Простая Русская Идея.
На модерации
Отложенный
В настоящее время настала насущная необходимость в выявлении некоторой объединяющей русской идеи. В силу, сложившейся как бы безыдейности сегодняшнего дня. Множеством авторов, предложено множество понятийных систем определяющих идейный вектор русского мира. Предлагаемый спектр идей очень разнообразен. Начиная от неославянства, попыток реанимирования царско-имперской идеологии на православной основе, коммунистической идеи в противоестественном симбиозе с православием, сталинско-социалистической идеологии, левой, правой, интернациональной, национальной, либерально-западной и т.д. Поскольку не одна из них не вызывает всеобщего воодушевления, значит это всё не то что нужно. Значит, есть нечто, что глубже всех этих идеологий и религий. То, что объединяет нас, как народ не зависимо от сегодняшней преобладающей идеологии, религии, законов и порядков, и даже занимаемой территории. Хотя всё это важно и входит в культурный системный комплекс.
Возможно, не будет большой ошибкой определить русскую идею, как комплекс из трёх взаимоопределяющих понятий остающийся неизменным, при изменяющихся религиях, порядках и мест проживания и идеологиях. Понятия эти соответственно: - Земля, Народ, Отечество.
Именно согласно этих понятий русский человек может идентифицировать себя, как русским. Попробую обосновать этот свой тезис следующим рассуждением.
Земля
В нашем рассуждении это расширенная категория, включающая в себя не только место пребывания, территория, но и сакральное, религиозное значение. Это и малая родина, где родился и вырос, и территория жизнедеятельности этноса, и некий духовный образ, что-то похожее на «Небесный Израиль» у иудеев. Это и плодоносящий комплекс, дающий пропитание и жизненные силы. Выражается этот образ через такие понятия, как Родина, Родина Мать, Мать Сыра Земля, земля обетованная, Святая Русь, Рассея – Росия – место, где расселён, посеян, проживает Русский Народ и т.д.
В русском сознании понятие «Земля» приобретает сакральный, вселенский характер. За что русский человек в массовом плане идёт на воинский подвиг?.. Конечно, за землю русскую. Подраться то можно и за своё поле, и за свою деревню, и за свой город с соседним городом, и даже кто-то пойдёт на подвиг «за други своя», но героизма массового не будет. Истинный героизм народа проявляется при глобальных посягательствах на Землю Русскую, на Родину.
Ранее мы использовали термин «взаимоопределяемые понятия» Наверное, надо пояснить, что тут имеется в виду. Например, Земля, как категория в нашем суждении, определяется, обосновывается, раскрывается через понятия Народ и Отечество. Земля Русская там, где Русский Народ и Русское Отечество.
Народ
Наиболее спорное и неоднозначное понятие, в силу того, что русский народ полиэтничен изначально, как бы кто-то не ратовал за «чистоту расы» Нельзя Русский Народ запихивать в рамки не понятной русской национальности, северо-восточного славянского типа. Русский Народ, как категория нашего суждения, гораздо шире и глубже биологического племенного, национального родства. Куда мы денем многочисленные балтийские, угро-финские, южные хазарские, половецкие, аварские, сарматские и всякие другие, тысячелетия назад слипшиеся в единый системный симбиоз с восточно славянскими племенами в единый многоконфессиональный, многоязычный Русский Народ.
Конечно, в данное время существует множество политических, идеологических и религиозных сил, действующих по вектору этнического расслоения и обособления. Мы не вправе осуждать или одобрять эти процессы. Они сложны и естественны. Это епархия политиков и идеологов. Мы же только акцентируем внимание, что Русский человек идёт на массовый героизм за Русский Народ даже если его предки из племени Эрзя, половецких казаков или тюркоязычных самарян.
Ещё раз хочется заметить, что борцы за чистоту и обособленность русской национальности вносят определённый диссонанс в развитие и процветание Русского Народа, как полиэтнического сложившегося организма.
Отечество
Отечество, так же, как предыдущие категории раскрывается, определяется через категории Земля и Народ. Там, где проживает мой Народ, где могилы моих предков, где находится моя Земля, там же, в историческом, временном и сакральном измерении есть и моё Отечество. Русский человек, также идёт на массовый подвиг за своё Отечество и испытывает за него гордость, не взирая, на политические, религиозные, национальные коллизии. Поэтому, русский человек не должен и не будет испытывать чувство раскаяния и вины за опричнину, «имперство», революцию, сталинизм, социализм и т. п. Всё это преходяще, а Отечество вечно. Это всё события в истории нашего Отечества, а Отечество священно.
В русском сознании Отечество первично к понятиям патриотизм, религия, идеология, государственность. Поэтому патриотами Отечества оказались и «белые» и «красные». Народ, разделившийся по идеологическому признаку, но с единым Отечеством.
Исходя из данного рассуждения, представляемая Русская Идея, является неким генетическим культурным кодом, на который наслаиваются прочие идеологические системные конструкции и относительно которой они гармонизируются.
Выпячивание какой либо религии, идеологии, форм государственной организации и идей правопорядка вперёд Русской Идеи (Земля, Народ, Отечество, как системообразующие духовные, сакральные категории), а также отсутствие их (идеологий) гармонии с данным основным кодом, ведёт к диссонансу и дисбалансу в русской системной целостности, государственности и Русской Идее.
Несколько слов об отличиях в ментальности народов, в связи с различными национально-культурными кодами. Почему Русский Народ не может жить так, как живут, скажем, сейчас немцы... с идеей правопорядка, законопослушности, организованности и аккуратности?.. Современная европейская ментальность, если можно говорить о какой-то усреднённой ментальности, сложилась в средневековье в маленьких европейских городках.
Вселенские идеи эпохи Римской Империи сократились до размеров городка и района. Соответственно выросла обособленность и значимость каждого отдельного человека, как самостоятельной единицы. Выросла взаимозависимость в производстве, в связи с большим разделением труда, но без его обезличивания и отходом от натурального хозяйствования. И, соответственно, большее уважение к правилам общежития, и меньший разрыв между элитой и народом.
На Российских просторах городская культура в этом плане не сложилась. Взаимозависимость в русских общинах основывалась не на разнообразии различных производств и формализации отношений, в массовом порядке, а на совместной защите территорий и более тонких, возможно более архаичных информационных, культурных, родовых связях. Конечно, были и города и ремесленные производства, вокруг детинцев элиты, но не в таких концентрациях, чтобы повлиять на общий культурный код. Соответственно, постоянный большой разрыв между элитой и народом, несмотря на меняющиеся форматы государственного обустройства. Отсутствие европейского почитания закона и правопорядка. Русский человек живёт больше по совести и по понятиям, чем по правилам и по закону. К сожалению, совесть и понятия у всех получаются немного разные и не могут быть унифицированы, как формализованные правила и законы.
Это если сравнивать себя с «передовой» западной ментальностью. С востоком у нас другие различия. Восточная ментальность традиционна и ритуальна. Хотя и разбавляется периодически культом героя, вносимым подвижными народами.
Русский народ обладает независимым культурным кодом, который отличает нас от дальних соседей. Поэтому, правопорядок и индустриальное производство стоят нам, гораздо больших усилий, чем законопослушным европейцам и ритуализированным традиционалистам японцам.
Понимая различия в ментальности и опираясь на культурный генетический код – идею, можно соответственно более эффективно укреплять национальное единство и строить оптимальное Русское общество, а также оценивать идеологические, религиозные и правовые конструкции относительно данного культурного кода.
Комментарии
Поздно...
менты- -бардак-всем кранты