ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. КАК ПРЕПОДАВАТЬ ИСТОРИЮ?
На модерации
Отложенный
Моя философия истории — это осмысление ее не как ряда явлений, событий, изменений, а как становление человека-человечества, как движение от небытия к бытию, ко все большему бытию, как движение от низшего к высшему несмотря на отдельные отступления, зигзаги, поражения и движения в сторону.
Соответственно, в преподавании истории нужно уйти от чисто позитивистского изображения истории как последовательно-параллельного ряда явлений, событий, изменений.
Кроме того, нужно уйти в ее преподавании от одностороннего подхода, когда излагается по преимуществу история государственных и политических деятелей, деяний и событий (такие-то были правители, они делали то-то и то-то, такие-то были события военного и политического характера). Историю экономики, культуры, науки и техники, искусства и литературы нельзя преподносить по остаточному принципу, как было в советское время и как это имеет место быть до сих пор у нас в стране (см., например: Пособие по истории Отечества. Для поступающих в вузы. М., 1995).
Замечательный русский историк В.О. Ключевский писал: «Изучая предков, мы узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего мы в нем живем, как и к чему должны стремиться».
Цель преподавания истории: познакомить подрастающее поколение с жизнью предшествующих поколений. И если мы можем писать об этой жизни, то значит, она была в целом положительной. А изображать ее только как цепь политических событий, к тому же по преимуществу трагического плана (войны, перевороты, восстания, бунты, убийства, террористические акты и т. п.) — это на самом деле грубо искажать историю.
Если бы в истории преобладал негатив, то нас не было бы на свете, мы просто не родились бы, некому и не для кого было бы писать историю. Если люди дожили до сих пор, то, значит, жизнь предшествующих поколений была в общем и целом положительной, созидательной! А если жизнь предшествующих поколений в общем и
целом положительная, созидательная, то и изображать ее надо в таком же духе: что люди сделали хорошего в плане сохранения, умножения и совершенствования жизни, каковы их достижения, какие открытия и изобретения они сделали. Конечно, нужно говорить и о минусах, об ошибках, неудачах и трагедиях. Но должна быть пропорция. Раз плюсов больше, а минусов меньше, то и говорить о плюсах надо больше, а о минусах меньше.
Нашел у Льва Толстого сходные мысли. 4 апреля 1870 года он
записывает: « Читаю историю С.М.Соловьева. Все, по истории этой, было безобразие в допетровской России: жестокость, грабеж, правеж, грубость, глупость, неуменье ничего сделать. Правительство стало исправлять. – И правительство это такое же безобразное до нашего времени. Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершилась история России. Но как же так ряд безобразий произвели великое, единое государство?
Уж это одно доказывает, что не правительство производило историю» (выделено мной —
Л.Е.).
В. Шкловский дальше комментирует:
«Правежом называли в старой России выбивание налогов из населения: неплательщиков на улице били по икрам батогами, били очень долго. Правительство было насильническое.
Толстой спрашивал: ну, а кто же работал, кто ловил соболей и лисиц, которыми
дарили послов? Кто делал парчи, сукна и кто вообще кормил это правительство?
Почему украинское казачество – Богдан Хмельницкий передались не Польше, не Турции, а России?» (Цит. по: Виктор Шкловский. Лев Толстой).
Преподавать историю нужно по разделам: политика, экономика, культура (наука и техника, искусство и литература, спорт). Эти разделы должны быть примерно равны по количеству материала.
Политика:
1.
Государственное управление. Правители, реформы.
2. Политическая жизнь и политические события. Политические движения, партии.
3. Социальные изменения, преобразования, потрясения, катаклизмы, войны.
4. Достижения.
Экономика:
1. Рост, изменения экономики.
2. Реформы в экономике.
3. Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля, финансы.
4. Повышение благосостояния, достижения.
Культура:
1. Образование, наука, техника, открытия и изобретения.
2. Литература и искусство (музыка, изобраз. искусство, театр, кино).
3. Философия.
4. Спорт.
5. Достижения.
