Сколько стоит белорусская «Дружба»?

На модерации Отложенный

Белоруссия пытается найти деньги для пополнения бюджета. У Минска в 2013 году возникают серьезные проблемы с выплатами по кредитам – за год предстоит отдать 3,1 млрд. долл.  Для этого необходимы источники, а их не так много: приватизация крупных активов, от которой власти категорически отказываются, увеличения экспорта или привлечение новых займов. Контрабанду нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителей Москва прикрыла, не дав возможности накопить необходимые суммы, цены на калийные удобрения падают, переговоры с Москвой и МВФ по деньгам идет сложно. Остается лишь продажа «чего-нибудь ненужного».

И появление очередной инициативы продать Москве «Дружбу» вполне закономерно. Ввод БТС-2 делает этот нефтепровод практически мертвым. Об акционировании трубы заговорили в 2009 году, сразу после начала строительства БТС-2. В конце 2010 года новополоцкий и гомельский участки «Дружбы» были преобразованы в ОАО со 100%-ной долей государства.

Теоретически, России может быть интересна Гомельская «Дружба», через которую идет около 30% российских поставок нефти в ЕС (более 60 млн. тонн в год).

Но строительство БТС-2 расширяет экспортные мощности через Новороссийск, Высоцк, Туапсе и т. д., и Москва будет сокращать объемы прокачки через РБ.  Тем более, что Новополоцкая «Дружба» с  июля 2006 года полностью остановилась после прекращения поставок нефти в Литву и ранее – в Латвию.

Покупка «Дружбы» Москвой может быть оправдана только двумя причинами: очередной раунд спонсирования «дружественной» белорусской экономики и намерение хеджировать риски, имея в запасе альтернативный БТС-2 путь поставок нефти в Европу.

В большей степени очевидно желание Минска продать трубу сейчас: ввод БТС-2 на полную мощность обесценит «Дружбу», и получить за нее хоть что-то будет проблематично. К тому же, продавая «Белтрансгаз», Минск получил гарантии поставок газа на перспективу и загрузки газотранспортной системы после запуска газопровода «Северный поток». Сейчас белорусские власти могут сделать то же самое и потребовать гарантий заполнения трубы и поставок нефти на свои НПЗ.

Поэтому Белоруссия сейчас будет активно предлагать актив России, апеллируя ко всем возможным аргументам – от «многолетнего сотрудничества» до намеков на сближение с Европой.