Сталин умер 5 марта 1953 года, спустя четыре дня после того, как охранник обнаружил его лежащим на полу столовой одной из правительственных дач. 9 марта 1953 года, во время похорон, в Москве произошла давка в районе Трубной площади, в ходе которой погибли люди – последние непосредственные жертвы Сталина. «Великого кормчего» поместили в Мавзолей вместе с Лениным, и он пролежал там до 1961 года, когда было решено вынести Сталина из Мавзолея и перезахоронить у Кремлевской стены.
Вместо суда над Сталиным его разлучили с Лениным
На очередном ХХІІ съезде партии была поддержана череда мероприятий, ставших частью политики «управляемой десталинизации», инициированной Никитой Хрущевым. Послесталинская коммунистическая элита в СССР стремилась избавиться от репрессивной системы, но при этом была обеспокоена тем, как бы не подорвать основания для собственной власти, и Сталин стал персоной, отвечающей за «культ личности», репрессии и «перегибы».

Но его ответственность не была квалифицирована как юридическая – над Сталиным не было суда.
Одна из причин этого заключается в том, что именно при Сталине советская система приобрела многие из своих черт, сохранившихся в том или ином виде вплоть до распада СССР.
Осудить Сталина – значило осудить и государство, систему.
Кроме того, сразу после завершения в 1945 году Второй мировой войны, в СССР начал складываться миф о ней, и в центре этого мифа находился Сталин как абсолютный победитель. А поскольку память о войне стала одной из важнейших основ коллективной идентичности в СССР, осуждение Сталина также не выглядело хорошей идеей.
Когда последний глава СССР Михаил Горбачев, которому на днях исполнилось 82 года, начал политику перестройки, встал вопрос о том, как теперь трактовать советскую историю.
С одной стороны, Горбачев, выступая в 1987 году с докладом к 70-летию Октябрьской революции, сказал о том, что все в нашей истории в целом было правильно: «И глядя на историю трезвыми глазами, учитывая всю совокупность внутренних международных реальностей, нельзя не задаться вопросом: можно ли было в тех условиях избрать иной курс, чем тот, который был предложен партией? Если мы хотим остаться на позициях историзма, правды жизни, ответ может быть один: нет, нельзя. (Аплодисменты)».
С другой стороны, он сделал честное лицо и «осудил» в этом же докладе недостатки, настолько радикально, насколько это было возможно для коммунистического лидера: «Сейчас много дискуссий о роли Сталина в нашей истории. Его личность крайне противоречива. Оставаясь на позициях исторической правды, мы должны видеть как неоспоримый вклад Сталина в борьбу за социализм, защиту его завоеваний, так и грубые политические ошибки, произвол, допущенные им и его окружением, за которые наш народ заплатил великую цену и которые имели тяжелые последствия для жизни нашего общества. Иногда утверждают, что Сталин не знал о фактах беззакония. Документы, которыми мы располагаем, говорят, что это не так. Вина Сталина и его ближайшего окружения перед партией и народом за допущенные массовые репрессии и беззакония огромна и непростительна. Это урок для всех поколений».
Культ Сталина сегодня: мечта о «сильной руке» или протест против современности?
Глядя из сегодняшнего дня, можно сказать, что урок, о котором говорил Горбачев, в ряде постсоветских стран так и не был извлечен, по крайней мере, правящими элитами, да и частью населения. В России, согласно социологическим опросам, имя Сталина все еще вызывает священный трепет у части общества, а город Волгоград не так давно решили переименовывать по праздникам в Сталинград – временно, чтобы уважить ветеранов и, видимо, подкрепить пошатнувшуюся идею «величия России».
В Беларуси создали туристический аттракцион под названием «Линия Сталина», лишний раз продемонстрировав возможность манипулирования историей, дающую о себе знать в тех обществах, в которых демократические институты и идея прав человека воспринимаются в качестве декораций.
Почему у Сталина сегодня есть поклонники? Ответ на этот вопрос может быть психоаналитическим, политическим и культурным.
Описанная Фроммом и Адорно «авторитарная личность» все еще жива: речь идет о таком типе людей, для которых отождествление с чем-то большим, чем они сами, – государством, диктатором или очередной идеологией – является единственной основой для представления о собственной значимости.

Карта ГУЛАГА. 1948 год.
В политическом смысле культ Сталина сегодня связан с попытками эксплуатировать «славное прошлое» на фоне не слишком победного настоящего, а также с желанием мифологизировать роль политических лидеров и институтов власти в обществе. До сих пор в ряде постсоветских стран есть свои мини-«Сталины», управляющие при помощи «сильной руки»: их антизаконные действия оправдываются «благом для всех» и «исторической необходимостью».
Если же говорить о культурных причинах, то речь идет, в том числе, о привычке «забывать историю», сложившейся еще в СССР, и о разрушенных очагах семейной памяти.
Возможно, некритичный интерес к Сталину вызван и отвращением к современности, в которой приходится сегодня жить, когда убожество происходящего не прикрыто никакими «великими свершениями», а размышления на тему выхода из ситуации принимают примитивную форму «культа личности» и надежды на очередного политического мессию.
