Письма старой учительницы..(продолжение)
Письмо третье. 1 сентября 2001 года
Здравствуйте, моя милая и дорогая Мария Петровна!
Сегодня Первое Сентября. Я написала всё с большой буквы, потому что поняла только сегодня, как дорог для меня этот праздник. Сорок лет подряд первого сентября я шла в школу к своим ученикам, тогда я была нужна им, нужна была коллегам, а сейчас я никому не нужна. Мне грустно, и я всё утро проплакала. Вы хоть сходите с Екатериной Сергеевной на линейку, пообщаетесь со всеми и вернётесь домой счастливые. А я сижу одна, никто даже не вспомнил, что сегодня за день. Как мне хочется быть сейчас рядом с вами, Мария Петровна, дорогой вы мой человек. Спасибо вам большое, что вы мне пишите с Зоей, а то мне совсем плохо бы было.
Я знаю, что, читая моё письмо, вы будете плакать, как я плачу сейчас. Давайте успокоимся, и я напишу, а вы прочтёте все по порядку.
Получила я письмо от Дмитрия Михайловича из Ростова. Пишет, что дала ему мой адрес Зоя. Он живёт с сыном в трёхкомнатной квартире. Сноха относится к нему неплохо, но он старается быть незаметным и никого не раздражать. Он тоже болеет, давление мучает и одышка. В основном сидит в квартире, изредка сын вывозит его за город. Но письмо отнёс на почту сам, хотя и с трудом. Передавал вам привет и пожелание всяческих благ. Вот так старость нас всех сравняла, Мария Петровна, и директора, и рядовую учительницу.
Я, наверное, скоро перееду жить к Ане. Лиля говорит, что у неё мне будет лучше. Дом у них за городом, хоть воздухом подышу. Как только у меня поменяется адрес, я вам сразу же сообщу.
Пока всё, дорогая Мария Петровна. Пишите. С надеждой и любовью к вам ваша Ирина Ивановна.
Письмо четвёртое. 20 апреля 2002 года
Добрый день, дорогая моя подруга Мария Петровна!
Вот я и переехала жить к своей внучке Саше. Я думала, что буду жить у Ани, но меня перевезли к Саше. У Саши большущий дом в одном из богатых районов Киева. Муж у неё бизнесмен, правда, чем занимается, не знаю, да и знать не хочу. Живут они на широкую ногу, всё у них есть, даже прислуга.
Мне выделили две комнаты с санузлом и ванной и отдельным входом, а также горничную. Но от горничной я отказалась, так как госпожой никогда не была и на старости лет не собираюсь менять свои убеждения. Обслуживаю себя пока сама, да много ли мне надо? Ем, в основном, каши и супы, всякие их деликатесы не признаю. Ни к чему они сейчас нам.
Ужасно скучаю по своему розовому домику. Как он там? Не перекрасили ли его новые хозяева? Он ведь единственный был такого цвета в селе. Так хочется вновь войти в него, присесть устало на диван, вытянуть ноги и услышать голос Миши: «Ириша, я уже приготовил обед, жду тебя». Понимаю умом, что ничего уже не вернуть, но как больно.
Мария Петровна, ни за какие блага не уезжайте из своего дома, живите в родных стенах, Бог и люди не оставят вас. Не повторяйте моей ошибки. Как я счастлива, что вам это не грозит, ведь сын ваш живёт с вами.
Дела мои неважные. Никому я не нужна. Дети работают, внучки тоже постоянно заняты, поговорить и то не с кем. Правда, недавно приняли на работу нового садовника, мужчину лет шестидесяти, бывшего учителя биологии, хоть с ним я сейчас разговариваю. Он очень душевный человек и умный. Зовут его Иван Петрович. Я ему уже всю свою жизнь пересказала, он внимательно выслушал, а потом посоветовал, чтобы я мемуары начала писать. Думаю, что пожалел меня, хотя в этом определённый смысл есть.
Чем вы сейчас занимаетесь, Мария Петровна? Наверное, в огороде возитесь со своими любимыми цветочками. Здесь тоже много цветов, но у вас красивее. Не завели ли вы каких-нибудь новых цветов? Если да, то напишите мне о них. Иван Петрович обещал мне кое-какие семена, я их вам вышлю посылочкой.
Скоро Пасха. К сожалению, я не могу приехать в Родники, всем некогда, а одна я боюсь ехать, но Аня обещала мне, что поедем летом. Так что до скорой встречи, Мария Петровна. Целую вас, всегда ваша Ирина Ивановна.
(Татьяна Мирная-Ивко)
Комментарии