АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ ПАРОДИИ

На модерации Отложенный

Несколько дней назад Станислав Фишель выложил в Макспарке новое стихотворение «Неведомое». По нему разгорелась дискуссия. Она шла, как часто бывает, в терминах «нравится – не нравится». Потому я и решил сделать подробный анализ этого стихотворения.

Перед этим я наскоро просмотрел другие стихи Станислава Фишеля. Это хорошие стихи. У автора легкий слог и такой же легкий приятный юмор. Темы почти всегда интересные. Станислав умеет подмечать в жизни то, на что мы обычно не обращаем внимания. Я уже писал, что именно это качество отличает настоящего поэта.

У него невероятная плодовитость – 800 стихов (!!!!!) за два года. Может быть, в этом и состоит причина, что последнее стихотворение, на мой взгляд, получилось не совсем удачным. Вот оно.

НЕВЕДОМОЕ

Снова вечер и снова темно.

Растворились края мироздания.

Кто-то звёзды бросает в окно-

Вызывает меня на свидание.

Столько звёзд у тебя - почему?

Ты их с неба сгребаешь ладонями

И бросаешь в кромешную тьму,

Посветить в наши души бездонные.

И всю ночь продолжаешь кружить,

Выбирая одну - подходящую.

Человеком ты хочешь пожить,

Чтоб изведать любовь настоящую...

А без звёзд небо стало черней,

Он не к месту - подарок непрошенный.

Знаешь, звёзды у нас не в цене,

Ты верни их назад по хорошему!

И входи, я открою окно.

Что неведомо, очень мне нравится.

Почему-то я знаю давно,

Что душа моя с небом управится!

 

Идея, тема. Увы, ее сформулировать не просто. На мой прямой вопрос, о чем этот стих, автор ответил так: «попытка передать неопределенное ощущение». Тут вспоминается Козьма Прутков со своей нетленкой «Нельзя объять необъятное». Фантазия? Даже если фантазия, она тоже должна быть на тему. Иначе получается поэма ни о чем.

Структура. Очень проста. Пять строф, никаких признаков, отличающих их друг от друга.

Размер. Трехстопный анапест с чередованием 9 и 11-сложных строк. Размер, издавна принятый для размышлений. Подходит.

Рифмы. Неплохие. Особой новизной не отличаются, но и сильно затасканных нет. Чуть мозолят глаза две рифмы: «окно – темно» и «окно – давно». Мелочь. Две пары глагольных рифм. А вот ни одной яркой, сочной рифмы, от которой даже на языке становится вкусно, я не нашел.

Образность. Чрезвычайно яркая. Супер-образность. Края мироздания растворяются, звезды срывают ладонями и бросают в бездонные души. Но звезды, увы, не в цене, поэтому душе приходится управляться с небом…. Всего делов-то….

Некоторый контраст в том, что рядом с космическими и внеземными образами соседствуют простые обиходные строки типа «и входи, я открою окно» или «человеком ты хочешь пожить»…. У меня при этом возникает впечатление, что в образности есть некоторый перебор. Но кому-то нравится. Не буду спорить.

Недостатки. Их порядочно. Главный недостаток – неопределенность «собеседника». Читатели предлагали такие версии: Космический разум, небо, Бог, мужчина, любимая, внеземная женщина. Ни одна из версий преимуществ не имеет, более того, каждая наталкивается на серьезные возражения. Поэтому далее я буду называть героя «оно». Неведомое.

Конечно, автор может себе позволить сознательно намутить, чтобы у читателя возбуждались любые ассоциации. Примерно, как от «Черного квадрата» Малевича. Но что-то я не встречал репродукций «квадрата» ни в домах, ни в музеях. Эмоции не тиражируются.

Столько звёзд у тебя - почему? Ради простенькой рифмы вопрос поставлен с ног на голову. От этого он будет труднее восприниматься. Впрочем, мелочь.

И бросаешь в кромешную тьму, посветить в наши души бездонные… А вот это уже серьезнее. Автор нечаянно проговорился, что в душе у поэта – кромешная тьма. И у его собеседника – тоже. Темные у них души, не к ночи будет помянуто… Есть, правда, другой вариант: обе души болтаются в космической тьме. Но тогда придется признать, что душа поэта уже его покинула….

Выбирая одну (звезду) подходящую…. Ранее автор уже отметил, что звезд у «оно» много, и даже удивлялся, почему их столько. «Оно» их изрядно уже во тьму набросало, как вдруг что-то не понравилось. Начало кружить, чтобы более подходящее выбрать. И поди пойми, какую звезду ему надо. Думаю, просто привередничает.

