Мы гости в чужом доме.


На предложение Виталия Виноградова, одного из самых известных и ува­жаемых подводных охотников в стране, обсудить все за и против подводной охоты откликнулся Сергей Шиянов, недавно возглавлявший Курское областное общество охотников и рыболов. Приводим его письмо с небольшими сокращениями и ответ В. Виноградова на это письмо.

МЫ ГОСТИ В ЧУЖОМ ДОМЕ

Подводная охота

Здравствуйте, уважаемая редакция сайта и коллеги по рыбалке!

Мы с Вами, Виталий Иванович, оказыва­ется, ровесники как по возрасту, так и по ры­бацкому стажу. И я в свое время тоже увле­кался дайвингом под впечатлением фильмов Жака Кусто. Даже был одним из организато­ров заводской секции по этому действитель­но увлекательному хобби. Но никогда ружье для охоты не брал. Для меня и моих друзей по дайвингу вполне хватало эмоций от увиден­ного под водой... На одной из маленьких ре­чек с чистейшей водой в Полтавской области мы с товарищем по очереди, в буквальном смысле, гладили по спинам абсолютно непу­ганых крупных язей. Старались максимально задерживать дыхание, чтобы «бульками» ак­валанга их не пугать. Стрелять по ним было бы просто аморально. Они были в своем до­ме, к опасности не привыкли, нам, видимо приняв за больших рыб, доверяли… Вот это чувство гостя в чужом доме мне и не позволи­ло взять в руки ружье. И с каждым последую­щим погружением это чувство только крепло.


Я не сторонник запрета подводной охоты. Но считаю, что в нынешнем ее со­стоянии она приносит больше вреда, чем пользы. Вреда не только рыбным запа­сам, но и моральному становлению под­водных охотников, впервые взявших ру­жье в руки. В первую очередь это касается молодых охотников, большинство кото­рых ведут себя на водоемах безобразно. И Ваша ссылка на «урода в семье» не мо­жет служить оправданием. Слишком мно­го этих «уродов» стало в семье подвохов.

На мой взгляд, вина в этом прежде все­го ваша, зачинателей этого вида «подводной рыбалки» в стране. Рекламируя свое хоб­би, вовлекая в него других, никто о послед­ствиях, скорее всего, не думал. Вы до сих пор не смогли преодолеть внутренние противо­речия, создать единую организацию подво­дных охотников, а не числиться под выве­ской «одного из видов любительского рыбо­ловства». Не смогли организоваться, чтобы прекратить тот беспредел, который творит­ся сегодня подводными охотниками во мно­гих уголках страны, чтобы создать систе­му, хотя бы чуточку воспитывающую моло­дых ребят, начавших заниматься подводной охотой. Ведь кроме Москвы (Конфедерация подводной деятельности России; Российская подводная федерация), Самары (Российская федерация подводного рыболовства), Санкт- Петербурга (Русская федерация подводного спорта), вы нигде больше не влияете на сти­хийный процесс, не организуете его! И эти организации «зациклились» на спортивной составляющей подводной охоты. Но зато есть телепрограмма, прославляющая (и аги­тирующая!) уничтожение огромных сомов и сазанов десятками! И я абсолютно согла­сен с мнением многих и многих рыболовов, что уничтожая наиболее крупную рыбу, под­водные охотники уничтожают именно буду­щее каждого вида.

Вы можете сослаться на то, что и ры­боловы на удочки тоже ловят трофейные экземпляры. Да, ловят, но во много раз реже. И одолеть крупную рыбину, попав­шуюся на удочку, не так-то просто, у нее почти всегда есть шанс на спасение. К то­му же в последние годы все больше рыбо­ловов становятся приверженцами прин­ципа «поймал – отпустил». Подводная охота такого шанса рыбе не дает. Даже ес­ли ей удается сорваться с гарпуна, она все равно погибнет.

Да, среди рыболовов-любителей то­же есть творящие безобразия в отноше­нии природы, плюющие на закон. Тот же троллинг с мотором, процветающий на Волге, и не только там…

Основная масса рыболовов с удочкой вылавливает, по мнению подвохов, ме­лочь, и тем самым они губят поголовье, не дают рыбе вырасти.

