично для обозначения этого вектора его ближайшей деятельности.

Известно, что кардинал Бергольо более полувека входит в орден иезуитов, которые столетиями служили миссионерами в самых отдаленных территориях, были аскетичны, неприхотливы и преданы своему служению. Судя по информации, озвученной западной прессой, Бергольо был образцом такого аскетичного служения, никогда не имел прислуги, готовил себе еду, а служебной машине предпочитал общественный транспорт. Аргентинские журналисты рассказывают о том, как он целовал ноги пациентам клиники для больных СПИДом и обладал практически безграничным кредитом доверия аргентинских бедняков.

Отмечают его принципиальную позицию в отношении семейных ценностей. Когда в Аргентине были узаконены однополые браки в 2010 году, высказывания священника оказались столь жесткими, что привели к публичному конфликту с президентом страны.

В письме к монастырям Буэнос-Айреса он писал: "Давайте не будем наивными, мы говорим не о простой политической борьбе, это разрушительные претензии против плана Божьего. Мы говорим не о простом проекте закона, а скорее о махинации с отцом лжи, который стремится запутать и обмануть детей Божиих".

Кроме того, он подчеркнул, что гей-усыновление является одной из форм дискриминации в отношении детей. В ответ президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер заявила, что тон церкви напоминал "Средневековье и инквизицию".

Известна и его позиция по вопросу социального неравенства, он неоднократно высказывал поддержку различным социальным программам и публично выражал сомнения в справедливости свободной рыночной политики.

По мнению некоторых экспертов, избрание такого Папы должно стать определенным водоразделом и противопоставить католическую Европу протестантским странам, в первую очередь США, как основе распространения "дикого капитализма", либертарианства и свободных ценностей "общества потребления".

 

Избрание Хорхе Бергольо новым понтификом несет сразу несколько символических "месседжей". При этом, все они говорят о том, что внутри церкви должна начаться борьба с внутренними пороками, что церковь готова вновь стать ближе к людям и вернуть обществу нравственные ориентиры, а также о готовности начать духовную войну против современного либерального мира, рассказал Накануне.RU руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко:

 

- Я оцениваю выбор кардиналов как очень неожиданный. Можно примерно понять, какие "месседжи" Ватикан посылает миру. Ведь выбор папы носит и символический характер. В фигуре нового Папы я вижу три символических составляющих.

Первое – это имя Франциск, которое связывает нас с Франциском Ассизким. Напомню, он в молодости был таким разгульным рыцарем, потом, после тяжелой болезни и духовного возрождения, он стал одним из тех, кто очищал церковь. Очищал от греха, от разврата – от того же, в чем сейчас обвиняют церковь. Только тогда это было в троекратном размере, потому что власть епископов была невероятна. Я напомню знаменитый сон папы (Иннокентий III, – прим. Накануне.RU) о Франциске, которому приснилось, что Франциск колеблет церковь. Это есть в "Житие святого Франциска". Папа тогда раздумывал, не уничтожить ли Франциска Ассизкого и его учеников, но потом решил просто встретиться с ним. После этого он благословил его основать странствующий орден францисканцев. Известно, что аргентинский кардинал жил, прямо скажем, строгой монашеской жизнью. Он жил в достаточно скромной квартире, сам готовил себе еду, не имел прислуги, говорят, что чуть ли не сам за рулем ездил – я в это охотно верю, потому что я знаю, что среди католиков, а особенно, среди иезуитов есть люди безупречной личной порядочности. Таким образом, первый "месседж" – это святой Франциск. Католическая церковь берет курс на очищение, на обновление, на борьбу с развратом, со злоупотреблениями внутри церкви, на то, чтобы сделать церковь ближе к народу и ближе к верующим, к чему призывал святой Франциск.

