Транспортная, пенсионная, конституционная – все они по своей сути всего лишь ликвидируют остатки советских социально-экономических гарантий.
Исключением не стала и реформа «мусорная». Еще свежи в памяти события в Ленинграде 2019 г., когда пятерых комсомольцев, принесших мусор в знак протеста в приемную «Единой России», подвергли самому настоящему судилищу, держали, как опасных преступников, в КПЗ, а затем отправили отбывать наказание в спецприемник. Тогда только широкий общественный резонанс и поддержка ребят во всех уголках страны помогли добиться оправдательных приговоров. Никогда не забыть россиянам и Шиес, где воспылал самый настоящий очаг народного сопротивления. Защитников уникальной природы Русского Севера били дубинками, задерживали, лишали транспортной доступности, но не смогли сломить. Шиес, так или иначе, удалось отстоять.
Как бы дико это ни звучало, но теперь «новым Шиесом» стала жемчужина, не имеющая аналогов, – блистательный и непревзойденный Петергоф. Все дело в том, что в рамках пресловутой мусорной реформы в 2020 г. правительство Санкт-Петербурга утвердило скандальную территориальную схему по обращению с отходами. Само собой, по планам власть имущих, основную мусорную нагрузку от северного мегаполиса должна принять Ленинградская область. В частности, власти планируют поблизости Петергофа построить один из пяти в Ленобласти комплексов по переработке отходов (КПО), куда повезут мусор из многомиллионного Петербурга. На разработку проекта заложено полмиллиарда рублей.
У научной общественности, экоактивистов и жителей близлежащих районов есть все основания предполагать, что в таком случае со временем знаменитые на весь мир фонтаны могут превратиться в биологическое оружие. Как и 300 лет назад, они работают без единого насоса, по принципу сообщающихся сосудов. Благодаря естественному перепаду высот вода под огромным гидростатическим напором взлетает ввысь. Другого такого действующего инженерного объекта в мире не существует, и он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на масштаб возможной трагедии, местные СМИ довольно скудно освещают сотни обращений в различные инстанции, народные сходы и митинги. Развернуто эта тема поднята в материале «Корысть или некомпетентность. Мусорная реформа испортит фонтаны Петергофа» в издании «Север. Реалии» (включен в реестр иностранных агентов). Там рассказывается о КПО в близлежащем поселке Оржицы, где находятся водные истоки, питающие уникальные гидротехнические сооружения Петродворца. Оржицы расположены на живописных ландшафтах Ижорской возвышенности, лежащей в свою очередь на Ордовикском плато, сформированном из известковых пород. Известняк легко пропускает осадки. Просачиваясь, они образуют так называемый Ордовикский водоносный горизонт, питающий источники и родники у подножья и на склоне Ижорской возвышенности. Особенно много их между Ропшей и Гостилицами, где и берет свое начало водоподводящая система Петергофских фонтанов.
Миллионы посещающих Петергоф туристов, любуясь водной феерией, созданной мастерами XVIII века, обычно не задумываются, откуда в фонтанах берется чистейшая вода. Ее подает уникальная гидротехническая система, созданная в начале XVIII века по поручению Петра I инженером-гидравликом Василием Туволковым. По его замыслу, чистая вода собирается со склонов Ижорского плато и доставляется самотеком через ручьи, реки и каналы до фонтанного комплекса.
Учитывая, что между участком под полигон и прилегающими водными объектами имеется перепад высотой около 20–25 м, существует реальная угроза попадания загрязненных стоков в водоподводящую систему Петергофа. Кроме того, в 1 км к северо-западу от границ проектируемого КПО находится р. Черная, сток которой имеет выход в Копорскую губу Финского залива, а в 1,5 км к северо-востоку располагается Порзоловское болото, воды которого также питают водоподводящую систему.
Опасения вполне обоснованны. Местные жители вспоминают, как однажды, в летний сезон середины 1990-х, брызги фонтанов Петергофа вдруг остро запахли свиными фекалиями. Толпы туристов бросились к выходам из парка.
