Экономика и право

На модерации Отложенный

В тектонических сдвигах, которые нам предстоят, первостепенное значение имеет верховенство права, прежде всего в экономике, во взаимоотношениях бизнеса и власти.

Верховенство права как термин давно на слуху и предполагает, что право, воспринимаемое как естественное представление о справедливости и разумности, выше авторитета начальства и выше тех законов, которые придумываются и проводятся в интересах начальства, чтобы гарантировать его безопасность и удобства.

Мои коллеги-юристы, объяснили мне на примерах последнее соотношение: законы нужны, но если можно принять закон об экстремизме, в соответствии с которым экстремистом можно объявить едва не любого, то ясно, что такой закон, при соответствующей ориентации органов охраны порядка и правосудия, грозит стать орудием беззакония. А значит и подрыва доверия общества к власти и государству.

Ныне Россия переживает, на мой взгляд, весьма значимый исторический момент. Всю свою историю от основания Московского государства она жила в условиях, когда власть опиралась на силу и произвол высших уровней иерархии. Она же была источником законов, она же творила суд. Впрочем, в средние века такой порядок был общепринятым, хотя иные правила действовали в античном мире и, с ростом торговли и городов, пробивали себе дорогу в Европе.

Этот другой порядок характерен для рыночной экономики и демократии: равноправие, хотя бы формальное, сторон торговой сделки. Над рынком нет иерархии, нет начальства. Поэтому в принципе, пусть не сразу на практике, необходимы общепринятые правила игры и независимый суд. Новые правила усваиваются не сразу, но шаг за шагом они признаются и начинают работать.

В России становление этого порядка началось с эпохи реформ Александра II, не так давно. Напомню судебную реформу 1864-го года. Его укреплению должна была содействовать аграрная реформа П.А. Столыпина. Подробней поговорим об этом в другой раз. Но Великая Октябрьская революция, которая грозилась осчастливить всё человечество, в итоге стала возвратом к тёмному средневековью. ГУЛАГ – это памятник жестокой бесчеловечности, который нам надо было бы изучать с детства, как немцев воспитывают на уроках Холокоста. Возвратом к произволу и рабству.

Потом перестройка и рыночные реформы, казалось бы, изменили лицо России, открыли ей перспективы созидания современной цивилизации. Знаю, что на этот счёт есть разные мнения, уже одно это говорит о принципиальных сдвигах: мы становимся другими, начала Александровской эпохи получают продолжение.

Но потом снова наступило время возврата средневековых или советских традиций. Если рыночная экономика, то вполсилы, без верховенства права. Если демократия, то дефектная, по В.

Меркелю и А. Круассану. О ней мы тоже говорили и обратимся к ней не раз.

Почему я снова об этом говорю? Потому что, как я думаю, на наших глазах вновь разворачивается борьба по вопросам, составляющим стержень современной эпохи.

Сегодня один пример, число которых не хотелось бы умножать. 12 февраля в НИУ ВШЭ состоялся Круглый стол, на котором была представлена научной общественности международная коллективная монография «Верховенство права как фактор экономики», подготовленная Центром правовых и экономических исследований под руководством доктора юридических наук Елены Новиковой. Я принимал в ней участие как один из авторов и могу утверждать, что эта книга демонстрирует корректный и взвешенный подход к исключительно важной для нас проблеме, к плодотворной дискуссии между бизнесом, правовым и силовым блоками государственной машины и научно-экспертным сообществом, итогом которой могло бы стать необходимое и согласованное движение страны к верховенству права и подъёму экономики. Упомянутый Центр, основанный в 2010-ом году, на мой взгляд, является одним из самых компетентных узлов в организации подобной работы.

Но 6 февраля 2013-го года из «Новой газеты» я узнал о пресс-конференции Совета по развитию гражданского общества и правам человека, на которой профессор Тамара Георгиевна Морщакова обнародовала Постановление Басманного суда от 23 июля 2012г. о разрешении на обыск по уголовному делу №18/41-03 в Центре правовых и экономических исследований и на квартирах ряда его сотрудников. Из этой информации следует, что дело было возбуждено ещё в 2003-ем году. Центру инкриминируется «фальсификация доказательств и совершение иных действий в том числе для финансирования заведомо ложных заключений специалистов под видом независимых общественных экспертиз». Речь идёт о докладе для СПУ, подготовленному с участием экспертов Центра по второму делу ЮКОСа по решению президента РФ от февраля 2011-го года.

Ничего себе! Можно представить себе ещё множество подобных событий. Убежден, что все обвинения и подозрения ложны и опасны для страны.

Я сейчас не хочу вдаваться в детали. Боюсь, как бы не появилась необходимость в этом. И ещё больше боюсь того, что наши правосиловые органы без должного ощущения своей ответственности и своей доли в налаживании продуктивных отношений между бизнесом и властью потом прибегнут к привычной для них тактике «сохранения лица». А она уже не раз приводила к несправедливым решениям, демонстрируя последствия отсутствия верховенства права.

 

http://www.liberal.ru/articles/cat/6022