«Нет ожиданий, что мужчина заплатит за все»

Какую роль играют финские женщины на работе, в политике и семейной жизни, «БалтИнфо» рассказала социолог, директор Института демографических исследований в Хельсинки Анна Роткирх.
- Отмечают ли 8 марта в Финляндии?

- У нас есть такой праздник, но он не столь большой и важный, как в России. 8 марта больше говорят о равноправии, различные женские организации проводят свои мероприятия. Например, я участвовала в конференции, посвященной тому, как меняются представления об отцовстве и материнстве в Финляндии.

- То есть женщина вообще не ждет подарка в этот день?

- Нет, ей, конечно, будет приятно, если мужчина купит цветы или книгу, например. Но женщина этого действительно не ждет! Подарки принято дарить в День матери, он тоже отмечается весной, в мае. Также есть день отца, он празднуется осенью, и эта дата довольно важная. А 8 марта – международный день женского движения.

- За что идет борьба?

-Если смотреть со стороны, то в Финляндии все довольно хорошо. У нас много женщин в политике, довольно хорошо сформирована семейная политика. Но при этом много насилия в семьях, зарплата у женщин часто ниже, чем у мужчин. Также сейчас обсуждается, насколько хорошо или плохо то, что женщина сидит дома с ребенком до 2-3 лет, как это влияет на карьеру.

- Принято считать, что до середины ХХ века Финляндия оставалась аграрной страной с традиционными ценностями. Это сказывается на женской роли?

-Я не согласна с вашим утверждением. Во всех скандинавских странах даже до индустриализации семьи были не очень патриархальными. То есть у нас было принято, чтобы молодая пара жила отдельно от родителей. В России и Восточной Европе в конце XIX века сохранялась традиционная семья, где зависимость от старшего поколения была очень велика. У нас же отдельное проживание было нормой. Понимание того, что и мужчина, и женщина работают, что они оба выполняют важную роль в семьи, сформировалось еще тогда. Это связано и с религией: благодаря лютеранству и девочки, и мальчики обучались грамоте в школе, то есть неравенства в образовании не было. После Второй Мировой войны, когда Финляндия активно развивалась, у женщин появилась возможность делать карьеру. И поэтому в 70-е у нас не было сильного феминистского движения, просто незачем было выходить на площадь и призывать мужчин к ответу. В Финляндии вообще все делается потихоньку, сейчас, например, говорится о том, что должна меняться роль и мужчины, и женщины.

- Вы про семейные роли?

- В том числе. Один из примеров - у мужчин недавно появился родительский отпуск. Правительство сделало так, что из 11 месяцев отпуска по уходу за ребенком два выделяется специально для мужчины, еще четыре для женщины. Остальные месяцы они могут делить, как хотят. И если муж не берет эти два месяца в течение двух лет, то они просто сгорают. Это сделано специально, чтобы подчеркнуть, что для мужчины важны отношения с ребенком, особенно в таком раннем возрасте. Именно в младенчестве закладываются отношения на многие годы вперед. Кстати, сразу после родов у мужчины есть две оплачиваемые недели на то, чтобы провести время с женой и новорожденным.

- В России иногда не берут на работу молодых женщин, потому что они потом рожать будут, с ребенком дома сидеть. В Финляндии работодатели воспринимают сотрудниц-женщин как обузу?

- Да, такая проблема есть. Работодателю в Финляндии дороже обходится сотрудник-женщина, за нее здесь тоже надо платить отчисления, она берет отпуск по уходу за ребенком.

Но у нас этот вопрос обсуждается с правительством, например, есть предложения перераспределить отчисления между «мужскими» и «женскими» отраслями таким образом, чтобы сгладить нагрузку на работодателей. И я думаю, что у нас компромисс будет найден.

А зарплаты «женские» насколько отличаются от «мужских»?

- Говорят, что для женщин один евро - это 80 центов. У нас связано это с тем, что женщины и мужчины часто работают в разных отраслях. Зарплаты в образовании и здравоохранении нельзя сравнивать с тем, сколько получают на производстве и в бизнесе. Естественно, если мужчина и женщина делают одинаковую работу, то им нужно платить одинаково, это закон, который соблюдается в Финляндии.

- Когда мужчина и женщина идут в ресторан, кто будет платить?

- Очень часто платят вместе. Если мужчина пригласил девушку в ресторан, то он может заплатить. Но тогда в следующий раз заплатит она. То есть, нет ожиданий, что мужчина заплатит за все.

- Финская женщина ждет того, что мужчина откроет перед ней дверь, уступит место?

- Она этого не ждет. Женщина не обидится, если это произойдет, но так не принято. Хотя, когда я приезжаю к вам в Петербург, мне приятно, что мне уделяют внимание. Вообще, наверно, финны не очень воспитанные, особенно в провинции. Кстати, если мужчина возьмет тяжелый чемодан у женщины на вокзале и в аэропорту, она может возмутиться.

-То есть если я захочу помочь девушке, у который большой чемодан, я буду выглядеть дураком?..

- Вы попробуйте, но она будет смущена. Она подумает: «Вы хотите забрать мой чемодан?!!» Просто это не ожидается, это кажется немного странным. У нас в культуре таких представлений просто нет. И если женщина пойдет в магазин, никто не будет держать перед ней дверь.

- А если мужчина оскорбляет женщину, что она может сделать?

- У нас большая проблема алкоголизма, именно с этим очень часто связана проблема семейного насилия. Реакция, правда, последует очень быстро: полиция реагирует довольно оперативно на такие сигналы. Другое дело, что не все женщины об этом сообщают. Если в России женщина уйдет от мужа-алкоголика к маме, то у нас она может пожить в приюте или снять отдельное жилье, поскольку зарплата часто позволяет. Кроме того, женщина может запретить мужу приближаться к ней и звонить ей. Если он нарушит, это будет еще одно преступление с его стороны.

- Сейчас в Финляндии больше иммигрантов, это влияет на семейные взаимоотношения?

- Большинство иммигрантов из России и Эстонии. Из Африки и Азии их значительно меньше. Как вы, русские, влияете на нас, мы пока не знаем, не успели изучить этот вопрос. Вообще, иммигрантов настолько мало, что пока от пересечения культур мы только выигрываем, например, осенью на выборах себя очень активно проявили женщины-иммигрантки.
- Но в большой политике сейчас у вас мужчины: президент, премьер-министр, мэр Хельсинки, в конце концов.

- Нет, в политике остаются сильные женщины. Вспомните хотя бы Тарью Халонен, которая 10 лет была президентом до Саули Ниинисте. Женщин по-прежнему мало в крупном бизнесе, особенно в тех кабинетах, где принимаются значимые решения. Может, у наших соседей в Швеции и Дании ситуация немного лучше, но в Германии и во Франции все то же самое.

Артем Филатов