Британец, в младенчестве переживший концлагерь, узнал, кем были его родители
На модерации
Отложенный
Джеки Янг, переживший концлагерь в младенчестве, большую часть своей жизни мучительно и безуспешно искал, кем был его отец, пишет журналистка The Times of Israel Рене Герт-Занд.
Десятилетиями он знал лишь то, что родился у 30-летней еврейки из Вены, которую в июне 1942 года депортировали в Малый Тростенец, нацистский лагерь смерти недалеко от Минска, в Белоруссии, где она и была убита.
Джеки Янг
Имя женщины – Эльза Шпигель – было указано в свидетельстве о рождении Янга. Отмечалось, что она не замужем, графа с именем отца пустовала.
Янг чудом выжил, провел два года и восемь месяцев в лагере-гетто Терезин (Терезиенштадт) в Чехословакии.
Теперь, благодаря помощи двух специалистов по еврейской генеалогии, Янг знает не только имя своего отца, но и то, что у него есть живые родственники по отцовской линии в Соединенных Штатах, Великобритании, Франции, Израиле и, возможно, Венгрии.
«Я ждал этой новости шесть десятилетий. Я больше не один», — говорит 80-летний лондонский таксист на пенсии.
Насколько ему известно, он был единственным ребенком своих биологических родителей и родителей приемных – Ральфа и Энни Янг (Яновски).
Янг привлек внимание американских специалистов по генеалогии Дженнифер Мендельсон и Адины Ньюман благодаря публикации о появлении Янга в телевизионной программе BBC «Семейные секреты ДНК».
Мендельсон и Ньюман – администраторы группы в фейсбуке (управляющая социальной сетью компания Meta признана в РФ экстремистской организацией. – Ред.) под названием «Еврейская ДНК для генетической генеалогии и семейных исследований», насчитывающей 10 тыс. человек.
Специалист-генетик, участвующий в телешоу BBC, доктор Тури Кинг смог развеять давний страх Янга, что его биологический отец был нацистом.
Дженнифер МендельсонMatt Mendelsohn Photography
А Янг предполагал, что он сумел выжить в Терезине и не оказаться одним из 9 тыс. детей, депортированных в лагеря смерти, именно из-за того, что его отец был нацистом.
«Результат выглядит четким, — говорит Кинг о ДНК-тесте Янга. — Вы являетесь на 99% евреем-ашкенази. Так что мы почти уверены, что ваш отец не был нацистом».
Команда телешоу «Семейные секреты ДНК» сумела найти двух троюродных братьев и сестер Янга по отцовской линии. По совпадению они живут недалеко от Янга, в северном Лондоне. Янг и его жена Лита познакомились с родственниками и теперь поддерживают контакты.
Мендельсон рассказывает: «Мы подумали, что с нашими специальными знаниями и опытом в еврейской генеалогии, и в частности в еврейской генетической генеалогии, сможем продвинуть поиски Джеки еще дальше».
По словам Ньюман, еврейские генеалогические исследования с использованием исторических документов требуют особого ноу-хау, а еврейская ДНК сложна.
«Поскольку евреи-ашкенази являются эндогамной группой, люди на основании ДНК могут оказаться более близкими родственниками, нежели это согласуется с историческими свидетельствами и генеалогическим древом», — говорит она.
В начале июня, после своего обращения к Янгу, Мендельсон и Ньюман получили все необходимые данные в течение пяти дней, после чего смогли запросить результаты его анализа ДНК и разрешение на исследования от его имени.
Джеки Янг и его жена Лита вскоре после свадьбы
Мало того, что они идентифицировали биологического отца Янга, они смогли реконструировать генеалогическое древо на основе совпадений в базах данных ДНК и исторических документах.
Древо это восходит к началу 1800-х годов, к прапрадедам Янга. Семья жила в Лакенбахе, который тогда был частью Австро-Венгерской империи, а сегодня находится в Австрии.
«Позвольте мне перевернуть мой компьютер», — заявляет гордый Янг, показывая в зуме, как он распечатал свое генеалогическое древо, вставил в рамку и повесил на стену в своем доме.
Рождение семьи
Отца Янга звали Адольф Корнфейн, он родился в 1894 году. Похоже, что Корнфейн, портной, был в отношениях с гораздо более молодой, чем он сам, Эльзой Шпигель после развода или расставания с женой.
«Мы можем предположить это из записей, показывающих, что Корнфейн, его жена Хильда (урожденная Шлезингер) и сын-подросток Вильгельм жили вместе по одному и тому же адресу в Вене в 1938 году. Но в 1942 году он жил уже один и по другому адресу», — рассказывает Мендельсон.
Согласно документам, 2 июня 1942 года Адольф и Эльза находились в транспорте, следующем в Малый Тростенец. А Хильда и Вильгельм были депортированы в Аушвиц 17 июля 1942 года.
«Нам удалось установить, что в то время Адольф и Эльза жили недалеко друг от друга. Мы не знаем, оказались ли они в одном транспорте, потому что были вместе, или просто потому, что нацисты собирали всех евреев, живших в определенном районе», — замечает Ньюман.
Эльза перед депортацией передала своего сына по имени Йона-Якоб Шпигель, родившегося в Ротшильдовской (еврейской) больнице 18 декабря 1941 года, в детский дом. Янг нашел два сообщения об этом, в одном из них говорилось, что ему было три с половиной месяца, в другом – что пять с половиной месяцев.
