О самом РОМАНТИЧНОМ в своей жизни.

МЕСЯЦ В ПУТИ ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТОРОСАМ АМУРА.



В феврале исполняется – 32 года с даты перегона экскаватора Э – 652-БС в жесткой сцепке с бульдозером С-100 с сосредоточенной нагрузкой на лед порядка 50тн Комсомольск на Амуре - Николаевск на Амуре, с 23 февраля по 23 марта 1971г.
При строительстве Николаевской ТЭЦ нечем было выполнять земляные работы, отсутствовал экскаватор, и городу нечего было дать стройке. Доставка только в навигацию по Амуру - ждать угроза срыва ввода. Начальник СУ-ТЭЦ В.Копылов попросил меня перегнать экскаватор зимой по льду Амура.
http://content.foto.mail.ru/mail/viktor294858/_myphoto/i-228.jpg
Движение по льду запрещено, кроме разрешенных и обслуживаемых переправ, с ограниченным весом. В этом году только через протоку Амурскую в Хабаровске она просуществовала всего 18 дней.
С убойным приказом об ответственности за жизнь людей и технику, в качестве инж. по ТБ стройки - для меня это выглядело не здорово. На строительство ТЭЦ пришел с должности зам гл. инженера по ТБ геодезической экспедиции.
Февраль - март характерные месяцы на Амуре с пургой и метелями. На ветру, холоде с одним тулупом и костром на шестерых пришлось выживать самим. Метет и бульдозерист с кабины ничего не видит. Идешь впереди бульдозера с компасом и картой с изобарами, показываешь ему путь в торосах - пока есть силы. В селе Нижнетамбовском по телефону получил установку горкома партии написать крупно на экскаваторе - «Перегон посвящается 24 съезду КПСС", начало съезда 30 марта 1971г.
http://content.foto.mail.ru/mail/viktor294858/_myphoto/i-229.jpg
В середине марта стало подтаивать. С притоков Амура на лед пошла вода, образуя наледь, лед тончал - опасность провалиться возрастала. Оказать помощь более мощным и скоростным бульдозером - не решались. По льду Амура ни кто с таким грузом ни когда не ходил. Движемся по руслу с учетом его гидрографии, перекатов с тонким льдом, обходя крупные притоки по карте-лоции с изобарами отображающих конфигурацию дна. Мощности С-100 не хватает даже на преодолениях участков песчаных кос, бесконечно ломается и рвется водило саней, варим и тащимся дальше. 
С выбором пути такое ощущение, что нас бережно ведут по заснеженным торосам. Два Т-74 - не тянут сами себя в этом крошеве льда снега и воды. В голове одна мысль - добраться, пригнать и беспокойство за жизнь людей - выдержат ли они. Рисовать лозунги на экскаваторе - было чем-то противоестественным и не, потому что не хотел. Вот эти люди по именно: механик Г.С. Швалов, бульдозеристы- В.Я. Вдовин, Г.Г.Халимов, экскаваторщик Н.А. Касаткин и я - руководитель перегона. Было мгновенье, когда я стоял на коленях перед бульдозером и видел как вода поочередно заливает переднюю и заднюю часть гусениц и лед дышит под ним Я ощутил как под шапкой шевелятся волосы. Отчаяние, что столько труда и все пропадет, но это было только мгновение. Команда и экскаватор отцеплен, механик Швалов за рычагами с округленными глазами ведет на меня сыпящийся бульдозер, в ожидании команды покинуть машину. Мы вывели бульдозер на береговой лед косы. Экскаватор остался перед полыньей. Это был перекат с тонким льдом, и я его просмотрел. Глубина чуть больше метра.
Ломаем бульдозерами лед лезем в воду заводим трос и через 5-6 час., уже за полночь, выходим на ледовый берег косы. Развел большой костер, люди приняли по чарке упали, и уснули на тулупе, я караулил их до утра. Они верили, выдержали и победили. Сам уснуть не мог - нервное потрясение - на пределе. За 10км до города Николаевска нас встретил на ГАЗ-63 инструктор горкома, обошел вокруг экскаватора и уехал. Я сразу почувствовал, что это не к добру. В 20 час 23 марта мы чуть живые приползли на базу ОГМ. Перед въездом нас даже не встретили спросить - как вы и - налить по кружке чая – не было установок. Завели в банкетный зал с празднично накрытыми столами без людей и приглушенным светом. Мы что-то на углу пожевали и на дежурной летучке нас увезли отсыпаться. С выходом на работу парторг Я. Шрейнер популярно объяснил мне, что я сам подписал себе приговор. У нас ничего крамольного и не было в мыслях - мы были просто замотаны... Ни кто не мог даже представить себе, что мы не напишем на экскаваторе этот лозунг - о посвящении перегона 24съезду. У нас главным было доставить экскаватор. В городе готовилось ШОУ. С Братской ГЭС пригласили знатного экскаваторщика для приемки символического ключа экскаватора, и секретарь горкома воспринял это, как неповиновение хозяину - я был беспартийный и он внес меня в свой самый черный список.

