Рассказ моего деда о том, как он "увернулся" от колхоза

    В отличие от семьи моей матери, где все были загнаны в колхоз и находились там до смерти «великого кормчего», родители моего отца сумели избежать подобной доли, хотя и жили изначально в селе Романово Новосибирской области.  После изменений уклада сельской жизни, вызванной революционными катаклизмами, народ стал задумываться, а как бы выжить в создавшейся ситуации. О том, что жить в ближайшее время будет «лучше и веселее» сельский люд как-то не надеялся. Первыми признаками такого уныния стала организация комитета бедноты, в который председателем «комбеда» был избран самый-самый бедный из жителей деревни. Действительно, был он самый-самый, потому что все пропил в свое время, и, несмотря на наличие земли, находился на грани голода, а потому ему приходилось постоянно попрошайничать. И тут ему улыбнулась удача – человек получил портфель. Пользовался этот руководитель очень дурной славой, так как даже его  внешний вид многих обескураживал. Дело в том, что из-за отсутствия какой-либо запасной одежды, носил этот персонаж телогрейку, которую никогда не снимал. Пуговиц на ней не было, а чтобы она не распахивалась, он зашил ее снаружи нитками.

В баню он не ходил, гигиену не соблюдал и от того дух от него исходил как от последнего бомжа, какие еще до недавнего времени терлись у входа в метро на Ленинградском вокзале. Естественно, что кроме всеобщего презрения он у людей не вызывал. А тут вдруг по рекомендации партийных органов привалило ему такое счастье. И стал новоиспеченный руководитель ходить по деревне в своей фуфайке с папкой под мышкой и учить народ жить. Это был мощный сигнал местному населению, что из деревни надо валить. К тому же, пошли слухи о надвигающихся колхозах, от которых сельским труженикам становилось худо.

      К счастью, при отсутствии колхоза народ еще жестко к земле не привязывали, и дед решил вместе с семьей уехать в город. Город не город, а прибиться удалось на каком-то полустанке, где новоселам досталось ветхое служебное жилье, так как дед устроился работать на железной дороге путевым обходчиком. Потом было еще одно «великое переселение», когда дед устроился работать на шахту, где заработав силикоз, окончательно сгубил свое здоровье. Но это уже другая история из колхозного времени.