«Потемкинская облава». Куда пропал миграционный патруль

На модерации Отложенный

 

Все центральные телеканалы в вечерний прайм-тайм во вторник показали, как власти борются с приезжающими на заработки жителями южных стран СНГ. Перед шеренгой решительно настроенных молодых людей в красных жилетах миграционного патруля выступают чиновники УФМС, раздают им последние инструкции и памятки. Каждому дружиннику полагался красный жилет с надписью Immigration Patrol (видимо, по версии чиновников, гастарбайтеры, не говорящие по-русски, поймут по-английски).

Дружинники в жилетах разбрелись по Казанскому вокзалу в поисках гастарбайтеров – тут же, разумеется, нашли одного. Документов у смуглого парня в кепочке не находится, и он безропотно следует за ними в отделение. «Если каждый будет сидеть дома, что ж тогда будет?» – смущаясь, отвечает в камеру дружинник Николай на вопрос, зачем он сюда пришел.

Казалось, это – только начало, совсем скоро подобные рейды станут чуть ли не ежедневными, а чиновники в лице бойцов ФМС и народ из 600 добровольцев-дружинников сообща возьмутся за одну из главных городских проблем. Вместе они будут патрулировать вокзалы, рынки, торговые центры и станции метро. Slon попытался примкнуть к отряду, но ничего не получилось.

А рейдов пока больше не будет, рассказал глава пресс-службы УФМС Москвы Сергей Аксенов, для начала еще надо проанализировать опыт, полученный на Казанском вокзале. «Любое мероприятие анализируется – всегда есть недочеты, а есть и положительные моменты. Какие недочеты, я не могу вам сказать, но в целом это положительный опыт. Наше взаимодействие с дружиной будет только крепнуть», – объяснил Аксенов.

По его словам, дружинники хоть завтра готовы выйти опять – вопрос в том, что участники патруля должны обладать знаниями по миграционному законодательству, чтобы консультировать иностранных граждан. «Иностранные граждане боятся карательной функции сотрудников ФМС, а если это будет обыкновенный гражданин, который по-дружески, по-человечески объяснит им, что нужно делать, будет хорошо», – сказал Аксенов.

Координировать работу патрулей будет начальник штаба специальной дружины по оказанию содействия ФМС. Распоряжение о создании подобной должности мэрия подписала в понедельник, но назначенный на эту должность Григорий Вовк исполняет эти обязанности еще с 21 сентября. Готовых участвовать в подобных рейдах пока немного, признался Вовк, взяли «всех желающих» дружинников – таких оказалось 40 человек.

Slon пытался понять регулярность, с которой планируется проводить рейды, но точных цифр получить не удалось. «Частотность рейдов должна быть достаточно высокая, ведь иностранные граждане прибывают в Москву каждый день, – сказал представитель миграционной службы, избегая сроков и цифр. – Площадь трех вокзалов – это ворота города, но вести эту работу необходимо во всех местах скопления иностранных граждан.

У нас в любом случае будет увеличение штатной численности дружинников, прошедших подготовку. Когда мы наберем 600 человек, я сказать не готов».

«Эти рейды станут регулярными, – обещает Вовк. – УФМС планирует пока проводить их на площади трех вокзалов, следующий будет в марте». На вопрос, какие ошибки могли допустить патрульные, что их придется анализировать целый месяц, Вовк даже слегка обижается: «По крайней мере, со стороны народной дружины никаких ошибок не было. Может быть, у ФМС во время задержания мигрантов были ошибки, а мы строго выполняли все инструкции». Кстати, результаты рейда во вторник вышли скромными: бригады проверили 30 иностранцев, из них восемь были доставлены в ОВД – с поддельными документами или вовсе без документов. «У патруля нет желания выяснять, что с ними потом в полиции происходит», – пояснил Вовк.

Движение «Светлая Русь» давно и регулярно устраивают в Москве облавы. Схема простая: активисты приходят в общежитие, вызывают полицию и сдают ей перепуганных гастарбайтеров. Такие люди, по словам Вовка, дружинникам ни к чему. «Сами понимаете, миграционная тема – своеобразная, и мы не можем набирать туда националистов. У патрульных должно быть толерантное отношение ко всем жителям нашей страны. Не каждый человек с соответствующей внешностью является нарушителем, все люди равны. Нельзя допускать, чтобы в такие дружины попадали люди с негативом», – уверяет он.

Лидер движения «Светлая Русь» Игорь Мангушев возмущен, что власть не пригласила его активистов поучаствовать в рейде. «Мы еще полтора года назад выходили с этой идеей на общественный совет ФМС, и как-то внезапно получилось, что проект был реализован не то что без нашего участия, что еще можно было бы понять, но вообще как-то быстро и тихо. Я узнал об этом из новостей, что, конечно, наводит на подозрение. Я не знаю никого из тех, кто вчера принимал в этом участие», – сказал Мангушев.

Алексей Абанин, член «Русского гражданского союза», считает показательные рейды лишь способом ФМС показать, что борьба с нелегалами идет. «УФМС – это структура, которой необходимо иногда имитировать какую-то полезную деятельность, вызывающую одобрение нашего насквозь пропитанного ксенофобией общества. Самый верный способ – сулить суровые расправы над нелегалами и сопровождать это показательными рейдами».

Таким образом, с одной стороны, на всю страну объявляется, что Москва силами общественных активистов начала борьбу с мигрантами, и патрульные в красных жилетах вот-вот охватят все вокзалы, рынки и площади. С другой стороны, на площадь трех вокзалов выходят два десятка дружинников, под их горячую руку попадаются около десятка иностранцев – и все. И хотя об эффективности миграционных рейдов можно спорить, продолжение вряд ли следует.

 

Вера Кичанова