А то, что мы там пластались на льду Амура в нереальных условиях - рискуя жизнями и свободой, этого не оценили. Нам выплатили суточные с благодарностями в трудовых книжках, и без каких- либо премиальных. Съезд был назначен на 30 марта.

Второй экскаватор повезли самоходной баржой в конце мая с началом навигации на Амуре. У входа в порт на поворотном буе баржа наклоняется с балластом не откаченной воды и сбрасывает экскаватор вместе с машинистом в Амур. Современные тральщики в течении месяца так и не нашли экскаватор, оборудованным длинной стрелой Э-652 БС. Машиниста выловили в сетях острова Байдукова. У нас шансов было гораздо меньше, и мы прошли.
Это был единственный случай в истории перегона по Амуру зимой такого груза. Доработав до пуска первой очереди ТЭЦ начальником ОТС с совмещением председателя постройкома СУ ТЭЦ, по "рекомендации товарищей», я вынужден был уволиться переводом на другую стройку в Приморье. Такое непослушание партийные БОСЫ, не прощают. Тогда же даже без уведомления управляющего трестом И.Гордиенко 1-ый секретарь крайкома Черный снял начальника строительства СУ-ТЭЦ В. Копылова - отличного специалиста, но не прогибающегося. Затем назначали еще троих и всех садили. В газете "Советская Россия прошла короткая заметка о перегоне. Мы тогда работали не за награды, и кто не прогибался, их не получал. Но наш рисковый экскаватор обеспечил пуск ТЭЦ вовремя. Это у меня был второй перегон с Комсомольска в Николаевск, за год до этого, дизель - электрического крана за благодарность, но это другая история. Читайте в моем блоге статью "С этой болезнью мы живем с 1917 года», там все поймете - как мы жили, работали, как живем и нужно ли так жить со – «слугами» наших жизней.
Эту стройку ждали и другие испытания на прочность и мужество строителей. Но об этом нужно сказать отдельно.

Сегодня, когда заходит разговор в наших инстанциях власти в решении жизненных вопросов условий сегодняшнего нашего проживания, они отвечают - А МЫ ВАС ТУДА НЕ ПОСЫЛАЛИ.
Мы тогда работали без перерыва в трудовом стаже. Работали на СЕВЕРАХ и тот стаж у нас УКРАЛИ. 
Похоже, что и эту власть, как и ту - жизнь ни чему не научила.


НА ЭТУ ВЕРШИНУ НАМ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ВЗОЙТИ.
http://content.foto.mail.ru/mail/viktor294858/_myphoto/i-239.jpg

Топографическое обследование пунктов триангуляции 1класса установленных на хребте Джугджур
геодезистами экспедиции Г.Федосеева ( Смерть меня подождет )
Слева В.Гвоздев и справа - я.

МЫ ПРОСТО СОЗДАВАЛИ КАРТУ РОДИНЫ.
Приглашаю в " МОЙ МИР " или в " ОДНОКЛАССНИКИ " ( viktor294858@mail.ru ) - Найко Виктор поссмотреть фото-альбом экспедиций прошлых лет по Дальнему Востоку, Колыме, Чукотке и побережью Ледовитого океана. Под каждым фото в "Информации о фото" есть его описание.
http://content.foto.mail.ru/mail/viktor294858/_myphoto/i-248.jpg
Ноябрь,на снятии редукций. Хребет Сихотэ-Алинь, верховье р. Тумнин. Лошади с вьюками не смогли подняться на перевал - перегрузили все на себя, в т.ч. и на меня. Рюкзак одеваешь сидя и тебя подымают за руки.
От снега до снега, каждый день в пути - участь геодезиста - землепроходца. Тяжко, но есть что вспомнить. Вершины, на которых мы побывали ,остались с нашими названиями на наших картах. "Сухари", "Отчаяние" - как и другие вершины названы не случайно. Тогда мы были молоды и здоровы - ощущали свою причастность, необходимость и ответственность в делах страны. Но то, что мы делали правящая власть сумела переоценить в другие нравственные ценности. Многие мои товарищи не получили даже собственного угла - ушли в другой мир.А мы, оставшиеся со своими нравственными понятиями, пытаемся со своей пенсией объяснить, что человек должен ценить и чтить другие ценности, но выглядит это по меньшей степени для них смешным и не убедительным. Я помню ценичные слова, одного из знакомых по работе, бывшего комсомольского руководителя и нынешнего магната, что деньги решают все и на на них можно купить все и всех и что мы не там работали и нас туда ни кто не посылал. Он работал тогда в горкоме комсомола. Да честь не продается и на ней капитал не заработаешь, даже с возможностями нашей "НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ" и стратегии, если не чтишь новые нравственные ценности
Остальные фото с экспедиций прошлых лет по Дальнему Востоку, Чукотке и КРАЙНЕМУ СЕВЕРУ смотрите в моем фото-альбоме. Под каждым снимком в "ИНФОРМАЦИИ О ФОТО " - есть