В 1950 году на холодном, северном острове Валаам, где шестьдесят два солнечных дня в году, был основан лагерь инвалидов Великой Отечественной Войны. На 20 ноября 1950 года на острове было 904 человек. Инвалиды были размещены в зданиях, которые ранее принадлежали монастырю. Инвалиды, которые были способны к работе — работали. На 28 июля 1950 г. на осторве было трудоустроено 50 инвалидов.
Электричество на остров было проведено только через два года. Из-за отсутствия света и отопления многие из первых 500 инвалидов, которые были сосланы на остров погибло в первые два года. Инвалиды, которые были без рук и ног подвешивались на целый день на яблоневые ветви в корзинах. Порой их забывали снимать и на следующее Корельское утро они уже не просыпались. Умерших инвалидов хоронили без надлежавших надгробий — часто были просто деревянные кресты. На деревянных крестах не было фамили — а просто номер
____________________________________________

«Ранен при защите СССР». Александр Подосенов в 17 лет добровольцем ушел на фронт. В Карелии был ранен пулей в голову навылет. На острове Валаам, на Ладожском озере, жил все послевоенные годы, парализованный, неподвижно сидящий на подушках. _____________________________________________________________________________________ Цитата:
Всех нас, таких вот как я, собрали на Валааме. Несколько лет назад нас, инвалидов, было здесь много: кто без рук, кто без ног, а кто и ослеп к тому же. Все - бывшие фронтовики.
«Тема нашествия» на Валааме Владимир Зак _____________________________________________________________________________________

«Неизвестный солдат». Никто ничего не знает о жизни этого человека. В результате тяжелейшего ранения он потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть. Рисунок сделан на острове Валаам в 1974 году, куда советская власть принудительно сослала всех калек войны. ______________________________________________________________ Цитата:
В 1950 г. на Валааме устроили Дом инвалидов войны и труда.
В монастырских и скитских зданиях жили калеки, пострадавшие во время Великой Отечественной войны...
История Валаамского монастыря _______________________________________________________________

«Защитник Ленинграда». Рисунок бывшего пехотинца Александра Амбарова, защищавшего осажденный Ленинград, сделан на острове Валаам в 1974 году. Дважды во время ожесточенный бомбежек он оказывался заживо погребенным. Почти не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина. Подлечившись он снова шел в бой. Свои дни окончил сосланным и заживо забытым на острове Валаам.
____________________________________________________________________________
Цитата:
А в 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение!
Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще и содержать дешевле. Формальное объяснение: тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники, а неформальная, истинная причина: уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли еще где. Ну, посудите сами: грудь в о-р-д-е-н-а-х, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой - из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого "позора"! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях. Верней сказать, на развалин-а-х монастырских, на сокрушенных советской властью столпах Православия. Страна Советов карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова, родных гнезд, разоренных войной. Карала нищетой содержания, одиночеством, безысходностью. Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осознавал: «Вот это все!» Дальше - тупик. «Дальше тишина» в безвестной могиле на заброшенном монастырском кладбище.
Читатель! Любезный мой читатель! Понять ли нам с Вами сегодня меру беспредельного отчаяния горя неодолимого, которое охватывало этих людей в то мгновение, когда они ступали на землю сию. В тюрьме, в страшном гулаговском лагере всегда у заключенного теплится надежда выйти оттуда, обрести свободу, иную, менее горькую жизнь. Отсюда же исхода не было. Отсюда только в могилу, как приговоренному к смерти. Ну, и представьте себе, что за жизнь потекла в этих стен-а-х. Видел я все это вблизи много лет подряд. А вот описать трудно. Особенно, когда перед мысленным взором моим возникают их лица, глаза, руки, их неописуемые улыбки, улыбки существ, как бы в чем-то навек провинившихся, как бы просящих за что-то прощения. Нет, это невозможно описать. Невозможно, наверно, еще и потому, что при воспоминании обо всем этом просто останавливается сердце, перехватывает дыхание и в мыслях возникает невозможная путаница, какой-то сгусток боли! Простите...
«Вааламская тетрадь» Евгений Кузнецов
___________________________________________________________________________________________

«Старый воин». Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам. _____________________________________________________________________________________

«Рассказ о медалях». Ощупью движутся пальцы по поверхности медалей на груди Ивана Забары. Вот они нащупали медаль «За оборону Сталинграда» «Там был ад, но мы выстояли», - сказал солдат. И его словно высеченное из камня лицо, плотно сжатые губы, ослепленные пламенем глаза подтверждают эти скупые, но гордые слова, которые прошептал он на острове Валаам.

«Партизан». Виктор Лукин сначала воевал в партизанском отряде. В конце войны сражался с врагами в армии. Война не пощадила никого.

«Старая рана». В одном ожесточенном бою был тяжело ранен солдат Андрей Фоминых из дальневосточного города Южно-Сахалинска. Прошли годы, давно залечила земля свои раны, но так и не зажила рана бойца. И так он и не доехал до своих родных мест. Далеко остров Валаам от Сахалина. Ох, далеко...

«Память». На рисунке изображен Георгий Зотов, инвалид войны из подмосковного села Фенино. Листая подшивки газет военных лет, ветеран мысленно вновь обращается к прошлому. Он вернулся, а сколько товарищей осталось там, на полях сражений! Вот только не понятно старому войну, что лучше, – остаться на полях Германии, или влачить нищенское, почти животное существование на острове?