НУЖЕН ЛИ ШКОЛЕ ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ?
Сейчас в нашей стране ведутся дискуссии о том, нужен ли школе единый учебник истории (одного образца) или должны быть разные учебники, трактующие историю с разных позиций?
Сторонники единого учебника обосновывают свою позицию тем, что в школе должна
быть представлена единая, согласованная концепция исторического развития
России, а, следовательно, нужен учебник одного образца.
Сторонники многих разных учебников считают, что в школе должны быть представлены разные, альтернативные точки зрения на историю России. По их мнению только так можно научить школьников думать; учителя и школьники должны иметь возможность
выбирать учебники. — Это извечный спор монистов и плюралистов, антилибералов и
ультралибералов. Тут уместно вспомнить философскую задачу:
Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
А. Один ум хорошо, а два лучше.
Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.
С одной стороны хорошо, когда разные умы создают исторический образ России, по-разному учат уму-разуму школьников. Как говорится, один ум хорошо, а два лучше!
С другой, единый исторический образ России в умах школьников (подрастающего поколения) — залог морально-политического единства [1] российского общества. Американцы гордятся своим национальным флагом. И мы, русские,
россияне, имеем, должны иметь национальную гордость, должны блюсти честь и достоинство России.
В одной дискуссии на эту тему (по ТВЦ 27 марта 2008 г.) обсуждалась конкретно фигура Сталина и его роль в истории России. Каким его изображать? Великим государственным деятелем, поднявшим Россию с колен, или чудовищным деспотом-преступником, погубившим миллионы людей и заведшим Россию в исторический тупик?
Я думаю, крайности в подходе к преподаванию истории России нужно отсечь. Должно быть и единство, и многообразие, единство в многообразии или многообразие в единстве. Определенного уровня унификации мы добьемся, если будут официально признаны и рекомендованы только два-три учебника истории.
С другой стороны, эти два-три учебника должны отражать два-три основных (не крайних) подхода к созданию исторического облика России. Например, в одном учебнике может быть акцент на негативных аспектах российской истории, а в другом — на позитивных.
Главное, чтобы авторы того и другого учебника не перебарщивали с изображением негатива или позитива. Общий тон учебников по истории России должен быть таким, чтобы уроки истории отвращали от повторения ошибок прошлого и, главное, учили всему позитивному, что было в нём, настраивали на движение вперед по пути свободы и прогресса.
____________________________________________
[1] Выражение «морально-политическое единство общества» в советское время было скомпрометировано его трактовкой в духе тоталитарной идеологии («Партия и народ едины!», «единодушное одобрение, одобрямс!»). Однако, в его буквальном значении нет этого тоталитарного смысла. Морально-политическое единство общества — великая вещь. Без него общество рано или поздно распадается.
Комментарии
Интересно.
Спасибо!
Можно говорить по существу, но сначала важно понять, для чего Вы предполагаете использовать Ваши "МАТЕРИАЛЫ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"?
Дополнение - в учебниках истории очень полезно учить учащихся мыслить научно и эффективно, избегать тупых тупиков-фикс-идей и уметь решать простейшие историко-логические головоломки - на громадном историческом материале с применением великих апробированных принципов (их несколько десятков) . Для этой цели можно написать научно-популярную книгу типа "Занимательная история".
Сегодня очень легко поставить в неподъемный тупик простейшей историко-логической задачей практически любого учащегося и не только учащегося. Культуру - историко-логическую - надо поднимать .
Мы так или иначе вносим в историографию некую концепцию-идеологему, некую ценностную ориентацию, систему представлений. Только одни открыто об этом говорят, а другие ...
Пример. Советская школа внедряла мысль, что только мало образованные люди в наше время могут верить в бога, чудеса, мистику и упор в обосновании этой позиции делался на онтологическую компоненту (создание мира за 6 дней, женщина из ребра Адама и т.п.) привлекались данные геологии, эволюционное учение Дарвина и считалось, что этого достаточно, чтобы утвердить атеистическое учение и сделать его основой для "морально-политического единства". Каково-же бывало удивление бывшего школьника,