Светлое будущее и национальный вопрос

На модерации Отложенный

Среди левых по всему миру в последние десятилетия достаточно распространено мнение, что современная диспропорция в развитии разных стран обусловлена чисто экономическими причинами. Мол, злые империалисты заинтересованы в сверхприбыли, а потому жестко эксплуатируют несчастных людей в странах третьего мира. А вот если бы в странах Африки и Азии избавились от иностранных корпораций, сформировали бы демократические органы власти и передали власть трудовому народу, то трудящиеся люди зажили бы там ничуть не хуже, чем на Западе.

Однако за подобными утверждениями редко кроется желание серьезно осмыслить разницу между укладом жизни стран «золотого миллиарда» и третьего мира. Более того, за гневными речами о злых эксплуататорах с Запада и несчастных рабочих в Африке, практически никто не замечает, что никаких рабочих, в классическом понимании этого слова, на «черном» континенте нет и в помине.

Обходят многие левые стороной и такую проблему, как техническую и научную отсталость даже тех стран, где избавились от иностранного вмешательства и достигли высочайшего по современным меркам уровня жизни.

Для понимания сути проблемы необходимо взглянуть не только на отличия в государственном устройстве, экономическом укладе, климатических условиях. Стоит учитывать такой важный фактор, как сама способность того или иного народа к работе, образованию, строительству и управлению общественных институтов.

Для начала приведем несколько весьма ярких примеров из новейшей истории, наглядно демонстрирующих, что развитие народов зависит не только и не столько от количества имеющихся ресурсов.

Окончилась Вторая мировая война. Старый Свет практически полностью лежит в руинах. Но быстрее восстановилась наиболее пострадавшая во время войны Германия. В Западной Европе мире самой успешной страной становится ФРГ, в Востоной – ГДР. Намного меньше пострадавшие Испания, Румыния, Италия, Греция, Румыния продолжали балансировать на грани бедности. Советский Союз, который испытал и разрушение значительной части промышленности, и гибель огромного числа людей, восстановился за короткий срок. Всего через 12 лет после Победы наша страна запустила первой в мире искусственный спутник Земли, а еще через четыре года наш гражданин Юрий Гагарин стал первопроходцем в космосе.

Можно взглянуть на Ближний Восток. Есть Израиль и есть соседний Египет. Израиль появился на карте в 1948 году и сразу же столкнулся с необходимостью бороться за свое право на существование. Молодому государству удалось отразить атаки намного превосходящего во всех отношениях недружественного окружения арабов. Сегодня это динамически развивающаяся страна с передовой медициной и наукой, цветущими городами, ухоженными селами. Рядом находится Египет. Он получил полную независимость в 1922 году. Сегодня там до сих пор нет промышленности, наука лишь в зачаточном состоянии, повальная нищета. В чем причина?

Кто-то может сказать, что во всем виноваты внешние силы. Дескать, ФРГ после войны поднимали американцы при помощи плана Маршалла, они же помогали израильтянам и не давали развиваться Египту. Но говорить так – это значит в упор не видеть фактов.

Зададимся вопросом: почему Вьетнам смог выдержать сначала войну с французами за независимость, потом – с самой сильной армией капиталистического мира, а Египет с не худшим оружием постоянно проигрывал маленькому Израилю? Более того, вьетнамцы всячески берегли советских инструкторов, садясь за штурвал самолетов, а в Египте советским офицерам пришлось отказаться от всякой помощи местных военных, ибо они вносили в любой процесс только лишнюю сутолоку, если не панику. Дошло до того, что на территорию советских военных баз египтян просто перестали пускать, дабы они не мешали защищать их родную страну пирамид. О том, как разбирали на «красивые железки» присланные в помощь новые советские истребители в странах Черной Африки, среди наших ветеранов интернационального долга ходят самые настоящие анекдоты.

Конечно, скажут левые сторонники толерантности, откуда взяться технической культуре в бедных странах? Всё верно, неоткуда. Но есть ли стремление к этой самой культуре?

Благодаря доходам от нефти сегодня живут не просто нормально, а именно зажиточно и сверхзажиточно такие страны как Кувейт, Катар, Саудовская Аравия. Но на что тратятся полученные колоссальные средства? На замки шейхов, на их породистых скакунов и коллекции дорогих автомобилей. Причем нельзя сказать, что народу ничего не перепадает. Саудовскую Аравию часто приводят именно как пример социального государства: каждому новорожденному на счет кладется сумма в сотни тысяч долларов. Строятся небоскребы, роскошные гостиницы, люди живут в комфортных домах. Там даже строятся сложные инфраструктурные объекты. Но вот строят их практически полностью приглашенные из-за рубежа специалисты.

