
Выдающийся русский живописец-передвижник Васнецов Виктор Михайлович( 1848–1926), автор героико-эпических и сказочных полотен, мастер монументальной живописи, театральных декораций, график, создатель ряда архитектурных проектов. Профессор, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель ордена Почетного легиона (Франция).
Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке , затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

Нищие певцы.Богомольцы.1873г.
В 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию.Позднее он так объяснял причину своего ухода: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».
К этому времени им уже созданы жанровые картины «Нищие певцы» и «Чаепитие в трактире». Последняя была столь значительна, что ее приняли на выставку передвижников.

Чаепитие в трактире.1874г.
С квартиры на квартиру.1876г.
Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен.
Весной 1876 г. Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамской и Поленов. Он пристально изучал жизнь французского народа.
Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 г.)

Балаганы в окрестностях Парижа 1878г
Через год, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он строил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году. пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии.

Портрет А.В.Васнецовой -жены художника.

Сын художника Борис Васнецов.

Сын художника Владимир Васнецов.

Портрет дочери художникаТатьяны.
Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!»
Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г.

Царь Иван Васильевич Грозный.1897г.
Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев.

В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в историко-былинном цикле. В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину.
Покоем веет от тел павших.
Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На тёмно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна.
Однако картина не встретила единодушного одобрения. Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытым русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам...»

Витязь на распутье.1882г.
Несмотря на непризнание картины большинством критиков, Васнецов не оставил выбранного им пути и к 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями.
Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун.
Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне былинную надпись подал Васнецову Стасов).
В образе витязя на распутье художник, как бы невольно, изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.
В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника.
Скоро этот меценат заказал ему три картины для зала заседаний Донецкой железной дороги:

«Битву русских со скифами»,1870

«Ковер-самолет»1880

«Три царевны подземного царства». 1881
«Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ превращения и третья — царевен золота, драгоценных'камней и каменного угля —символ божества недр пробужденного края» - вспоминал о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.
Продолжение в следующей статье.
Источники.
http://www.vasnecov.ru/liveinhtml/
Комментарии
Главное сейчас- компьютер,игры.Но вы большие молодцы,что приобщаете.Возможно со временем это вызовет настоящий интерес.Мне кажется ,что мы были другие.
Со многими сказочно-былинными картинами давно знакома, но с портретами и многими другими работами прекрасного художника познакомилась только сейчас!
Очень благодарна Алине ! И - Вам, Василий!
Он ценил очень свою семью.Детям часто сочинял и рассказывал сказки.Из воспоминаний сына.
"Иные сказки были очень длинны и рассказывались много вечеров, иногда с большими перерывами, т. к. отец забывал, о чем рассказывал, на чем остановился, и просил напомнить, мы, конечно, всегда помнили. Помню, что одна сказка длилась несколько лет. Называлась она «Рыцарь железная рука». Была необыкновенно интересна и увлекательна, но в чем она состояла, я совершенно забыл, помню только, что сам рыцарь и еще кто-то полз по узкому подземному ходу куда-то в замок — и все."
Что-то, я на Вы перешла. Прости.)
Комментарий удален модератором
Из воспоминаний сына.
Первая картина, которую я увидел в жизни, была «Иван-царевич на Сером волке». Она приехала с нами из Москвы и заканчивалась в первой квартире, в доме Гурковского. Это была тоже жуткая и замечательно интересная картина. Прямо на вас бежит огромный волк, на дереве сидит тетерев, в болоте квакают лягушки. Для всех этих персонажей в комнате тоже скопилось много интересного. На полу лежала волчья шкура с головой и оскаленными зубами.
Днем она не была страшна, даже можно было на нее сесть, но к вечеру уже оскаленный рот волка вызывал опасенья, особенно, когда старший брат (безумно храбрый) подлезал под шкуру, и она ползла к дивану, на котором мы сидели вместе с мамой, и бросалась на нас, стараясь схватить за ноги. Мы поджимали ноги и визжали отчаянно. На шкапу стояли чучела тетерева-косача, взятые из университетского музея, и еще (один или два дня) огромная живая (!) лягушка в банке (тоже взятая из университета). Но потом «Серый волк» куда-то исчез, его заменили вечные «Богатыри» и эскизы религиозного содержания.
Комментарий удален модератором
Вы имеете ввиду,что русские со скифами никогда не дрались?
На этой картине - некоторая терминологическая путаница. Во всяком случае, воинское облачение и физиономии действующих лиц скифскому периоду явно не соответствуют. Но если вспомнить блоковское "Да, скифы мы, да, азиаты мы!" - все сразу становится понятным. В васнецовские времена, действительно, сказать "скиф" значило, сказать "татарин".
Композиция картины прозрачна: русский широкоплечий воин как бы защищает нас с вами. Совершенно ясно, что стрелы и копья узкоглазого противника его не достанут, а русская булава, напротив, попадет по назначению и скифскую голову размозжит обязательно. Схватка происходит в высокой траве, хорошо знакомой всякому донецкому любителю пикников.
Она была написана по заказу Саввы Мамонтова для вновь построенной Донецкой железной дороги.Видимо потому такой сюжет.Донецкие степи исторически связаны со скифами.Там много скифских курганов.
http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=1003751
Несколько дней назад в "Культуре" несколько ученых историков, носителей всех мыслимых званий обсуждали эту тему и на полном серьезе говорили о этой проблеме и теории Фоменко-Носовского...
А отсюда, здесь битва пришлого славянина с коренным русским с прямоугольным щитом...))))
Можно было бы назвать сказочным во всех смыслах художником, если бы не "Нищие певцы" и "С квартиры на квартиру". Реальность, которой не хотят видеть голосящие о процветающей Империи...
А "Ковёр-самолёт" в "офисе" при железной дороги выглядел бы весьма креативно. Не поняли(
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
......
" И, как будто с бюстом слит он, все сидит он, все сидит он,
Там, над входом, Ворон черный с белым бюстом слит всегда.
Светом лампы озаренный, смотрит, словно демон сонный.
Тень ложится удлиненно, на полу лежит года, -
И душе не встать из тени, пусть идут, идут года, -
Знаю, - больше никогда! "
кажется Васнецов это понимал ... потому и старался сохранить эти мгновения душевные , хотя бы в памяти потомков ...
А с портретами его кисти встречаюсь впервые.
Спасибо Вам, Алиночка! С удовольствием посмотрела и прочла написанное и самим В.М.Васнецовым - замечательным, художником, и о нём, - о его жизни и творчестве,...
(Вот тоже судьба : оба живописцы, оба Васильевы и оба погибли на пике расцвета , не дожив до 30 - мистика , да и только! Просто вспоминаешь имя "Аврора". Наверное, Васильевым своих сыновей нельзя называть Константинами !!)
Так я о чём...
Да... Так у современного Васильева сюжеты более скандинавские всё же , нежели русские , а у Васнецова - Русь !!