Религиозный атеизм

На модерации Отложенный

Разделяя во многом претензии атеистов к Церкви и священнослужителям, я хотел бы заступиться за религию,  как инструмент формирования нравственного поведения человека

Да, еще Блез Паскаль говорил: "Никогда злые дела не творятся так легко и охотно, как во имя религиозных убеждений». Между Богом и людьми всегда появлялась паразитическая прослойка -  Церковь и священнослужители. Именно они были  заинтересованы в разжигании межконфессиональной вражды и всегда использовались для манипулирования народом.  Для большей привлекательности многие религии применяют ложные утопические идеи, не имеющие никаких доказательств, такие как:  загробная жизнь, добрый всепрощающий Бог,  различные чудеса. Если чудеса не происходят, церковнослужители  не гнушаются их инсценировать, как например схождение Благодатного огня в православную Великую субботу в храме Гроба Господня. Особо недоверчивых не редко обращали в «правильную веру» с помощью огня и меча.

Но преступное  применение хорошего инструмента не является основанием для отказа от него. Ножом можно убивать, а можно лечить. Почему же  «Несмотря на различия мировых культур, не известно ни одной, где не было бы того или иного варианта поглощающей время и ресурсы, вызывающей раздоры, отрицающей факты и порождающей досужие вымыслы,  религии» - цитата из книги известного этолога, ярого противника всех религий Ричарда Докинза «Бог как иллюзия».
Как писал Дарвин, «естественный отбор ежедневно и ежечасно рассле­дует по всему свету мельчайшие вариации, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно и незаметно, где бы и когда бы ни представился к тому случай, над усовер­шенствованием каждого органического существа. Если дикое животное постоянно выполняет бесполезные действия, есте­ственный отбор предпочтет его конкурента, расходующего время и энергию на выживание и размножение. Природа не поощряет пустых забав. В ней всегда побеждает безжалостный утилитаризм».  Как же мог  естественный отбор допустить, что во всех мировых культурах  появились столь вредные религии? 

Почему все культуры, где религии не было, не сохранились до наших дней? Значит религия не пустая забава! Значит, есть в религиях что-то общее, без чего человечество не могло развиваться. И это общее – нравственные законы поведения человека.

Как писал основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц: «Благодаря сравнительному исследованию любви, семейной и общественной жизни высших животных, мы пришли к твердому убеждению, что и у людей многие детали социального поведения, которые этика  считает результатом ответственного разума и морали, в действительности основаны на врожденных видоспецифичных (гораздо более примитивных) реакциях. Общественная мораль и этика, на наш взгляд, вовсе не создаются умышленно, а просто с развитием человеческого общества органично возникают сами, без нашего сознательного участия!».Оказывается нравственное поведение это не только результат воспитания и ответственного поведения, но и врожденные, наследуемые качества, сформированные в процессе эволюции.

Бог создал так мир, что нравственное поведение  необходимо человеку в процессе эволюции для выживания в условиях естественного отбора. Но эволюционный период, необходимый для генетического закрепления  признака исчисляется десятками тысяч лет, и поэтому в процессе естественного отбора сохранились те культуры, в которых эти нравственные законы прививались воспитанием, страхом Божьей кары, обещанием загробной жизни и прочими религиозными догматами, обычаями и ритуалами.

При всем разнообразии  этика различных религий и эволюционная этика  имеют очень много общего. Это позволяет предположить, что нравственные законы поведения людей -  объективные законы природы, а религия и наука, с бОльшим или меньшим успехом,  занимаются их изучением. Поэтому, целесообразно выявить то общее, что объединяет и все религии, и эволюционную этику, и на этой межрелигиозной основе предложить концепцию миропонимания,  может быть приемлемую и для атеистов, и для думающих верующих.