Янг был депортирован в Терезин в сентябре 1942 года и пробыл там с девяти месяцев до трех с половиной лет.
Ему удалось установить, что он стал единственным выжившим из 15 детей без родителей, которые вместе с ним ехали в лагерь в одном транспорте.
«Единственное объяснение, которое я могу придумать тому, что за мной ухаживали и что я выжил, — это то, что я, вероятно, был пешкой в нацистской пропагандистской кампании по обману Красного Креста», — говорит Янг.
Ньюман согласна с этим предположением: «Просто посмотрите на его фотографии, когда он был маленьким мальчиком. Очаровательный ребенок. Нацисты определенно могли его использовать для своей пропаганды».
Все еще ищет корни своей семьи по материнской линии
В то время как Янг узнал наконец о своем отце и его семье, он также постепенно и кропотливо собирал информацию о своей матери.
Джеки Янг с приемными родителями. Лондон, 1954 год
Будучи в подростковом возрасте, Янг слышал, как один из его родственников обмолвился, что мальчик родился в Вене. Однако приемные родители скрывали от него, что он выжил в концлагере. Только когда ему понадобилось доказательство его еврейства, чтобы жениться по еврейскому обряду, он узнал об этом печальном факте. Даже тогда его приемные родители не хотели, чтобы он читал соответствующие документы. До конца жизни они отказывались сотрудничать на этот счет.
Спустя годы он все еще мало знает о своей биологической матери и ее семье.
«К сожалению, мы не можем помочь Джеки на этом этапе, потому что осталось не так много записей для построения семейного древа Эльзы Шпигель, и нет реальных совпадений материнской ДНК Джеки в базах данных, которые мы имеем», — объясняет Ньюман.
Янг фиксировал свой опыт поиска собственных корней на протяжении многих лет. Его записки были опубликованы в интернете под заголовком «Потерянные и ожидающие, чтобы их нашли» в разделе «Народная война Второй мировой войны: архив воспоминаний о Второй мировой войне — написано общественностью, опубликовано BBC».
Активный участник групп, переживших Холокост, он стремится привлекать всех, кто мог бы ему помочь. И тем не менее, Янг столкнулся со многими препятствиями, путешествуя по Израилю, а также в поездках в Вену, Прагу, Терезин и Белоруссию с целью найти новую информацию. С помощью своей жены он неоднократно делал запросы в различные организации и архивы.
К сожалению, по-прежнему мало что известно о его матери и ее семье, кроме фактов о ее ближайших родственниках. Он знает только, что Эльза родилась в 1909 году в Вене в семье Эмилии (урожденной Шварц) и Леопольда Шпигеля, которые поженились в Чехословакии. Леопольда сослали в Терезин из дома престарелых, а Эмилия умерла перед войной. Эльза была модисткой. Она имела старшую сестру по имени Хильда и брата по имени Рудольф, судьба которых неизвестна.
Джеки Янг в «Бульдогс Бэнк» в Сассексе ПОСЛЕ ВОЙНЫ.
Янг сумел найти подробности о своем раннем детстве в записях из детских домов, где он жил после прибытия в Великобританию в конце лета 1945 года. Янг оказался в группе из 300 детей, переживших Холокост и переправленных в Великобританию из Чехословакии после войны. Большинство из них уехало в Израиль, но 32 младших ребенка остались в Великобритании, а шестеро самых младших провели год в доме под названием «Бульдогс Бэнк» в Сассексе. Там за ним ухаживали сестры Софи и Гертруда Данн и Анна Фрейд — дочь великого Зигмунда Фрейда, которая и сама собиралась стать психоаналитиком.
Позже Янга перевели в дом для еврейских детей старшего возраста, которым руководила Элис Голдбергер. Именно она организовала усыновление мальчика девяти лет супругами Янг.
В поиск вмешивается наука
Чтобы подтвердить свои выводы, Мендельсон и Ньюман нужно было найти близкого родственника Янга по отцовской линии: тот должен был пройти тест ДНК, дабы доказать генетическое совпадение.
У Адольфа Корнфейна было четверо братьев и сестер. Специалисты по генеалогии разыскали в США Билла Корнфейна – единственного внука брата Адольфа, Сэмюэля. Он согласился пройти тест.
«Наши дочери приемные, и мы всегда надеялись, что, если они захотят найти своих биологических родителей, кто-нибудь поможет им в поисках», — говорит Корнфейн, объясняя решение предоставить свою ДНК.
Последовало ожидание. «Четыре-пять недель мы сидели, как на иголках, пока не пришли результаты», — рассказывает Мендельсон.
Билл Корнфейн
Корнфейн, юрист на пенсии из Сент-Луиса, действительно оказался двоюродным братом Янга. Оба его родителя пережили Холокост, сам он родился в Швейцарии, куда его мать с отцом бежали во время войны. Корнфейн и его жена были очень рады открыть для себя новые родственные отношения, звонили и писали по электронной почте Янгу, делились с ним семейными фотографиями.
«Мы очень рады за Джеки. Надеемся встретиться лично с ним и Литой в будущем», — замечает Корнфейн.
И Мендельсон, и Ньюман говорят, что им особенно приятно иметь возможность помочь пережившим Холокост, таким как Янг.
«Это реальный пример того, как генетическая генеалогия может совершать мицвот – добрые дела в этом мире. Это именно то, что мы должны делать с помощью ДНК», — замечает Ньюман.
Комментарии