Рабство в Библии (2 часть)
На модерации
Отложенный
Читаем главу 21-ю Книги Исход далее:
( начало в статье "Рабство в Библии" http://maxpark.com/community/43/content/1825779)
…Если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
Если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов или доче- рей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один… (Исх. 21, 3–4)
«Если он женатый» — древнееврейское ‹баа́ль иша́› означает буквально «владелец жены», «обладающий женой» безотносительно к тому, женил ли его хозяин в период «подневольного» состояния, женился ли он в это время сам или был женат ранее.
В любом случае жена получает полную самостоятельность вместе с ним.
Словом «свобода» мы здесь не считаем возможным пользоваться, потому что, как мы уже видели, раб не был лишен многих ее преимуществ и в подневольном состоянии.
Древнееврейское слово חפשי ‹хофши́›, переведенное во втором стихе 21-й главы как «воля», означает скорее «полная самостоятельность» — когда человек волен идти, куда ему угодно, и жить там, где ему захочется.
Однако почему же тогда это условие относится только к бездетному рабу, а если у него рождаются дети, то они вместе с женой «остаются у господина»?
Казалось бы, с наступлением субботнего года, когда все долги упразднены, должен наступить конец подневольной жизни и для жены с детьми, тем более, что обращение с женщинами Закон предписывает еще более мягкое, нежели с мужчинами (ср. Исх. 21, 7–11).
Дело тут в том, что с наступлением субботнего года прекращаются все полевые работы (Лев. 25, 4–5), и освобожденный работник, даже наделенный участком земли и орудиями земледелия, не имеет возможности в текущем году получить урожай и прокормить своих детей самостоятельно, но сам он и его жена имеют право питаться, собирая то, что вырастет на чужом поле (Исх. 23, 10; Лев. 25, 6; ср. Втор. 24, 19–21).
Однако дети нуждаются в особом уходе, в жизни обеспеченной.
На это время и вообще до тех пор, пока бывший раб не наладит собственное хозяйство и не сможет кормить семью, забота о его жене и детях лежит на господине.
Поэтому
Закон и не оговаривает того срока, в течение которого хозяин должен содержать семью своего бывшего раба (Исх. 21, 4).
Кроме того, говорится:
…Но если раб скажет:
люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю,—
То пусть господин его приведет его пред судей и поставит его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно. (Исх. 21, 5–6)
Уже сама возможность обстоятельств, здесь описанных, весьма красноречиво свидетельствует об обхождении с рабом, предполагаемом Божьими заповедями.
Действительно, какую же заботу о рабе должен проявлять господин, чтобы раб полюбил его не меньше, чем членов собственной семьи!
(«Люблю господина моего, жену мою и детей моих…»)
Ясно, что только обхождение с рабом, как со своим домочадцем (Лев. 25, 39–40), способно вызвать такие чувства к господину.
В подобном случае Закон позволяет семье бывшего раба не отделяться от семьи господина, а составлять с ней по-прежнему единое целое.
В случае, если раб отказывается расстаться со своим господином, ухо его прокалывается возле дверного косяка, видимо, для того чтобы вдеть в ухо серьгу с именем господина — знак «принадлежности» ему, как было принято на Древнем Востоке.
Но это решение НИКОГДА НЕ ОДОБРЯЛОСЬ в Израиле.
Уже толкователи времен Второго Храма объясняли данное постановление так:
«Ухо, которое НЕ хочет воспринять весть о полной независимости, должно быть проколото».
При этом ссылались на слова Господни, гласящие, что члены народа Божьего — Его народ, и «…не должно продавать их, как продают рабов…» (Лев. 25, 42).
Итак, одна из граней Истины, разъясняющей, почему рабу, прокалывают ухо
- человека «наказывают».
За то, что пошел против Воли Всевышнего, требующего , чтобы люди служили Богу и не были бы «рабами» у других людей.
Поэтому-то и велит Тора пробивать ухо человеку,
добровольно,
в угоду сиюминутным желаниям
отказавшемуся от свободы
и полноценного служения Творцу
Раба подводят к двери, как бы предлагая ему выйти из подчинения, но он добровольно отказывается — и символически «прикрепляется» к этой двери, оставаясь в доме господина «вечно».
Что же означает здесь слово «вечно»?
Ведь жизнь человека на земле имеет определенные сроки?
Ответ мы находим в предписании относительно юбилейного года:
…И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.
‹…›
Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним… (Лев. 25, 10–54)
В юбилейный, т. е. пятидесятый, год ( цикл) не только упраздняются все долги, но и восстанавливаются все те племенные, родовые и семейные наделы, которые получили в Святой земле сыны Израилевы еще при ее разделении по жребию при Иисусе Навине (Числ. 26, 51–56; Иис. Н. 14, 1–2).
И как бы ни обеднел человек, в каких бы условиях, в том числе «рабских», он ни оказался, в юбилейный год он безо всяких усилий со своей стороны получал полную самостоятельность, и ему возвращался семейный надел его предков (Лев. 25, 23–28).
Поэтому выражение ‹ле-ола́м›, «навек», следует понимать в данном случае как термин, означающий «до наступления юбилейного года».