То же самое было в Ливии при Каддафи. В безжизненной пустыне выросли цветущие города. Социальным гарантиям населения могли позавидовать трудящиеся в Европе и Северной Америке. Но нефтепромыслами опять-таки руководили иностранные инженеры.

И все знают, что разбогатевшие арабские страны не удивляют мир научными открытиями. В той же Ливии при полной материальной обеспеченности социальная структура общества осталась та же, что и века назад: племена, советы старейшин.

А вот в Европе, где живут не так хорошо, потратили миллиарды долларов на сооружение Большого андронного коллайдера для поиска бозона Хиггса. В арабских странах тратят на замки и произведенные на «бездуховном» Западе «Бентли» и «Роллс-Ройсы», а на Западе даже в условиях экономического кризиса, массовой безработицы, раздачи бесплатных обедов для миллионов трудящихся не сокращают темпов научных исследований. По-прежнему продолжают тратить средства на раскрытие тайн мироздания.

Поистине колоссальной была мотивация к открытию нового в Советском Союзе. Из Гражданской войны Россия вышла с разрушенным народным хозяйством, с нищим и безграмотным населением. Когда началась индустриализация, в стране не было необходимого количества инженеров и специалистов. Но уже к началу войны наша страна обладала лучшими самолетами и танками. Не менее впечатляющим выглядит прорыв послевоенного времени.

Самое интересное, что до сих пор, в условиях жалкого финансирования, низких зарплат ученых, люди продолжают творить. Используя микроскопические ресурсы, продолжают изобретать новую технику и выдвигать гипотезы о строении галактик. Лично видел, как в одном почти полностью разрушенном НИИ, оборудованном в советское время по последнему слову техники, в начале 2000-х ученые продолжали строить модели для экспериментальных исследований влияния марсианской пыли на севший на красную планету космический аппарат. Материалов не было. Но энтузиастам хватало буквально фанерного ящика, лазерной указки и нескольких детских надувных шариков. Из обычной писчей бумаги, канцелярского клея и пищевой фольги удавалось делать датчики давления и температуры, которые по точности измерений не уступали западным высокотехнологичным приборам. Сами сотрудники ходили на работу в купленной в секонд-хенде одежде, а на обед были только булка с кефиром. При этом у них в глазах горела настоящая страсть к исследованиям.

Вспоминается разговор с одним чеченцем в Дагестане. В этой республике проживает большое число национальностей, и у каждой своя культура и свои претензии. Чтобы подчеркнуть значимость чеченцев, мой товарищ рассказал, как тратят деньги представители разных народов:

– Когда у аварца появляются деньги, он заводит себе вторую жену. Когда лишние средства заводятся у кумыка, он вторую жену не заводит, а покупает первой бриллианты. Чеченец же начинает строить дом. Это именно так. Аварцу – вторую жену, кумыку – бриллианты, чеченцу – дом.

– А русский продает и бриллианты, и дом, чтобы дать детям хорошее образование, – подумал я тогда про себя, – и еврей тоже.

В университете в одной группе со мной учились ребята из разных регионов. Некоторые из них были родом из маленьких городков и сел, их родители были рабочими, доярками, водителями маршруток и штукатурами. Они жили в общежитии, с трудом добывали средства к существованию случайными заработками. Жили скудно, бедно. Но при этом каждую неделю, в воскресенье (суббота тоже была учебным днем), считали обязательным сходить в театр или в музей. «Пока мы в Москве, необходимо пользоваться возможностями для культурного развития», – говорили они мне. Сегодня все они остались в столице, почти все работают по специальности и неплохо зарабатывают. Для проверки документов полиция их никогда не останавливала: внешне они ничем не отличались от московских интеллигентов.

Есть, конечно, и обратные примеры. Приезжают в столицу из какого-нибудь областного центра, готовы вкалывать за копейки без выходных. Но ради чего? Да только ради того, чтобы отослать домой немного денег. Если денег у них образуется более-менее приличная сумма, то первое, что они делают, это покупают машину. В российской провинции есть две главных вывески: «Автозапчасти» и «Всё для ремонта». Творчески люди выражают себя именно в бесконечном ремонте квартиры и автомобиля. Нищенская зарплата поэтому кажется вполне приличной. С другой стороны, осуждать людей тоже сложно: сегодня в провинции заняться реально нечем. Но сильные уезжают. Стремятся к образованию, к знаниям, к самореализации. Про таких обычно на малой родине одновременно с завистью и почтением говорят: «Сильно умный».