Виртуальное путешествие вместе со Сталиным
Сталин умер 60 лет назад, но его можно найти сегодня не только рядом с Кремлевской стеной, но и в Интернете. Виртуальная «сталиниана» предоставляет множество возможностей: мы можем почитать ранние стихи Сталина (он писал стихи!), посмотреть на то, как грузинские художники рисовали молодого Сосо Джугашвили, воодушевленного великими идеями и собственным величием, увидеть и канонические портреты уже «заматерелого» коммунистического вождя, изготовленные без фотошопа, но маскирующие недостатки его внешности. Можно погрузиться во внутренние миры поклонников Сталина или увидеть сайты, созданные теми, кто хочет зафиксировать для вечности имена огромного количества репрессированных людей. И многое-многое другое.
Из всего этого разнообразия стоит обратить внимание на несколько публикаций, с помощью которых мы можем не только удовлетворить свое поверхностное любопытство, но и, возможно, обрести основания для размышления о том, что такое «миф о Сталине», можно ли его деконструировать, и почему до сих пор имя Сталина находится в центре разного рода споров.
Ссылка № 1: Дж. Дэвлин, «Миф о Сталине: развитие культа»
Убедительная академическая статья о том, как в СССР складывался миф о Сталине, являющийся, по выражению автора, «классическим примером политической мифологии». Большую роль в процессе мифологизации Сталина сыграл его «соратник»… Лаврентий Берия.
Ссылка № 2: Timothy Snyder, «Hitler vs. Stalin: Who Was Worse?»
В этой статье, опубликованной в 2011 году, американский историк Тимоти Снайдер пытается рассуждать на тему, являющуюся одной из самых спорных в современной историографии: можно ли сравнивать Гитлера и Сталина, воплощающих определенные типы политических режимов? Кто из этих вождей был «хуже»? Не стоит ли, сравнивая их, основываться, например, на количестве жертв? Или стоит просто сказать, что эти жертвы – вина обоих? Эту идею Тимоти Снайдер развил в своей книге «Bloodlands: Europe Between Hitler and Stalin», одной из самых издаваемых сегодня и вызвавшей много споров.
Ссылка № 3: Славой Жижек, «Два тоталитаризма»
Известный философ рассуждает о том, можно ли сравнивать нацизм и сталинизм и призывает реабилитировать коммунизм достаточно специфическим образом – признав, что фашизм был «фундаментально хуже». Однако при этом остается вопрос, на который в статье Жижека нет ответа: можно ли анализировать коммунизм/сталинизм и нацизм/фашизм не только по отношению друг к другу, но каким-то иным образом, изобретая новый «язык» сравнения и новую систему координат?
Ссылка № 4: Светлана Аллилуева, «Двадцать писем к другу»
Воспоминания дочери Сталина, Светланы Аллилуевой, записанные в 1963 году, посвящены памяти ее матери, Надежды Аллилуевой, чья смерть до сих пор вызывает множество вопросов. В воспоминаниях описывается специфическая атмосфера в семьях высшей партийной элиты в СССР на примере семьи Сталина. Эти воспоминания, несмотря на их, как говорят, «субъективность», бесспорно интересны и заслуживают прочтения.
Ссылка № 5: «05/03/53 Как провожали Сталина»
Свежий проект, представленный в российской газете«Коммерсант», включает в себя воспоминания людей о смерти Сталина. История «снизу» – это как раз та история, которой нам всем не хватает при разговоре о советском прошлом. Подобный проект был сделан историками и у нас в Беларуси, он вошел в специальный, 10-й номер журнала «АРХЭ» за 2011 год, посвященный жизни в БССР в 1950-е годы. Сам номер пока не выложен в свободный доступ, но его можно приобрести и почитать.
=====
Мнение (О.С.А.) может не совпадать с мнением автора.
Комментарии
А их племена в Казахстан выселял.
Знал Сталин, кто друг был России, кто враг,
Запомнил чеченец железный кулак,
Который мог быстро башку размозжить,
Но русским с Вождём хорошо было жить.
Продажная нечисть, ничтожная мразь
На имя Вождя льёт помои и грязь.
Опасен им Сталин — правитель страны,
Свершенья его сквозь столетья видны.
Сейчас же чеченцы в России царят,
Разбои, убийства, бесчинства творят.
Россией коварный Кавказ овладел,
У горцев на рынках всегда много дел.
Кавказской заразой охвачена Русь.
Как хворь исцелить, я сказать не берусь.
Нам нужен хирург с длинным острым ножом,
Чтоб в гнойные раны был весь погружён.
Доколе у «чурок» ходить под ярмом?
Их выбросить надо, как ящик с дерьмом.
Продажные девки торгуют собой ,
Их смело имеет за деньги любой
Кавказец, негроид, китаец, араб.
Стыда не осталось у девок и баб.
При виде «зелёных» их глазки блестят,
Рожают ублюдков, плодят негритят.
Анатолий Пугаченков