Почему мыслители призывают вернуться к досократикам

На модерации Отложенный

ПОЧЕМУ ФИЛОСОФЫ ПРИЗЫВАЮТ ВЕРНУТЬСЯ К МУДРОСТИ

Многие философы призывали вернуться или обратиться к мудрости. Среди них можно назвать

имена Шопенгауэра, Ницше и Хайдеггера, Энгельса и Маркса. Хайдеггер в качестве важнейшей

причины называет необходимость борьбы с Господством Исторической Метафизики. Под этим Хайдеггер имеет в виду принудительное идеологическое навязывание религиозных и философских представлений в истории культуры. Так, 400 лет господствовал аристотелизм,

15 веков доминировала религия, 30 лет в Германии все присягали Гегелю. 50 лет в России все

обязаны были быть марксистами. Причём идеологические объятия религии и философии

были связаны с огромными человеческими жертвами. Религия уничтожила сотни тысяч людей

в религиозных войнах, в застенках инквизиции и на кострах, где сжигали еретиков. Господство

марксисткой идеологии также было связано с уничтожением тысяч инакомыслящих. Таким

образом, руки религии и философии обагрены кровью замученных людей.

Это и является одной из причин побуждающих мыслителей обращаться к мудрости, которая

не рядилась в тогу официальной идеологии и никогда не требовала абсолютизации своих мыслей.

Постмарксисткие философы ради усиления позиции философии, извращая истину, называют

досократиков философами. Между тем, Шопенгауэр, Ницше и Хайдеггер, призывая вернуться

к досократикам, имеют в виду возвращение к мудрости – античной софии. Мало кто чётко понимает в чём различие между мудрецами и любителями мудрости – философами. Однако

это различие касается как формы выражения мысли, так и её содержания.

Античные мудрецы облекали свои мысли в формы кратких лаконичных изречений – афоризмов,

обращённых к свободному выбору человека.

Философы, начиная с Платона, стали писать трактаты – подробные исследования по тем или иным отдельным проблемам (государство, законы, познание). Философы углубились в подробности. Они стали делать системы. В этом заключались

положительные и отрицательные моменты развития духовной культуры. Платон направил философию на путь гносеологии, определив главное направление её развития.

Следует иметь в виду, что развитие духовной культуры началось со становления античной

софии – мудрости. Она возникла в 7 веке до нашей эры в борьбе язычеством – многобожием

политеизмом. Именно софия, в которой, как в зародыше, по мнению Энгельса, содержались

все последующие типы мировоззрений, поставила вопрос о субстанции – первоосновы

Сущего, сущности Сущего. И именно софия в лице Лао-Цзы и ученика Пифагора – Филолая

дала ответ на вопрос о том, что есть субстанция. Прав Хайдеггер, заявляя, что Платон ушёл

от обсуждения вопроса о субстанции и подлинного бытия, заменив его вопросом о том, что в ней первично, а что вторично. Тем не менее, заслугой Платона является открытие невещественного,

невидимого, идеального мира идей, который мог быть открыт лишь погружением во внутренний

духовный мир человека.

Таким образом, возврат к мудрости означает возвращение к досократикам и выяснение

на новом уровне вопроса о субстанции и смысле истории.

Смысл истории с позиции софиологии состоит в движении от античной софии к общечеловеческой Мудрости через преодоление Господства Исторической Метафизики.