Но полезно бы­ло бы им знать, что наиболее здоровое и многочисленное потомство дает, напри­мер, щука весом 5–7 кг, а не 1–1,5-кило­граммовая, которая составляет основу уловов большинства спиннингистов в той же Курской области. Одна такая «мамка» своим потомством перекрывает ущерб от доброй сотни рыбаков…

Приведу лишь один пример. Есть у нас небольшая красивая речка Свапа, еще лет семь назад славившаяся чистой водой и крупной рыбой – судаком, лещом, сомом, щукой, голавлем. Слава эта обернулась для ее обитателей бедой, после того как Свапу облюбовали подвохи из Москвы, Серпухо­ва, Тулы, а потом и наши, местные. После паводка и до льда сменяли друг друга бри­гадами! Теперь в Свапе голавлик под ки­лограмм и судак на килограмм-полтора – редкость! Не спорю, и браконьерство в этом тоже повинно. Но сети были и рань­ше, воевали с ними кто как мог, но и ры­ба была. Как после этого доказать челове­ку с удочкой, что подвохи в исчезновении крупной рыбы не виноваты?

Но вернемся к сути нашего разго­вора. Что бы я предложил Вам, Виталий Иванович, как одному из апологетов под­водной охоты, в качестве варианта даль­нейшего развития этого хобби? Мне, на­пример, очень нравится решение этой проблемы в Беларуси. Думаю, многое из их опыта можно было бы перенять.

Во-первых, дисциплина. Хочешь стать подводным охотником – сдай экза­мен, получи удостоверение подвоха, всту­пи в республиканское общество охотни­ков и рыболовов. Во-вторых, правитель­ство ежегодно определяет конкретные водоемы, в которых подводная охота раз­решена. Охота разрешается только при наличии специальной путевки, которую обязательно надо вернуть с указанием до­бычи, иначе в следующий раз не сдавше­му путевку охоту не разрешат. Если под­вохи объединились в клуб или иную об­щественную организацию, они могут по­лучить в аренду водоем, который сами за­рыбляют и содержат в порядке. На малых реках, подобных нашей Свапе, подводная охота вообще запрещена. И я уверен, что в Беларуси такого ан­тагонизма между рыболовами и под­вохами нет. По крайней мере, про­сматривая белорусские форумы, я та­кого не видел…

Так почему в Беларуси проблема решена, а у нас в России – война? Да, менталитет у нас разный, можно со­гласиться. Да, в Беларуси президент и правительство держат данный вопрос под контролем. Но там есть и единый центр, объединяющий всех рыболо­вов и подводных охотников, есть и федерация подводного спорта, прово­дится единая политика в отношении бережного отношения к рыбным за­пасам. И нет телепрограмм, восхва­ляющих уничтожение рыбьих вели­канов в их собственном доме. А что у нас? Федерации, конфедерации, не признающие друг друга, не несущие никакой ответственности, но претен­дующие на всероссийский статус, не проявляющие никакой инициативы по созданию единой организации, ко­торая была бы способна превратить подводную охоту в самостоятельный (на государственном уровне), дей­ствительно полезный и уважаемый вид массового увлечения и спорта.

Такая инициатива должна от вас, подвохов, исходить. А ее нет, все идет самотеком… к беспределу. Стреляй где хочешь и сколько хочешь, твори что хочешь, никому до тебя нет дела…

Я ни в коей мере не хочу обидеть Вас, Виталий, и тех действительно на­стоящих подводных охотников, кото­рые как-то пытаются донести до лю­дей красоту подводного мира, необ­ходимость нормального отношения к нашей природе. Но вас, добропорядоч­ных, слишком мало сегодня, чтоб хотя бы приглушить ту злобу, которая уже возникла между рыбаками и подвоха­ми. Давайте не будем сами себя обма­нывать: не противоречия или разно­гласия, а именно злобу. Как решать эту проблему – думать прежде всего вам.

 

С уважением, Сергей ШИЯНОВ. Курск.