Жлобы и революционеры

 

Сначала маленький экскурс в психологию.

Человек может осознавать себя человеческой единицей, индивидом, а может –  частью той или иной человеческой общности. В зависимости от этого для него оказываются важны разные вещи и он действует в разных интересах: либо в своих узко эгоистических интересах, либо в групповых интересах, например, в интересах своей партии, своего народа или даже в интересах своего человечества. Все зависит от того, насколько велико у человека его «свое».

Среди мотивов человека есть и интересы личные, и интересы общественные, но у разных людей – в очень разных сочетаниях и пропорциях. Тех, у кого преобладают личные мотивы, мы обычно называем «жлобами». И понятно, жлобы не участвовуют в общественных движениях – их жизнь сосредоточена на другом.

К чему я начал этот разговор? В последнее время настойчиво звучат стройные, как будто даже кем-то дирижируемые призывы к оппозиционерам обратиться к нуждам «простого человека», и тогда «простой человек» тоже станет оппозиционером.

Звучит, на первый взгляд, как бы логично. Но в этом призыве «повернуться лицом к простым людям» лукавства много больше, чем здравого смысла. Жлобы не делают революции, революции делают революционеры. Участие жлобов в этом деле ограничивается только утаскиванием из разграбленной помещечьей усадьбы бархатных штор на платье жене.   

Чтобы «простой человек» стал оппозиционером, он прежде всего должен перестать быть  «простым». Перестать думать только о себе, только о своих сегодняшних нуждах и начать хотя бы частью своей души заботиться о чем-то большем – об общем, общественном благе.

Поняв это, можно увидеть и главный недостаток «теории малых дел»:  «малые дела» так и остаются малыми, если их не объединяет большая идея.

Конечно, большая идея не должна быть оторванной от жизни, как это бывает при  зацикленности» на политических преобразованиях ради самих преобразований. Идея должна охватывать все пласты жизни, включая и бытовую, повседневную жизнь каждого человека. Но сегодня важнее даже не то, какой должна быть «большая идея», а просто понимание, что она должна быть, что без нее никуда.

Сегодня у оппозиции такой большой идеи нет, и оппозиция пока мало понимает ее необходимость. Поэтому лидеры оппозиции и бросаются то в абстрактное политическое реформррование, то в заигрывание с самыми низменными, самыми жлобскими сторонами личности потенциальных соронников – ксенофобией, социальной завистью, озлобленностью и т.д..

Но все это – дорога в никуда. Только апелляция к высшему, что есть в душах людей, - стремлению к общему благу – сможет превратить «жлоба», поглощенного своим сегодняшним днем, в  оппозиционера, общественного деятеля.

Но, чтобы нести большую идею в массы, нужно, прежде всего, охватиться этой идеей самим. У сегодняшней оппозиции таких идей нет. «Антикриминальная революция», «Путина в отставку!», «парламентская республика», «выборность губернаторов» и даже «честные выборы» и «Свободу политзаключенным!»на роль такой идеи не годятся. Я уж не говорю о таких идеях, как «хватит кормить Кавказ» или «визы для Средней Азии».

А вот «честное государство», или «доброе государство», или «честное и доброе государство» годились бы.

И такие идеи в среде сегодняшней оппозиции тоже есть. Но они пока еще только-только начинают просверкивать. Их оппозиции еще предстоит осознать.