О смертной казни
В связи с промелькнувшей новостью позволю себе озвучить позицию по вопросу, тем более, что а) здесь я ее еще не высказывал, и б) вопрос так или иначе муссируется на самом высоком уровне.
Я против смертной казни по нескольким причинам.
Во-первых, в России исторически эта мера применялась весьма осторожно, с большой оглядкой, и регулярно отменялась вовсе. В дохристианский и раннехристианский периоды роль карательной меры убийце играла кровная месть (которая, однако, на понятийном уровне является противоположностью смертной казни). Постепенно этот обычай сокращался, ограничивался круг потенциальных "мстителей", сама месть все шире заменялась символическим актом, сопровождаемым денежной выплатой – вирой – пока, наконец, в начале второй половины XI-го века, месть не была окончательно заменена штрафом:
"Окончательная отмена кровавой мести совершена сыновьями в.к Ярослава при обстоятельствах, в достаточной степени общеизвестных: эта отмена кровавой мести была решена на междукняжеском съезде князей, при участии старших дружинников их. По смерти Ярослава, – свидетельствует сама Правда,–съехались сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их, и, отменив «убиение за голову», постановили заменить его денежными выкупами, которые и установлены в двух размерах, в 80 и 40 гривен, смотря по общественному положению убитого."
Сама же смертная казнь санкционируется светским законодательством лишь в самом конце XIV века, в Уставной грамоте, данной в 1398-м году великим князем Василием Дмитриевичем вновь присоединенной к Москве Двинской земле, несмотря на то, что ранее на короткое время была введена Владимиром под давлением Византии, но вскоре опять отменена, а в церковных судах практиковалась в качестве "дополнительного", княжеского наказания за тяжкие преступления.
В Псковской Судной Грамоте (1467), устанавливается применение смертной казни, как единственного возможного наказания по 5-ти составам:
1. Храмская татьба, т. е. святотатственная кража из церкви;
2. Коневая татьба, т. е. конокрадство, - преступное деяние, весьма строго осуждавшееся в Древней Руси;
3. Переветничество, т. е. государственная измена, передача (перевет) неприятелю тайных вестей;
4. Зажигательство, т. е. поджог, - преступное деяние, к которому русское правосознание всегда относилось и относится с большою строгостью;
5. Кража, хотя бы и простая, но совершенная в третий раз.
Подобное законодательство действовало и в правление Ивана IV, однако за все годы правления (с 1533 -- ном., с 1547 -- факт. по 1584) казнь применялась от 3000 до 5000 раз (по разным оценкам), а с 1578 г. царь вовсе перестал казнить.
"По Соборному Уложению 1649 года смертной казнью каралось от 54 до 60 преступлений, а смертная казнь делилась на простую (повешение) и квалифицированную (сожжение, отрубление головы, четвертование и т. д.). Смертная казнь применялась публично, а в отношении беременных она откладывалась до момента родов[16].
В дальнейшем количество составов преступления, за которое назначалась казнь, увеличивалось и достигло пика в царствование Петра Великого, после которого волна пошла на спад, и начались разного рода попытки законодательной отмены/ограничения смертной казни...
... В царствование Елизаветы Петровны, как реакция на бессмысленную жестокость наказаний при Анне Иоанновне, были отменена смертная казнь и пытки для лиц младше 17 лет[15]. Указы от 2 августа 1743 года, 25 мая 1753 года, 30 сентября 1754 года заменили «натуральную смертную казнь» на «политическую», которая выражалась в ссылке «на каторжные работы, предварительно подвергнув: наказанию кнутом с вырыванием ноздрей и постановлением клейма» или без такового[17]....
... Свод законов 1832 года предусматривал назначение смертной казни как исключительной меры наказания по приговору Верховного уголовного суда по карантинному Уставу 1832 года и за воинские преступления по Полевому уголовному уложению.
Уложение 1845 года предусматривало смертную казнь лишь за государственные и карантинные преступления, и только после высочайшего рассмотрения приговора (то есть только после решения царя). Смертная казнь при наличии смягчающих обстоятельств заменялась бессрочной каторгой или каторгой на срок 15-20 лет и не применялась к лицам моложе 21 года и старше 70 лет. Военно-уголовное законодательство устанавливало, что смертной казнью карается умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабёж, уничтожение чужого имущества. В 1881 году было отменено публичное исполнение смертной казни[16].
С 1893 года было разрешено применение смертной казни военными судами за убийство работников железной дороги и пассажиров поездов, совершённые «туземцами в Кавказском крае и Ставропольской губернии»[20]..."
После событий 1905-го года казнь стала применяться не только против революционеров, но и за грабежи и прочие «возмущения», волей полевых судов, по всей стране. Генерал-губернатор Дмитрий Федорович Трепов прекратил беспорядки в Петербурге, расклеив "разъяснение": "при оказании же к тому со стороны толпы сопротивления — холостых залпов не давать и патронов не жалеть". Суды общей юрисдикции казнь как меру пресечения не применяли.
После февральского переворота 1917-го года казнь снова отменена, но вскоре опять введена на фронте Временным правительством за воинские преступления, измену, убийство и разбой. 26-го октября 1917-го казнь вновь отменяется II Съездом Советов и вновь вводится 5 сентября 1918-го постановлением "О красном терроре".
В 1922-году отменено применение смертной казни к лицам младше 18 лет и беременным женщинам.