«Счасливая семья». Василий Лобачев оборонял Москву, был ранен. Из-за гангрены ему ампутировали руки и ноги. И его жена Лидия, тоже во время войны потерявшая обе ноги. Им повезло остаться в Москве. Нород богоносец позволил. Даже два сына родились! Редка счастливая семья России.

«Опаленная войной». Фронтовая радистка Юлия Еманова. Деревенская девушка добровольцем ушедшая на фронт.

«Рядовой войны». В сибирском городе Омске художник познакомился с Михаилом Гусельниковым, бывшим рядовым 712-й стрелковой бригады, сражавшейся на Ленинградском фронте. 28 января 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда солдат получил ранение в позвоночник. С тех пор он прикован к постели.

http://www.livejournal.com/update.bml «Отдых в пути». В селе Такмык Омской области живет русский солдат Алексей Курганов. На фронтовых дорогах от Москвы до Венгрии лишился обеих ног.

«Прошел от Кавказа до Будапешта». Героя-моряка Алексея Чхеидзе художник встретил в подмосковной деревне Данки. Зима 1945 года. Будапешт. Группа морских пехотинцев штурмует королевский дворец. В его подземных галереях погибнут почти все смельчаки. Алексей Чхеидзе, чудом выживший, перенесший несколько операций, с ампутированными руками, ослепший, почти полностью потерявший слух, даже после этого находил в себе силы пошутить: он с иронией называл себя «человеком-протезом».

«Письмо другу-однополчанину». По-разному приспосабливались инвалиды войны к мирной жизни. Лишенный обеих рук Владимир Еремин из поселка Кучино.

«Жизнь, прожитая...» Есть жизни, выделяющиеся особой чистотой, нравственностью и героизмом. Такую жизнь прожил Михаил Звездочкин. С паховой грыжей он добровольцем ушел на фронт. Командовал артиллерийским расчетом. Войну закончил в Берлине. Жизнь - на острове Валаам.

«Фронтовик». Москвич Михаил Кокеткин был на фронте воздушным десантником. В результате тяжелого ранения лишился обеих ног.

«Ветеран». Было бы странно, если бы первоисточник не перепутал имена двадцати героев. Мы не знаем имя этого человека, потому что в русских СМИ два раза повторяется одинаковая подпись.

«Фронтовые воспоминания». Москвич Борис Милеев, потерявший н фронте обе руки, печатает фронтовые воспоминания.
Комментарии
http://poltora-bobra.livejournal.com/72746.html
могу кое что рассказать из своих личных детских впечатлениях вплоть до сексуальных \как инвалид без ног бабу пьяную трахал \
в один прекрасный день их \ инвалидов \ не стало--на мои вопросы мать ответила--куда то вывезли
вторично эта история всплыла после прочтения в Октябре Богояр в годах85 86
ещё вопросы будут
чтоб пейзаж не портили и глаз обывателя
Эти инвалиды, отдавшие здоровье для победы, о которых статья - они для Вас не победители?
На каждую вашу претензию я приведу два аргумента в пользу такого решения. К чему этот разговор? Страна лежала в руинах и плохо было всем! Чтобы комуто дать, необходимо было у кого то забрать. У кого? Обсуждать такие факты сейчас, тем более как претензии к той власти - лицемерие!
Лицемерие - это оправдание действий фашиста Сталина и его подельников.
Вы хотя бы понимаете, Александр, что оправдываете фашистов?
Вы хотя бы понимаете, что только безнравственные и преступные действия скрывают так тщательно, как это делали они?
Гуманизм и благородство в сокрытии не нуждаются.
На предстоящем суде над ВКП(Б)-КПСС, Александр, не будут забыты пособники и защитники фашизма.
Никогда не видели гориллу, колотящую себя в грудь кулаками для устрашения, а потом убегающую в кусты?
Это я о многочисленных восклицательных знаках в Вашем комменте. :-)
Следующий текст не для Вас, Александр. Вы его понять не способны.
В схватке двух фашистов побеждает самый хитрый, жестокий и безжалостный.
В первую очередь - к своему народу.
А как "гуманно" Сталин уничтожал свой народ-победитель, видно и по этой статье.
К тому же, на стороне фашиста Сталина воевал народ, освобождая свою землю, которую захватил фашист Гитлер.
А вот своих фашистов - Сталина и его пособников - наш народ уничтожить был не в силах.
В итоге - немцы признали свою вину, пережили катарсис.
И превратили Германию в самое процветающее государство Еврозоны.
Как живёт население осколков СССР, все мы знаем.
Текст про Сталина точно не для меня. Там набор исключающих друг друга мыслей...
Феерическая демагогия про катарсис! У немцев был выбор признавать или не признавать вину??? А вот насчет покаялись...
Вам известно имя Теодор Дерлендер? И еще тысячи таких как он замечательно живших фашистов после войны в ФРГ, и умерших своей смертью, в почете и уважении? Ну, а благодаря кому население осколков СССР живет именно так, мы отлично знаем!
А текст про гориллу оказался Вам, Александр, вполне "по зубам". :-)
Ваш ответ лишний раз это подтвердил.
Больше информации, которую Вы способны понять, у меня нет.
То, что у ас нет больше информации для меня к лучшему...
186756, Республика Карелия, Сортавальский район, о. Валаам