К вопросу о воровстве и Магницком

Следственного департамента МВД Михаил Александров послал руководителю фонда Hermitage Capital Management Уильяму Браудеру повестку. Из этой повестки Браудер узнает, что ему надлежит явиться пред светлые очи российского следователя в связи с незаконной покупкой акций «Газпрома».
32-х летний американский бизнесмен появился в России, когда деньги, по его словам, здесь делали прямо из воздуха. Ваучерная приватизация, государственные краткосрочные облигации, целые отрасли продавались за бесценок. Но быстрее и проще, понял Браудер, здесь можно украсть. Первая крупная операция пришлась на дефолтный 1998-й. В партнерстве с Эдмондом Сафра - владельцем Republic National Bank of New York - Браудер создает инвестиционный фонд Hermitage Capital Management, который занимается фантастически успешными спекуляциями и скупкой активов. В начале 1998-го, чтобы спасти страну от дефолта, международные институты выделяют России очередной транш - 4,8 миллиарда долларов. Правда, вместо Центробанка получателем денег становится Republic National Bank of New York - партнера Браудера. Этот банк кто-то рекомендует американцам как единственный надежный. Отследить судьбу этих денег так и не удалось. Владелец банка и партнер Браудера Эдмонд Сафра через год погибнет в своем особняке в Монако, а единоличный владелец инвестиционного фонда Hermitage сразу после этого начнет активную инвестиционную деятельность в нашей стране.

Следующая операция - скупка акций "Газпрома".

В то время продажа ценных бумаг газового гиганта иностранцам была под запретом. Но схема, авторство которой приписывают в том числе бухгалтеру Браудера Сергею Магнитскому, на тот момент была безупречна. В Калмыкии были созданы две малоприметные фирмы со штатом не более трех человек. Каждая из этих подставных фирм перекрестно владела контрольным пакетом друг друга. Остальные акции компаний принадлежали бенифициарам на Кипре. Но именно эти две компании - формально российские - через счета в московских банках и скупали газпромовские акции в пользу иностранных клиентов фонда Браудера. Впоследствии под руководством Магнитского было создано более двадцати таких фирм, в том числе в Читинской области и Бурятии. Эта схема позволяла не только обойти законодательство, но и в семь раз снизить налоговые выплаты. Его действия, по предварительным данным, нанесли ущерб государству на 3 миллиарда рублей.
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк заявил, что «Интерес следственных органов к тем операциям, которые производил Браудер, имеет основания, поскольку скупка акций через подставные компании, как правило, имеет не только экономические причины, но и стратегические. Самое правильное в этой ситуации — провести грамотное расследование и если у Браудера и его коллег есть аргументы, которые могут обосновать их позицию, они должны быть представлены следствию».