Бизнес в России и Беларуси: где лучше?

КАК ВЕДУТ БИЗНЕС В БЕЛАРУСИ И РОССИИ - ТОЛЬКО ФАКТЫ:

 
Беларусь
Россия
Налоговая нагрузка на бизнес
50,9% (по данным Национального статистического комитета). Из них 36,3% - чистые налоговые платежи, остальное - неналоговые (взносы на обязательное страхование, отчисления в инновационные фонды и т.п.)
 В среднем 35%
Отчисления в фонд соцзащиты
Обязательные отчисления в фонд соцзащиты - 34% в фонд оплаты труда, плюс в фонд оплаты труда 1% из зарплаты работника
От 26% до 8% в зависимости от дохода.
Налог на прибыль
единая ставка 24%
Две ставки - 20% и 10%. Меньше платят те, кто занимается полезными для государства и людей видами бизнеса - например, парикмахерские, общепит и т.п.
Упрощенная система налогообложения
Налог - 6% от суммы выручки плюс НДС или 8% от суммы выручки от реализации без НДС
15% прибыли - (доходы минус расходы) или 6% от суммы выручки реализации без НДС
Неналоговые платежи
Отчисления в инновационные фонды обязательные, по сути, приобретают форму налога
Таких фондов нет
Расходы на ценообразование
Есть нормативы на консультации, на рекламу на маркетинговые услуги. Фактически, государство пытается регулировать все.- Обязательная привязка к тарифной сетке. Так что поставить хорошему работнику зарплату побольше нельзя.
Только 80 процентов премий можно относить на себестоимость продукции. Остальное надо платить за счет чистой прибыли. Так что платить премии невыгодно.Чтобы вести налоги, нужен целый штат бухгалтеров, а чтобы их проверять - штат контролеров, за ошибки - огромные штрафы…
Нормируют представительские расходы - например, на прием делегаций, обслуживание во время переговоров. Они не должны превышать 4% от расходов на оплату труда, и расходы на рекламу.
Регулирование ценообразования
Закон о ценообразовании либеральный. Но подзаконные акты изменяют его так, что ценообразование все равно регулируется. В итоге найти нерегулируемые сферы практически невозможно.
Цены рыночные. Государство регулирует только цены на социально значимые товары и на товары, производство которых монополизировано
Лицензии
48 позиций, из них 38 - с подвидами. В итоге получается около 400 лицензируемых видов деятельности. Среди них до сих пор розничная торговля, общепит и т.п.
 Чуть больше 80 видов. Перечень закрыт. При этом чтобы открыть гостиницу, прачечную или другую бытовую службу, заняться розничной торговлей, нужно только уведомить государство.
Доступ бизнеса к госзаказу.
Механизма нет. Есть только предложение Минэкономики создать квоту для малых и средних предприятий -10% от объема госзаказа.
Обещали ввести к 2010 году.
Примерно 1 трлн. российских рублей в год достается малому и среднему бизнесу.
Условия ведения бизнеса.
Высокая арендная плата, привязка к евро, проведение аукциона на аренду зданий, очень сложная процедура выделения земельного участка и создания инфраструктуры. Инкубаторов бизнеса – 8, часть из них коммерческие, и просто зарабатывают на аренде. Льготы по аренде инкубаторы имеют только в первые два года после получения статуса.
Ставки аренды в рублях и отличаются в зависимости от опыта фирмы: начинающие платят меньше. В государственных инкубаторах малого бизнеса фирмам предоставляют помещения под ключ с факсами, компьютерами и льготами по налогам на 3 года.  Арендовать можно без конкурса и аукционов. Существует право выкупа арендуемого помещения.

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

Факт остается фактом: нам нужно срочно выравнивать условия с Россией, иначе крупный бизнес перекочует туда. Предпринимательская инициатива будет затухать, что в кризис непозволительно. Да и об инвестициях разговора не будет. Так что правильно ставится вопрос, почему мы на 179 месте по налогам в мире, а не в тридцатке.

Хорошо, что у чиновников появилось понимание того, что нам нужны реформы. Но все зависит не только от названия документов, но и от их качества. К примеру, закон о регулировании цен на вид либеральный, но подзаконные акты полностью меняют его суть. И если грядущие изменения в лицензировании будет таким же, и сократят количество лицензий с 400 до 399, толку не будет. Нам нужны быстрые реформы. А еще нужно поменять менталитет чиновников на местах, руководителей госпредприятий. Вчера была в двух компаниях, оказывающих одинаковые услуги, приводит пример Жанна Тарасевич, исполнительный директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей Республики Беларусь. В частной фирме процедура заняла 20 минут, все были рады помочь. А в государственной потеряла время, так и не дождалась сотрудника и ушла несолоно хлебавши.

- Простой пример, который показывает, в чем разница между нашими странами. У нас есть такое понятие, как инновационные фонды, обязательные выплаты предприятий в которые создают 4% бюджета, - рассказывает Жанна Тарасевич. - В развитых странах такие фонды тоже есть. Но там они формируются добровольно и за счет прибыли, а у нас - независимо от желания и возможностей. То есть фактически это еще один налог. Чиновники скажут, что их используют для развития инноваций и поддержки некоторых предприятий или видов деятельности. Но…. Возьмем фонд Минторга: его формируют предприятия, которые занимаются торговлей, независимо от того, основной ли это вид деятельности. Если "Атлант" делает холодильники, но у него есть один фирменный магазин, он тоже платит в инновационный фонд Минторга. Как и нефтеперерабатывающие предприятия. А деньги идут на 40% дотации "Белбыту". По большому счету частники или даже дотационные предприятия отдают деньги на поддержку убыточного госпредприятия. Или фонд Министерства строительства архитектуры. Его пополняют все государственные и частные предприятия. Причем для тех, кто не под ведомством Министерства архитектуры, ставка гораздо выше. А использовать деньги могут только те, кто подведомствен Министерству архитектуры. Если частное предприятие обратится в Минархитектуры и попросит денег из этого фонда, по законодательству это определят как господдержку, а значит, в обмен оно должно отдать часть денег государству. В России о таком даже не слышали.