Следует задать еще один вопрос.
Про раба в Законе сказано:
Не считай этого для себя тяжким, что ты должен отпустить его от себя на свободу, ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника; и благословит тебя Господь, Бог твой, во всем, что ни будешь делать. (Втор. 15, 18)
Как понимать приведенные слова в свете того, что раб обязан служить господину не всегда полные шесть лет, а только до наступления субботнего года?
Очевидно, что эти слова относятся не ко всякому господину, а к наиболее жадному.
Ведь человека любвеобильного и милосердного не нужно долго уговаривать, чтобы он предоставил полную самостоятельность ближнему, на него работавшему.
А хозяин чрезмерно расчетливый и жадный (каких, наверно, было немало, как и во всяком обществе), зная Закон, конечно же, по понятным причинам старался приобрести раба в начале семилетнего цикла, а не в конце его.
К таким-то людям и обращено данное увещание.
Продолжение " об участи женщины-рабыни" - следует.
Комментарии
- Почему в вашей стране нет антисемитизма?
- Просто мы НЕ считаем себя глупее евреев.
У евреев рабства нет уже более 2000 лет - никакого, а в России и в Америке отменено только в 19 веке.
"Мы, евреи, - разрушители и навсегда останемся разрушителями... Что бы ни делали другие народы, это никогда не будет отвечать ни нашим нуждам, ни нашим требованиям".
«Масса организаций и глав правительств выражают негодования и осуждения антисемитским выходкам и, несмотря на это, все же антисемитизм есть, и можно с уверенностью сказать, что он и будет до тех пор, — пока мы сами честно, совестливо, не осознаем и не ответим на вопрос: где скрывается причина, вызывающая антисемитизм? В нашем поведении, действиях и поступках»
«Книга о русском еврействе», Абрам Зисман, инженер, напечатано в газете «Новая Заря» — Сан Франциско, 7 мая 1960 г.».
Не надо нам еврейской библии.
Не надо нам прислужников евреев.
Нам нужна новая Россия!
Нам нужна новая идеология!
Эта идеология уже есть!
Евреи хлеба не сеют. Евреи - люди лихие.
Евреи в лавках торгуют. Они солдаты плохие.
Евреи раньше лысеют. Иван воюет в окопе.
Евреи больше воруют. Абрам торгует в рабкопе.
Ни торговавши ни разу, ни воровавши ни разу,
Ношу в себе, как заразу, проклятую эту расу.
Не надо нам еврейской библии.
Не надо нам прислужников евреев.
Нам нужна новая Россия!
Нам нужна новая идеология!
Эта идеология уже есть!
Здесь предложено толкование Библии.
А также определенная тема.
Вы же ведёте себя как троль.
Ничего не сказав по существу темы, сеете антисемитизм, брызгаете слюной.
Ни одной своей толковой мысли.
Я вас отключаю.
С тролями иначе нельзя.
И про Творожича и про Слуцкого
1) Шулхан-арух, Орах-хайим 224,2; взято из талмуда Берахоф, 54.
2) Там же; взято из талмуда, там же, 58.
3) Там же; взято из талмуда, там же, 59.
4) Там же; взято из талмуда, там же, 58.
1) Шулхан-арух, Орах-хайим 14,1; 32,9; 33,4; 39,1 и 39,2.
2) Талмуд Иебамоф, 61.
Почему еврей должен быть настолько толерантен к идолопоклонникам, что даже не может произнести слова осуждения?
Вы же их произносите на евреев и ничего.
С другой стороны - заметьте, что моя статья о законах Торы, а не Талмуда.
Как говорят в Одессе - две большие разницы.
Талмуд не является руководством к действию.
Он не считается ниспосланным Богом.
Это собрание различных, порой противоречивых мнений, собранных во многих веках.
У нас говорят: Скажи чему ты следуешь в Талмуде и я скажу кто ты.
Хочу еще сказать, что Талмуд честно показывает и заблуждения, но и открывает изречения высокой мудрости.
Он исторический памятник - уничижения и возвышения человеческой души.
Добавлю - что во времена нашей эры евреи столько претерпели от других народов, что произнести в ответ такие слова - это всего лишь " божья роса"
Вы много видели евреев, к-рые проходя мимо собрания неевреев, восклицали "'В большом стыде будет мать ваша, покраснеет родившая вас"?
НЕ отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;
НО отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
(Мишл..26:4,5)
Гудбай Израиль!
Привет Новая Россия!
Привет Новое время!
Даже представить себе не можете, как незаметно подкрадывается болезнь.
Первый признак нарушения адекватного восприятия реальности, это когда человек начинает говорить лозунгами.
Но как врач я иногда подыгрываю пациентам.
Гудбай Белов!
Ведь мы все рабы-своей плоти.своих желаний -следуя которым зачастую ведём себя просто глупо.
И только с годами начинаем понимать что самый страшный враг для человека это он сам...
Я давно уже готов с радостью принять Господство над собой Иисуса Христа.сочту за честь для себя быть Его рабом.
Лишь бы не отказался Он от меня.