Генералы хотели лишь сменить императора, но упразднили империю

На модерации Отложенный

2 марта по старому стилю 1917 года на станции Псков Император и Самодержец Всероссийский Hиколай II отрекся от престола. Российская монархия пала, завершив тем самым Февральскую революцию, а сама Россия постепенно превратилась в поле боя.

Кто заставил царя отречься от престола? Ближайшее окружение, высший генералитет и думское руководство?

Об этом событии свидетельствует множество документов, написанных как по горячим следам, так и спустя годы - в эмиграции.

Зима 1917 года стала очередным "Смутным временем" в российской истории. В Петрограде в разгар Первой мировой войны, от исхода которой зависели судьбы мира, возник уличный бунт, приведший к краху 300-летней династии Романовых. Механизм государственной власти был окончательно расстроен, армия вышла из подчинения. 27 февраля главнокомандующий русской армии император Николай II, находившийся в Ставке, как видно из его дневника, решил ехать в Царское Село. На полпути он отрекся от престола.

В феврале-марте 1917 года и Государственная дума и генералитет рассчитывали, что это отречение разрубит гордиев узел, в который сплелись затянувшаяся война и начавшаяся революция. Потом, в эмиграции все участники тех событий пытались изобразить себя патриотами, готовыми умереть "за царя и Отечество", но в 1917 году мало кто был готов пострадать за "обожаемого монарха".

К 1 марта большинству командующих армиями стало очевидно, что события ушли вперед: председатель Государственной думы Михаил Родзянко настойчиво телеграфировал из Петрограда, что "сдержать народные страсти" возможно "лишь при исполнении предъявленных требований относительно отречения от престола в пользу сына".

С целью добиться от Николая II согласия на этот судьбоносный для России шаг утром 2 марта во Псков выехала специальная миссия, состоявшая из депутатов Александра Гучкова и Василия Шульгина. В этот же день в штабе верховного главнокомандующего во Пскове были получены и телеграммы от практически от всех командующих фронтами. Ни один из них не встал на защиту императора. Наоборот, в каждой телеграмме содержалась адресованная Николаю II просьба отказаться от престола. Даже великий князь Николай Николаевич с Кавказского фронта призывал царя отречься, чтобы спасти Россию. Кроме нескольких, лично близких монарху людей, все требовали его ухода.

Получив ответы главнокомандующих, около 15 часов 2 (15) марта Николай II принял решение отречься от престола в пользу сына при регентстве брата великого князя Михаила Александровича. Сразу после этого, около 16-00, он отправляет телеграмму генералу Алексееву: "Во имя блага, спокойствия и спасения горячо любимой России я готов отречься от престола в пользу моего сына. Прошу всех служить ему верно и нелицемерно. Николай".

Этот документ, названный "Актом об отречении", положил конец российской монархии и завершил февральский кризис.

 

Действительно ли отречение Николая II было настолько необходимо и стало ли оно, как рассчитывал председатель Государственной думы Михаил Родзянко "единственным и необходимым выходом" из постигшего страну кризиса?