Ваш отец дьявол...

На модерации Отложенный


Есть один текст в евангелии от Иоанна, который многими понимается превратно.
Более того, это неверное понимание, вылилось в представление обо всех иудеях времени Иисуса, как служителях дьявола.
Впоследствии, в этом обвинили и Тору и всех представителей иудаизма.


Вот этот текст:
Ев Иоанна 8:30

 

Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Тогда сказал Иисус к уверовав­шим в Него Иудеям: если пре­будете в слове Моем, то вы истин­но Мои уче­ники,

и по­знáете истину, и истина сделает вас свободными.

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
|
Иисус отвечал им: истин­но, истин­но говорю вам: всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха.
8:37
Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, по­тому что слово Мое не вмещает­ся в вас.

Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

Ска­за­ли Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

А теперь ищете убить Меня, Человека, ска­за­в­шего вам истину, которую слы­шал от Бога: Авраам этого не делал.

Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любо­деяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, по­тому что Я от Бога исшел и при­шел; ибо Я не Сам от Себя при­шел, но Он по­слал Меня.

Почему вы не по­нимаете речи Моей? Потому что не можете слы­шать слóва Моего.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять по­хоти отца вашего.

Он был человеко­убийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.

Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.


В чём же суть в конфликта Иисуса с "уверовавшими в Него" иудеями?

Что же имел ввиду Иисус?

Почему они "уверовав" тут же восстали на Него?

 

Термин «иудей» в Евангелии от Иоанна употребляется в разных значениях.

 

1. Он обозначает религию и этнос, с которыми отождествляет себя сам Иисус.

 На вопрос самарянки:

Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня... (Иоан. 4, 9)

Иисус отвечает:

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем… ибо спасение от Иудеев. (Иоан. 4, 22)

В этом «мы» — бесспорное свидетельство Иисуса о его принадлежности к иудеям, причём иудейское «знание, чему кланяться

(т. е. поклоняться)» - он признаёт спасительным.

 

2. Это термин указывает на отличие жителей Иудеи от жителей Галилеи — по обычаям и диалекту:

…Одна служанка… сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
…И ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (Матф. 26, 69–73)

…Ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. (Марк. 14, 70)

Сказано, что

…Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи [т. е.

жители Иудеи] искали убить Его. (Иоан. 7, 1)

 

3. Он обозначает тех или иных отдельных представителей иудейского народа — людей, относящихся к религиозной элите:

…Никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. (Иоан. 7, 13),

— обратите внимание, что «иудеев» здесь боятся именно сами иудеи — ср. ст. 11, 12, 15.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги. (Иоан. 9, 22),

— но родители слепорождённого и сами были иудеями (в ст. 18–19 говорится о подотчётности их фарисейским властям).
Ср. также ст. 13: «Повели сего бывшего слепца к фарисеям», из чего следует, что боялись именно власть имущих фарисеев, которые и могли отлучать от синагоги (налагать «херем»).

…Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов... (Иоан. 1, 19)

 

Посылать священников имел право Синедрион или иные властные структуры иудейского общества.

Они и названы здесь «иудеями».
В 8-й главе Иоанна в дискуссию с Иисусом вступают фарисеи:

Тогда фарисеи сказали Ему... (Иоан. 8, 13),

— и они, его оппоненты, далее именуются «иудеями».

Имеются в виду авторитетные учителя народа, наделённые властью, — ср. «книжники и фарисеи» (ст. 3),
«фарисеи» (ст. 13)
— и «иудеи» (ст. 22, 31, 48, 52, 57).

Многие из этих авторитетных людей «уверовали в Иисуса» (ст. 30).

 

В чём же заключалась их «вера»?

Они поверили, что он — тот Мессия, который освободит страну от римлян:

 

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали:

это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
Иисус же, узнав, что хотят придти… взять его и сделать царем… удалился... (Иоан. 6, 14–15)

Итак, «уверовавшие» в пророческое посланничество Иисуса намеревались объявить его царём (Мессианским) — и поднять восстание под его руководством.


Миссия же Иисуса была чисто духовной, а не политической, и он сам не раз предупреждал о катастрофических последствиях восстания против Рима (см. Лук. 21, 20–24; 23, 27–31).

Поэтому он и обращался к таким «уверовавшим» с призывом:

…Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
И познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан. 8, 31–32)

Здесь он призывает вникать в его учение, познавать истину, им возвещаемую.

Следовательно, воззрения этих людей были далеки от истины.

 

Здесь слышна и скрытая полемика с призывами зелотов обрести свободу путём восстания, в то время как Иисус предлагает стать свободными через познание истины.


Именно зелотам — сторонникам крайнего, воинственного крыла фарисейства, которые обрекли, в конечном счёте, Иерусалим на разрушение, Иудею на опустошение, её народ — на смерть и рабство, Иисус сказал:

Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала...

(Иоан. 8, 44)

Конечно, злой дух (диавол) воздействовал на этих людей, склоняя их к ужасному по своим последствиям восстанию

 (Мф. 23, 37–39; Лук. 21, 20–24).