Второй "месседж" – Аргентина. Аргентина – это единственная целиком "белая" страна в Латинской Америке, самая "европейская" страна в Латинской Америке. Уж так получилось, что во времена освоения Аргентины там было уничтожено все индейское население, а чернокожих рабов из Африки туда не завозили. Аргентина – это самая буржуазная страна с огромными итальянской, немецкой, испанской, еврейской диаспорами – это люди, которые составляют значительную часть населения Аргентины. Аргентина – одна из самых культурных стран Латинской Америки. Здесь родились такие люди, как Кортасар, Борхес, Перон, Эрнесто Че Гевара, в конце концов. Поэтому, выбор Папы – аргентинца, это совмещение Европы и Латинской Америки, как самого католического пространства мира. Существенно, что Папа уже выступил со словами о социальном неравенстве как одной из главных проблем современного мира, о социальной несправедливости, о том, что мир должен быть более справедливым. Я уверен, что все это неслучайно и в таких поступках Ватикана не бывает "просто дел", они всегда наполнены символикой.

Плюс, Латинская Америка – это континент, который развивается даже не семимильным, а стомильными шагами. Рядом с Аргентиной Бразилия. Это, конечно, конкурент Аргентины во многом, но Аргентина, Бразилия, Венесуэла (в которой мы похоронили на днях Уго Чавеса) – это мощные страны, с мощной экономикой, которые развиваются невероятно быстро. В Аргентине был огромный и тяжелый кризис, и мы помним, что стране в этот момент помог Уго Чавес, который выкупил за $5 млрд государственный долг Аргентины, чтобы это не сделали представители Запада. Таким образом, Папа - аргентинец (а Аргентина является одной из составных частей единого латиноамериканского мира, который противопоставляет себя Соединенным Штатам) – это, в том числе, антисевероамериканский Папа, это демонстрация Ватиканом Америке, что континент, на котором сегодня неприятие гринго является одним из фундаментальных и объединяющих тезисов, приходит в Рим, приходит в Ватикан. А Рим является главным оппонентом протестантской, пятидесятнической баптистской, лютеранской Америки, большинство населения которой считает папу римского антихристом, за исключением, естественно, ирландцев и итальянцев.

Третий "месседж" связан с тем, что, несмотря на то, что он аргентинец, подчеркивается его итальянское, то есть европейское, происхождение. После принятия содомитских законов во Франции, в Великобритании, в других частях Европы католическая церковь показывает, что она как бы отступает временно с континента, который становится все более безбожным, опираясь на гораздо более религиозную часть света, которой является Латинская Америка, привлекая энергию и силу антисодомитского и антилибертарианского дискурса в Европу, она дает некий канал новой силы через Папу белого, Папу-европейца, по большому счету, и одновременно, Папу-латиноамериканца – европейца по корням, латиноамериканца по происхождению. Это очень серьезный выбор.

При этом, Бенедикт XVI, который останется в роли почетного епископа и который является одним из выдающихся католических богословов ХХ века, безусловно, сохранит огромное влияние. Его декларация "Dominus Iesus" об основах веры, в которой он разделил границы, сказал, что мы, конечно, христиане, но есть католическая церковь, а православная и другие церкви – это совсем другое, позволила начать межцерковный диалог и позволила избежать двусмысленностей, которые в религиозных вопросах всегда приводят к конфликтам.

Я думаю, что сочетание влияния Бенедикта XVI и моральный авторитет Папы-иезуита, Папы-аргентинца, Папы с европейскими корнями, Папы, представляющего "антисоединенноштатовский" континент, Папы, выступившего уже со словами о социальной несправедливости – это сочетание даст нам католическую церковь, вышедшую на новую духовную, может быть, даже религиозную войну против современного либерального мира.

http://www.nakanune.ru/articles/17559/

 

Habemus papam

У нас есть Папа


Скромность, неизменность в убеждениях, нелюбовь к излишним появлениям на публике – вот основные характеристики, которые приписывают новому Папе Франциску I, который даже после назначения на пост кардинала в своем родном Буэнос-Айресе отказался от служебной машины, отдав предпочтение в пользу общественного транспорта, часто сам готовил себе еду и даже не стал заказывать новую кардинальскую одежду, попросив перешить вещи предшественника. По словам экспертов, он – золотая середина между ватиканскими консерваторами и реформаторами.

 

Мнение блогера Евгений Борисович:

Новый Папа не был стяжателем, мыл ноги больным СПИДОМ и даже ездил на общественном транспорте. Правда "презираем мы злато, его не имея, а увидим хоть раз и от счастья немеем", так что увидим, как новый Папа будет противостоять дьявольскому искушению Мира.