УК РСФСР 1926 почти уполовинил количество статей, по которым применялась высшая мера социальной защиты. Надо отметить, что эта мера предусматривала альтернативу: либо смертная казнь, либо высылка за пределы СССР без права возвращения.
И здесь я немного отвлекусь. Википедия транслирует распространенный миф о том, что "Сталин приказал расстреливать детей". В обоснование приводится т. н. "специальное разъяснение Политбюро (РГАСПИ, Ф.17, Оп.1, Д.962, Л.32) и циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним (ГА РФ Ф Р-8131 Оп 38 Л 6 П 47а)" к постановлению ЦИК и СНК СССР № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» из т. н. Особой Папки. Сама особая папка давно разоблачена как подшивка фальшивок, где оригинальна разве лишь картоннная обложка, но даже не в этом дело. В самом постановлении «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» дан закрытый (!) перечень статей, ответственность по которым распространялась на "малолеток": "1. Изложить ст. 12 Уголовного кодекса РСФСР в следующей редакции: «12. Несовершеннолетние, достигшие двенадцатилетнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству, привлекаются к уголовному суду с применением всех мер наказания». Внимание: ни по одной (!) из этих статей высшая мера не была предусмотрена действовавшим УК. А даже если бы и была, вышеупомянутый запрет казнить детей и беременных от 1922-го года продолжал действовать и, таким образом, суды, даже в наркотическом угаре не могли назначить казнь ребенку.
Применение смертной казни в 1930-х, в период т. н. «Большого террора» и последовавших за ним чисток самих «террористов» прекрасно разобрано в недавнем интервью Анатолия Вассермана. Мне добавить нечего.
В 1947 году был издан Указ Президиума ВС СССР от 26.05.1947 «Об отмене смертной казни», которым это наказание было признано не применяющимся в мирное время. В январе 1950 года был издан Указ Президиума ВС СССР от 12.01.1950 «О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам», который признал возможным применение смертной казни к поименованным лицам. Кроме того, указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1954 года смертная казнь была распространена на лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
Применение смерной казни в СССР, а потом и в России просуществовало до 1997-го года, когда Россия подписала Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Еще до этого, Конституция РФ, принятая в 1993 году, в ч. 2 ст. 20 установила, что «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». В 2009 году Конституционный суд России принял решение, согласно которому никакие суды в России более не могут выносить смертные приговоры, то есть отменил ее.
Таким образом, мы видим, что история смертной казни в нашей стране, это история ее постоянных отмен, ограничений и снова введения в практику.
Во-вторых, я солидарен с официальной позицией Православной Церкви.
"Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания. Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют её на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей." (Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, об "Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви", 2000 г.)
В-третьих, смертная казнь не играет устрашающей роли в полном объеме, попросту -- не работает. В Китае, например, ежегодно казнят от 1700 до 5000-6000 тыс. человек (по разным оценкам), а "желающие" не кончаются. Просто поднимается планка риска.
И, наконец, на мой взгляд, смертная казнь это всегда либо слишком много, либо слишком мало. Слишком много в случае судебной ошибки, и слишком мало для тех, с кем не ошиблись: "Чик, и ты уже на небесах... " (С) Карп Горбатый.
Таким образом, я за гуманизм, т. е. возвращение в УК меры наказания "каторжные работы" пожизненно или с ограничением срока. Во большинстве случаев их следует дополнять тотальной конфискацией, распространяемой на родителей негодяя, детей, жену/мужа, сестер/братьев, бабушек, дедушек, дядьев и теток. То есть, чтобы негодяй, отрабатывая свой срок еще и ясно осознавал, что пустил по миру всю свою семью. А работы у нас на ближайшую тысячу лет хватит.
Только каторга! Только хардкор гуманизм!
Комментарии
Суды за тяжкие преступления так же, как и теперь при моратории на смертную казнь, выносят свои приговоры в виде лишения свободы на различные длительные сроки, в т.ч. и пожизненно, с той лишь разницей, что по изобретению в судебном приговоре добавляется юридическая норма ограничения (поражения) гражданских прав, чтобы «жизнь в тюрьме медом не казалась…, например, – «… с поражением некоторых, многих конкретных (с точным указанием каких именно), или С ПОРАЖЕНИЕМ ВСЕХ ПРАВ (в т.ч. и права на жизнь).
Комментарий удален модератором
Э-э... Лирическое отступление. Ну вот: преступник проходит психиатрическую экспертизу. Каковая признает его вполне здоровым и дееспособным, т.е. способным отвечать за свои поступки. В связи с этим вопрос: если общество считает здоровым человека, например, изнасиловавшего и убившего ребенка - не больное ли само это общество?
И к делу. Я не "за" и не "против", я считаю категорически недопустимым даже обсуждать понятие "казнь", коли уж вы настаиваете на том, что не дикари.
Я считаю возможным обсуждать вопрос допустимости ЭВТАНАЗИИ.
Задача судебно-психиатрической экспертизы состоит не в том, чтобы ответить на вопрос является или не является психической нормой поведение маньяка, насилующего и убивающего детей.
Эта экспертиза отвечает совсем на другой вопрос - осознавал ли этот самый маньяк в момент совершения преступления всю тяжесть совершаемых им деяний.
Но это так.. К слову..
А насчет смертной казни - это еще очень себе даже спорный вопрос, что более жестокое наказание - принудительное лишение жизни или пожизненное заключение...
И как бы это не было банально - профилактика преступлений это всё-таки неотвратимость наказания, а не его жестокость.