Концовка. Увы, неудачная. Это подметили многие читатели. В четырех строчках автор допустил ДВА прокола. Первый представляет собой классический оксюморон, сочетание несочетаемого: «что неведомо, очень мне нравится». Не может нравиться то, чего не знаешь. Представьте: перед Вами черный ящик. Внутри может быть и сладкий пирожок, и разъяренная кобра, и, пардон, кучка фекалий. Всё нравится? К тому же оксюморон используется для усиления впечатления, создания оттенков (например, грустная радость), а тут он ничего не усиливает (например: знаю, что отрава – а все равно съем).

Почему-то я знаю давно, что душа моя с небом управится… Трудно сказать, почему автор в этом уверен. Управиться можно с делами, с уборкой, приготовлением пищи…Есть сокращения: «управиться с обедом» - означает его приготовить или съесть. Первый раз встречаю, когда бесплотной душе придают этакие «хозяйственные» функции… Любопытно мне еще, что будет с небом после такого действия. Не дай Бог, слопает душа небо, как же мы без него…

Но это все были мои рассуждения, с ними можно спорить. А теперь – обратимся к ФАКТАМ.

Стихотворение прочли 133 человека, из них лишь 14 приняли участие в его обсуждении. Семеро участников горячо одобряют (все – женщины). Еще четверым стихотворение понравилось, но они отметили недостатки. Трое критикуют (все - мужчины). Безоговорочно стих понравился лишь 10 читателям, что составляет 7,5% от общего числа.

Видимо, не зря Пушкин писал простым народным языком, который понятен и дворовым, и дворянам. К слову, почти все стихи Фишеля тоже подкупают простотой и ясностью. А тут занесла автора нелегкая в космические бездны…

Отмечу, что при целостном восприятии стиха недостатки мало заметны. У читателя остается лишь ОЩУЩЕНИЕ какой-то шероховатости. Чтобы понять, откуда оно взялось, приходится вникать в подробности.

А коли в стихотворении есть серьезные недостатки, грех не написать на него пародию. Выбираю детали, которые буду пародировать: туманный образ «оно», суперсмелую образность, неудачные словосочетания. Пародия называется:

 

НИБЕЛЬМЕСАНЕПОНЯТНОЕ

Открываю окно вечерком –

Что за черт? Где края мироздания???

Что за сволочь швыряет песком???

А, земляк…. Заходи. Есть задание.

 

Кто ты, брат? Впрочем, мне все равно.

Бог ли, дьявол, урод ли, красавица…

Может, дятел. А может, ….вино.

Мне любая хреновина нравится…

 

Мы в космической звездной пыли

Взрежем тьму стихотворными страхами!

Мы управимся с небом Земли,

Чтобы дамы восторженно ахали!

 

Распахнем мы свою геометрию!

Впрыснем звездочки в души опухшие!

Разнесется по свету поветрие,

Словно яйца разбили… протухшие….

 

Что ж ты морду воротишь, халдей,

Моим планам в ладоши не хлопаешь?

Гениальных не слышишь идей,

Только звезды бессовестно лопаешь???

 

Ты откель столько звезд «назвиздел»?

Суй на место. Да сильно не лапай их.

И катись. У меня прорва дел.

Лучше новый стишок….нацарапаю….

 

А в целом я абсолютно искренне желаю Станиславу Фишелю новых творческих успехов. Есть у него поэтический дар, для меня это несомненно. Стоит только чуть более требовательно относиться к своей продукции.

Острая реакция на неудачный стих может автора глубоко обидеть, а может, наоборот, стать прекрасным стимулом к творчеству. И мне хочется, чтобы именно так оно и случилось.

P.S. Предвижу старое, как мир, возражение моих оппонентов (с заметным оттенком высокомерия): «Умник нашелся…. Алгеброй гармонию измерить…..». Сразу и отвечу: гармонию измерить МОЖНО. Даже самый великолепный слух не всегда уловит фальшь там, где точный прибор измерения частоты звука легко справится.

К тому же, объективный анализ настоящему произведению искусства ничем не грозит. Он его, наоборот, утверждает, не только в сердцах, но и в умах. А ненастоящего искусства мне не жалко.

И вот эту свою точку зрения я ВСЕГДА готов отстаивать в честном интеллектуальном поединке с ЛЮБЫМ соперником.