Итог сердюковских реформ: к армии присосались коммерсанты

На модерации Отложенный

 

Уголовные дела множатся день ото дня, и конца этому процессу не видно

Родственник бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова Валерий Пузиков получил от военных не только дорогу к своей элитной базе отдыха в Астраханской области, но еще и участок на Черном море, где раньше предполагали построить РЛС, а потом передумали.

Главное военное следственное управление (ГВСУ) СКР возбудило уголовное дело по факту мошенничества со стороны должностных лиц Минобороны, в результате которого крупный участок земли на Черном море, выделенный под размещение радиолокационной станции, перешел в частные руки. Следствие объединило это дело с общим делом «Оборонсервиса», в котором насчитывается уже 14 эпизодов. По результатам доследственной проверки материалов, поступивших из Главной военной прокуратуры (ГВП), ГВСУ СКР возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК («Мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору»).

А события разворачивались так. В июле 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков обратился в администрацию Анапы с просьбой о передаче департаменту имущественных отношений ведомства (им в тот момент руководила Евгения Васильева, разгуливающая сейчас по своей квартире с электронным браслетом от побега на ноге) участка земли площадью 9227 кв. м в селе Большой Утриш Анапского района Краснодарского края (галечные пляжи, известные места отдыха). Земля под строительство РЛС объявлялась необходимой в связи с намечаемым перебазированием кораблей Черноморского флота и была получена. Но РЛС на участке не возникла. Возник г-н Пузиков и стал строить на нем элитный жилой комплекс. Это тоже было «служебной необходимостью»?

Впрочем, обо всем по порядку. При жонглировании с госсобственностью чиновный порядок предполагает строгое соблюдение нескольких обязательных этапов. Рассмотрев обращение Сердюкова, местные руководители, естественно, отказать ему не посмели. В августе 2010 года участок был оформлен военным ведомством в собственность, еще через три месяца почему-то отошел унитарному предприятию «Окружной материальный склад Московского округа ВВС и ПВО», а затем и вовсе вошел в уставной фонд этого склада, которым руководил находящийся сейчас под арестом фигурант дела «Оборонсервиса» Максим Закутайло.

Ну а далее все просто. Участок осталось лишь признать непрофильным активом и продать через центр правовой поддержки «Эксперт» (помните такую оценочную контору?), которым руководила Екатерина Сметанова, ныне тоже подследственная. За актив было получено 110 млн рублей. Сметанова, кстати, до недавнего времени парилась на нарах в СИЗО, а потом была освобождена из-под стражи после заключения сделки о сотрудничестве со следствием.

Схема здесь вырисовывается довольно простая: ухватить актив, обосновывая его необходимость какой-то страшной служебной надобностью, подержать немного, объявить непрофильным и спихнуть друзьям-товарищам. Да и то сказать, разве летом 2010 года стоял вопрос о выводе Черноморского флота из Севастополя? Соглашение о продлении аренды было подписано еще весной, следовательно, с самого начала строить РЛС никто и не собирался. Анапские чиновники, наверное, этого не знали.

В ГВП, а затем и в ГВСУ СКР установили, что недвижимость была реализована на 57 млн рублей дешевле ее рыночной стоимости. В рамках уголовного дела ГВСУ СКР собирается дать юридическую оценку действиям как должностных лиц Минобороны, так и администрации Анапы.

Сердюкова, кстати, на днях опять вызывали в ГВСУ СКР для дачи показаний о содействии военного ведомства Валерию Пузикову при строительстве дороги к его базе отдыха в Икрянском районе Астраханской области с использованием военнослужащих и военной техники, а также при озеленении комплекса. Ущерб военному ведомству от безвозмездного строительства автомобильной дороги от села Краса Икрянинского района Астраханской области до острова Школьный протяженностью 6,7 км, а также двух малых автомобильных и одного понтонного мостов составил 15,5 млн рублей.

В этот раз Сердюков, обычно хранящий на допросах молчание, представил следственным органам письменное объяснение своего и других чиновников Минобороны участия в гражданском проекте Валерия Пузикова. В объяснении указано, что это было связано «со служебной необходимостью». Чтобы установить степень «необходимости», следствие собирается допросить других бывших чиновников Минобороны.

Интересно, что сам Валерий Пузиков, в пользу которого действовали военные чиновники, пока не стал даже свидетелем по этим делам. Оценка же действиям Сердюкова, рассказал недавно председатель СКР Александр Бастрыкин, будет дана после завершения нескольких экспертиз, назначенных в рамках объединенного дела.

Тем временем выясняется, что идея создания «Оборонсервиса» и передачи ему функций снабжения и обслуживания вооруженных сил изначально была ущербной, по крайней мере, в значительной ее части. Кроме реализации избыточного военного имущества, это видно еще на примере теплоснабжения военных объектов. Главный поставщик тепла для Минобороны увяз в многомиллиардных долгах, а один из них, почти в 150 млн рублей, стал поводом для возбуждения уголовного дела.

Тепло армии в монопольном порядке поставляет ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ). Оно обжаловало в арбитраже само возникновение этой задолженности перед «Корпорацией Транснефтепродукт», вследствие чего решение может быть принято в пользу РЭУ, хотя общей картины с долгами оно не изменит. В компании признают, что общая сумма задолженности перед кредиторами превышает 10 млрд рублей, а общее число исков приближается к 1000, сообщают «Известия».

В РЭУ сообщили, что 20 марта в Арбитражном суде будет рассмотрено исковое заявление о признании недействительным долга в 148 млн рублей перед «Корпорацией Транснефтепродукт».