Вот в этой разнице ума и кроется отличие между странами, которые запускают космические спутники, и странами, где либо помирают от голода, либо скупают предметы роскоши. Есть люди, готовые жертвовать материальным благополучием, осознавая самоценность прогресса. Другие – просто не способны понять, зачем вообще нужно к чему-то стремиться и не задумывались о способности человека преобразовывать мир. Если описать это в религиозных терминах, то у первых горит «искра Божья», а у вторых трудно выделить антропологическую границу.

От концентрации людей этих двух типов в том или ином государстве и зависит во многом его развитие.

В США потенциал человека давно оценивают по результатам теста на так называемый «коэффициент интеллекта (IQ)». Тесты могут быть самыми разными, но их цель – проверить сообразительность. Есть многотомные исследования, какова зависимость между IQ человека и занимаемой им профессией. Есть даже отдельные исследования по среднему IQ в той или иной профессиональной группе.

Эти результаты крайне ценны, если мы хотим понять, почему в одних странах есть наука и искусство, а в других даже собственную нефть не могут добыть и продать без иностранной помощи.

Итак, у людей с высшим образованием средний IQ равен 112, у учившихся в ВУЗе, но бросивших его – 105, столько же – у офисных работников и менеджеров фирм, у окончивших полный курс средней школы и работающих квалифицированными рабочими или мастерами средний IQ равен 101. У фермеров и обслуживающего персонала – 92, у неквалифицированных работников – 87.

Тесты составлены таким образом, чтобы результат в 100 баллов был средним. Количество людей с тем или иным уровнем интеллекта определяется распределением Гаусса следующим образом. 25% людей имеют интеллект от 100 до 110, каждый шестой – от 110 до 120, каждый тридцатый – от 120 до 130, каждый сотый – более 130. Ту же картину можно видеть в обратную сторону: 25% имеют интеллект от 90 до 100, каждый шестой – от 80 до 90, каждый тридцатый – от 70 до 80. В отечественной практике люди с коэффициентом интеллекта меньше 70 баллов определяются уже медицинским термином, как «дебилы». Те, у кого менее 60 баллов, как «имбецилы». Но имеющих дебильность или имбецильность не так много: один из ста. Но это если средний показатель в стране равен 100.

В 2002 в Лондоне вышла книга Ричарда Линна и Тату Ванханена «Коэффициент интеллекта и богатство народов». В ней они собрали данные исследований IQ народов в 81 стране мира. Согласно изданию, самый высокий средний показатель у Гонконга (107), Южной Кореи (106), Японии (105), Тайваня (104), Сингапура (103). У большинства развитых европейских стран, а так же Монголии, Китая, США и России средний IQ колеблется от 97 до 102. А вот в Египте средний IQ составляет 83, в Индии – 82, в Катаре – 78, в Нигерии – 69, в Эфиопии – 66.

Сам по себе средний IQ значим тем, что именно он на вершине вышеупомянутого гауссовского распределения. Получается, что в России приблизительно каждый седьмой может быть хорошим инженером или врачом. Как в США и в Китае. А вот в Египте почти четверть населения можно отнести к дебилам и имбецилам. В Катаре только один из ста способен получить качественное высшее образование и только каждый тридцатый может быть добросовестным электриком. В Нигерии подавляющее большинство могут собрать мебель, постирать белье и собрать урожай, но не могут стоять у станка.

Исследование показывает, что не от всех людей на планете можно требовать понимания современных механизмов организации производства, методов лечения болезней, осмысления передовых социальных теорий. И если в Китае можно наблюдать жесткую эксплуатацию рабочих иностранными корпорациями на производстве компьютеров, то в Африке никакие компании такой цели не ставят. Найти там квалифицированных рабочих или просто тех, кто может стоять у конвейера, не так-то просто. Хорошего урожая сельскохозяйственных продуктов ждать тоже не стоит: агрономов, как и способных сесть за трактор, не сыскать днем с огнем.

Напрашивается логичный вопрос, как в этих условиях можно говорить о всемирном братстве людей, о коммунистическом будущем человечества. Формула «каждому по потребности, а от каждого по способности» может обернуться непосильным трудом для одних и развращающей халявой для других.

В общем, политика современных левых правительств в Европе оборачивается именно этим. Сложенная с практикой «мультикультурализма» (строительства гетто для выходцев из отсталых стран и их потомков) такая политика ведет к полной деградации общественного устройства этих государств. Многие мигранты и их потомки не считают уже обязательным учить язык страны проживания. Смысла в получении качественного образования и в осмыслении великой европейской культуры они не видят. Более того, еще и желают переделать уклад жизни окружающих под свой примитивный лад. Чтобы женщины ходили в парандже и не имели бы права работать и учиться, чтобы не было науки и свободы выражения мнений, а споры разрешались бы в шариатских судах или советами старейшин. Нет, конечно, смысла видеть в подобных планах умышленное желание всем навредить. Просто так неразвитые люди понимают справедливость. А по-другому и не способны. В результате, одни ищут бозон Хиггса, а другие не в состоянии заработать себе на тарелку супа и стоят в очереди за бесплатным обедом в полной уверенности, что им все должны. Особо такое положение вещей расцветает при левых правительствах.