Фонтаны на время пришлось закрыть. О скандале написали все петербургские газеты. Расследование показало, что причиной стали свинофермы совхоза «Спиринское», в котором случилась авария на отстойниках навозохранилища.
Впрочем, такое ощущение, что авторы реформы живут просто в параллельной реальности. Действительно, начинаешь сомневаться, что можно объяснять что-либо про фонтаны людям, которые хотят сократить запретную зону аэропорта Пулково с 7,5 до 2 км только для того, чтобы рядом разместить еще один КПО. И это после недавнего инцидента с самолетом, севшим в кукурузное поле из-за попавшей в двигатель птицы с мусорной свалки под Москвой. Казалось бы, это настоящее безумие, с инициативой сокращения охранной зоны Пулково именно в защиту полигона в правительство РФ обращался губернатор Александр Беглов.
Не лучше обстоят дела и на организованных уже полигонах. Ведь когда идет обсуждение мегапроектов, которые собирается осуществить «Невский Экологический Оператор» на территории Ленинградской области, постоянно звучат «железные» аргументы наподобие: «Вы не понимаете, это будет совершенно другое – современное, экологичное, инновационное». На деле же получается все не так радужно.
КПО Нева (городской округ Солнечногорск), КПО Восток (Егорьевский район), КПО Север (Сергиево-Посадский округ),
КПО Юг (Коломенский район), КПО Дон (городской округ Кашира), КПО Храброво (Можайский округ)…
Всюду на действующих комплексах, по жалобам местных жителей, складываются существенные и типичные беды: небрежная сортировка отходов, некачественно работает система водоочистки, ухудшение качества воды из артезианских скважин, удушающий запах в широкой округе.
Как видим, поводов для опасения более чем достаточно, и беспокойство ленинградцев, которых волнует судьба Петергофа, отнюдь не случайное.
Если все-таки будет принято это безумное решение, то рано или поздно брызги петергофских фонтанов начнут содержать тяжелые металлы, яды, патогенную микрофлору. Через мельчайшие брызги весь этот набор прямой наводкой будет попадать в легкие гуляющих в парке взрослых и детей.
Более того, эти опасения общественности разделяют даже представители государственных структур и местных органов власти.
Например, так характеризуют ситуацию в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: «Участки, выделенные под размещение объекта обработки и захоронения отходов, расположены вблизи водозабора питьевого назначения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», снабжающего подземными водами Ижорского месторождения территорию Ломоносовского, Петродворцового районов и Кронштадт. Согласно проекту, КПО расположится на 20–25 метров выше прилегающей территории, что противоречит правилам обустройства подобных предприятий, в которых предусмотрено, что «участок размещения полигона ТКО следует располагать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земель и открытых водоемов».
С протестом против строительства КПО «Юго-Западный» также выступила администрация Оржицкого сельского поселения, Общественный экологический совет при губернаторе Ленинградской области. Рекомендует отказаться от опасных планов и АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», обладающая достаточными мощностями для переработки мусора, который будет собирать АО «Невский экологический оператор» (НЭО).
В поддержку общественности выступает и ЮНЕСКО. «Пожалуйста, будьте уверены, что ЮНЕСКО приняло к сведению ваши опасения, – написал жителям Оржиц директор сектора культуры Центра Всемирного наследия Лазар Элунду Ассомо. – Поэтому, в соответствии с пунктом 174 Оперативных руководящих принципов по осуществлению Конвенции о всемирном наследии, представленная информация была передана соответствующим российским органам власти для рассмотрения и комментариев».
Из водной феерии объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО фонтанный комплекс может превратиться в инструмент биологического поражения посетителей. То, что с таким колоссальным трудом в Петродворце наши деды и прадеды из руин восстанавливали после Великой Отечественной войны, сегодня могут уничтожить нерадивые современные чиновники. И долг ныне живущих – не дать этому произойти.
Егор МИХАЙЛОВ
Комментарии