«Мы надеемся, что нам удастся доказать нашу правоту, – заявляют в РЭУ. – А в таком случае претензии Следственного комитета отпадут сами собой».

Ранее СКР возбудил уголовное дело по ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями». Экс-гендиректор РЭУ Анатолий Терехов проходит по нему пока свидетелем. Дома и в его рабочем кабинете уже были проведены обыски. Однако в СК не исключают, что в ближайшее время статус Терехова может измениться.

По информации следователей, для выполнения контрактов с Минобороны РЭУ привлекло компанию «Корпорация Транснефтепродукт», поставлявшую мазут для котельных военного ведомства. В марте прошлого года Минобороны выделило РЭУ 3,3 млрд рублей на погашение задолженностей перед поставщиками, однако до «Корпорации» деньги не дошли. Осенью 2012 года компания через арбитраж отсудила задолженность и проценты за пользование чужими деньгами – 148 млн рублей. Эта сумма и стала ущербом, нанесение которого вменили в вину «неустановленным должностным лицам РЭУ».

Деньги не дошли до кредитора, потому что прокручивались в банках, полагают в СКР. Но в РЭУ утверждают, что 3,3 млрд рублей, выделенные Минобороны, полностью ушли на счета кредиторов, среди которых была и «Корпорация». «На начало марта 2012 года задолженность перед основными поставщиками составляла более 10 млрд рублей, – рассказывает газете информированный собеседник. – Так, «Корпорации Транснефтепродукт» мы должны были 3,5 млрд рублей, ИК «Таврический» – 6,45 млрд рублей, «Промтехресурсу» – 1,2 млрд рублей, а общая кредиторская задолженность не опускалась ниже 20 млрд рублей в месяц».

Денег было мало, и их пришлось делить между всеми кредиторами. В РЭУ рассказывают, что «Корпорация Транснефтепродукт», несмотря на выплаты, неожиданно приостановила поставку топлива на ряд стратегических объектов, что едва не привело к остановке котельных и «замораживанию» военных городков. По этому поводу РЭУ даже обращалось в Минобороны, Генпрокуратуру и ФСБ с просьбой разобраться в ситуации. Ответа не последовало ниоткуда.

Интересная получается система снабжения армии, когда «споры хозяйствующих субъектов», совсем как в середине девяностых, могут привести к отключению от систем жизнеобеспечения военных объектов. Это прогресс такой или все же шаг назад?

Как известно, ОАО с незатейливым названием «РЭУ» является структурным подразделением холдинга «Оборонсервис» и было создано на базе квартирно-эксплуатационных частей Минобороны (КЭЧ) в 2008 году. Функция – поставка тепловой энергии для нужд Минобороны и подведомственных ему организаций. В ОАО входит 25 филиалов, которые обслуживают 4338 котельных и 585 тепловых пунктов.

При создании РЭУ считали плохо. В компании полагают, что изначально не было учтено то обстоятельство, что прежде многие котельные обслуживались солдатами и военной техникой, а труд гражданских специалистов будет стоить гораздо дороже. «В итоге компания сразу же стала работать себе в убыток», – заявили в РЭУ.

Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов называет расформирование КЭЧ и передачу их функций сразу нескольким ОАО чудовищной ошибкой, граничащей с преступлением. «Между ОАО не было налажено никакого взаимодействия, – говорит Ивашов. – Более того, главной целью этих коммерческих структур стало получение прибыли за счет Минобороны любой ценой».

Вот здесь и таится корень всех проблем. Ведь что такое снабжение армии? Это госзаказ. А что такое госзаказ? Возможность вести приятный и легкий бизнес, ничем не рискуя и особо не напрягаясь. Госзаказ – мечта любого предпринимателя, но достается он далеко не любому. На него сажают друзей-приятелей ответственных чиновников, а также родственников разной степени близости. То есть в самом госзаказе уже содержится питательная среда для коррупции, что и проявилось в деле «Оборонсервиса». Как будто нельзя было предвидеть таких последствий заранее. Реформаторы армии словно с луны свалились.

РЭУ изначально входило в «дочку» «Оборонсервиса» – «Оборонстрой», в котором и произошли основные хищения бюджетных средств. «C 2010 по 2012 годы должности исполнительных директоров «Оборонстроя» занимали исключительно сокурсники и друзья Евгении Васильевой», – рассказывает источник газеты в Минобороны.

Жонглировали бюджетными деньгами в 2010 году и сотрудники РЭУ. Сейчас СК расследует уголовное дело о пропаже 300 млн рублей, выделенных на оплату теплоснабжения. Вместо погашения долга замдиректора РЭУ перевел их на депозит в «Неополис-банк» и получил за это 6 млн рублей комиссионных. Хорошая прибавка к зарплате. Но дальнейшее сотрудничество между ним и банком прекратилось, когда банк «гавкнулся» вместе с вложенными в него бюджетными деньгами.

Второй древнейший способ заработка на госзаказе – закупки всего по завышенным ценам. Правоохранители сейчас проверяют цены, по которым РЭУ закупало топливо, подозревая, что стоимость угля и мазута для котельных была завышена.

В то же время в самом РЭУ утверждают, что поставщиков им навязывали: руководство «Оборонстроя» из команды Евгении Васильевой было против смены снабженцев, хотя те не вовремя выполняли свои обязательства.

Газета располагает перепиской между менеджментом РЭУ и руководством ОАО «Оборонстрой», в которой говорится, что ряд поставщиков выполняли договорные обязанности на 8-30%, ставя под угрозу обеспечение котельных в северных регионах в 2012-2013 годах. В ответ «Оборонстрой» рекомендует работать с ними и дальше.