Настоящие коммунисты, в том числе и в России, ни в коей мере не должны пропагандировать подобную порочную практику европейских левых и проявлять терпимость (по-западному, «толерантность») к невежеству и ограниченности окружающих.

Некоторые могут обвинить меня в оголтелом расизме. Дескать, предлагает делить людей на умных и не очень. Одним, мол, в силу природных дарований суждено быть господами («право имеющими»), а другие не годны даже обслуживать первых («твари дрожащие»). Нет, такое деление человеческого рода принципиально не приемлемо для коммунистов. В этой статье я не призываю снять задачу построения общества всемирной справедливости, но только говорю об объективных факторах, которые необходимо преодолеть и на которые никак нельзя закрывать глаза, поддавшись абстрактным воспарениям о том, что все люди априори братья.

В чем же состоят тактические цели коммунистов, и как можно относиться к тому, что немалая часть человечества пока находится в первобытном состоянии?

Что необходимо уяснить, так это то, что интеллектуальные способности человека определяют возможности индивида заниматься той или иной деятельностью, но ни в коей мере не могут определять ценность человеческой жизни. Принципиально человека от животного отличает не только способность к осознанию, но и к выбору между добром и злом. У животных нет совести, они действуют согласно законам выживания особи, сообщества, вида. Человеку же дана возможность соразмерять свои поступки не только с выгодой и необходимостью, но и с нравственными критериями. И люди обычно любят не столько умных, сколько добрых. С этой точки зрения в мире вообще нет плохих народов. Есть народы отсталые, но нет поголовно злых.

К тому же, критерии интеллектуального развития весьма относительны. К примеру, в Европе немалая часть людей способна работать на высокотехнологичном производстве, но тех, кто может выдвинуть новую научную гипотезу, не так много. Большинство из нас смирилось с тем, что не способны сочинять музыку как Моцарт, владеть пером как Гоголь или делать открытия в физике как Эйнштейн. Точно так же надо смириться и с тем, что значительная часть людей на планете пока не способны освоить курс средней школы.

Как говорил в свое время Троцкий, «наша задача сделать среднего человека уровня Гегеля и Маркса». Вот это и есть задача для коммунистов.

Правда, есть сложность: интеллект человека зависит не только от воспитания, но и от генетики. То есть, далеко не всякого ребенка можно привезти из Африки и воспитать академиком. В генах, кстати, и кроется отгадка, почему за короткий срок Россия смогла пройти путь от тотальной безграмотности к передовым технологиям, а Ливия при больших затратах государства на образование в течение 40 лет при Каддафи так и не стала страной ученых и передового производства.

Но длительные усилия приводят к результату. Так в США средний IQ негров равен 85 (белых европейского происхождения – 103, евреев – 113). Негры пока заметно уступают белым жителям Америки, но они более развиты, чем их соплеменники на исторической родине в Африке. Сегодня в Штатах подавляющее большинство руководящих постов занимают белые, а среди асоциальных элементов – негры. Это объясняется объективными причинами разницы интеллекта. Но в США в свое время поняли, что для гармоничного развития государства необходимо включение в общественную жизнь всех жителей и отменили рабство. Сегодня негры во многих областях имеют привилегии перед белыми. Это позволяет подтягивать уровень темнокожих американцев. Немалых успехов в развитии отсталых народов достигли в Советском Союзе.

Для коммунистов важно понимать, что после победы прогрессивных сил в развитых странах придется приложить много усилий, чтобы всё человечество могло представлять из себя монолит. Возможно, придется действовать жесткими методами, прививая отсталым народам интерес к знаниям. «Бремя белого человека» будет состоять именно в этом.

Р.Киплинг писал по этому поводу:

Неси это гордое Бремя -

Родных сыновей пошли

На службу тебе подвластным

Народам на край земли -

На каторгу ради угрюмых

Мятущихся дикарей,

Наполовину бесов,

Наполовину людей.

Неси это гордое Бремя -

Будь ровен и деловит,

Не поддавайся страхам

И не считай обид;

Простое ясное слово

В сотый раз повторяй -

Сей, чтобы твой подопечный

Щедрый снял урожай.

Неси это гордое Бремя -

Воюй за чужой покой -

Заставь Болезнь отступиться

И Голоду рот закрой…