Основополагающий постулат такой концепции, которую можно назвать религиозный атеизм, следующий:  Бог (Аллах, Природа, Случай) создал наш мир и населил его живыми творениями, способными к репликации — саморазмножению, и поручил им:  плодитесь и размножайтесь. А для того, чтобы творение становилось лучше, встроил в свое творение датчики — наборы генов (генотипы), которые ведут постоянный контроль над мыслями и делами человека и передают по наследству информацию от поколения к поколению. На основе этой информации формируется генотип ребенка. Были в роду нежизнеспособные признаки, передадутся они по наследству, род, рано или поздно, прекратится. Будут передаваться только жизнеспособные признаки — род будет продолжаться вечно. Вся эта система хорошо известна этологам и генетикам: система контроля информации называется генОм, а система наказания и поощрения – естественный отбор.

Как и в любой религии, Бог постоянно за нами наблюдает, от него невозможно скрыться, ведь он внутри нас, он в каждой нашей клетке. Любой наш поступок под контролем, записывается в геноме, передается по наследству, и из-за наших грехов страдаем не только мы, но и наши дети, и внуки, наследующие наши «бракованные» гены. Но зато наши «доброкачественные» гены передаются на  многие поколения и могут жить вечно. Не это ли и есть вечная жизнь после смерти в награду за праведное поведение!

 В вульгарном понимании естественный отбор – это когда сильнейший рвется к кормушке, по пути убивая слабого. Поначалу так и было, выживали сильнейшие, те, кто заботился только о себе и своем потомстве. Кто не заботился о потомстве, потомства и не оставил. Поэтому жизнеспособный признак любви к себе и своим детям закрепился в генах и стал врожденным для всех живых существ. Когда все стали врожденными эгоистами, заботящимися только о себе и своих детях, оказалось, что в конкурентной борьбе побеждают те семьи, в которых заботятся не только о детях, но и о родителях и вообще, обо всей родне. Так эгоизм породил внутрисемейный, а затем и внутриродовой альтруизм. Таков естественный отбор, так Бог устроил этот мир, что жизнеспособными признаками являются не только эгоизм и любовь к детям, но и любовь к ближним. И чем ближе тебе человек, тем большую любовь и заботу надо о нем проявлять. Тогда и он тебе ответит тем же.

Эволюционная этика очень близка нравственным принципам Десяти Заповедей иудаизма, признаваемым всеми монотеистическими религиями. Приведу основные нравственные принципы религиозного атеизмаоснованного на иудаизме и теории эволюции:

1. Бог один для всех, он создал человека и предусмотрел систему постоянного совершенствования человека — естественный отбор  (Бог Един и Всемогущ).

2. В каждом человеке есть частица Бога (геном), которая ведет постоянный контроль, все поступки человека отражаются на его генах и передаются по наследству (Бог внутри нас, он Всевидящий).

3. Необходимо соблюдать нравственные законы и тогда твой род будет продолжаться, а ген будет жить вечно. В противном случае, за твои грехи будут страдать дети и внуки, и  род может совсем прекратиться (Вот он стимул нравственного поведения и загробная жизнь).

4. Рожайте и воспитывайте детей. Чтобы было хорошее потомство, для матери важна хорошая родословная, а для отца – хорошая  родословная, высокие физические, моральные и интеллектуальные качества. (Об этом подробнее здесь).

5. Люби и уважай себя, и верь в свои силы. Только уважающий себя человек способен любить других людей (Вера в себя и самоуважение, то чего так не хватает человеку в тоталитарном обществе).

6. Люби и уважай своих родных как самого себя (Любовь к ближнему).

7. Поступай со своими близкими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой (Золотое правило нравственности по отношению к своим).

8. Никому не делай того, чего не желаешь себе, стремись к кооперации и сотрудничеству со всеми (Золотое правило нравственности по отношению к чужим).

9. Защищай своих близких от врагов, угрожающих их жизни (Отношение к врагам).

10.Прежде чем любить врагов, нужно чтобы любовь к ближним, как и любовь к себе и детям, стала врожденным качеством каждого человека (О любви к врагу).