Офелия, безвинно утонувшая
На модерации
Отложенный
Регистратура в больнице родильного отделения. За стеклом, за столом сидит девушка, главная героиня, как все ее здесь зовут – Офа, и объясняется кокетливо с очередным отцом, ожидающим новорожденного:
– Ну что ты! Нет, нет, нет, я не касаюсь детей, я даже не имею такого образования – вытаскивать их из чрева! Я касаюсь только бумаг, только бумаг! –
и она улыбается мужчине. Тот проходит мимо нее в коридор, она встает и второй женщине, стоящей у стеллажей с картотекой, быстро и приветливо говорит:
– Я скоро вернусь. Я на минутку!
Поднимается наверх, надевает марлевую маску на лицо. Входит в одну из палат – там сидит девушка на кровати в расстегнутой рубашке, значит, только что кормила ребенка.
Офа: Где же твой ребеночек, Таня? Унесли? Ну, как тебе? Что ты думаешь, Таня? Что ты решила, Танечка? Не молчи, не молчи, Таня, это все обернется против тебя. Я же знаю. – Она говорит мягко и любезно, но с тайным нажимом. Таня эта не реагирует на ее слова, сидит с отрешенным лицом, ничего не отвечает… – Таня, Таня, Таня!.. – продолжает Офа, – не делай того, что я не советую тебе, я пока тебе друг, не превращай все в обратное, слушайся меня. Одну только меня! Никого не слушай, а только мой голос, Таня!.. – Она хочет взять Таню за руку, но та с ненавистью отнимает руку и отталкивает белую, чистую, красивую Офу. Лицо у Офы страдальчески морщится, она что-то еще готова сказать, но в палату входит другая роженица, и Офа словно пугается и, поспешно отшатнувшись от Тани, быстро выходит из палаты, сдирает на ходу марлевую маску.
На лестнице ее догоняет парень, молодой врач. Они закуривают у окна.
– Офа, милая, красивая Офа! Как вы неожиданно мне встречаетесь, я так влюблен в вас, в ваш голос, в вашу походку, по которой вас можно определить издалека, вы всегда одна, загадочная Офа, куда вас можно пригласить? Куда вы любите ходить? Что я должен предпринять, чтобы вы не отказали мне? Говорите!
Офа засмеялась, не отвечая и затягиваясь сигаретой.
– Я должен знать, что вы любите есть, пить, какое время суток вы предпочитаете, какой сезон в природе, погоду, цвет, запах, какого персонажа и из какого произведения вы видите в своем воображении, когда вы засыпаете или вот когда вы так покуриваете, глядя непонятно?
Офа улыбаясь помолчала и тихо ответила:
– Да, ну вы же знаете, и все знают, что я люблю Офелию, безвинно утонувшую… – отметила она в конце фразы и замолчала, разглядывая доктора. – И нет прекраснее и чище ее!
Доктор засмеялся, ведь все это звучало как шутка: насмешливо, иронично.
– Поэтому вас сократили до Офы, хотя ваше имя иное?.. – сказал он.
– А я не против, а я не против, между прочим… – Она затушила сигарету, делая движение уйти. Он схватил ее за руку:
– Не уходите, вы пришли в мое отделение ведь не просто так?
Офа: Не просто так…
Он: А чтобы увидеть меня, так, Офа?
Офа (невинно): Почему?..
Он: Вы никогда не касаетесь палат, вы заведуете бумагами…
Офа (нахмурившись): Да, я пришла увидеть вас.
Он: Ну?
Офа: Я увидела. Пойду. Руку отпустите, доктор.
Доктор: Милая, любимая Офа, не играйте со мной, я же действительно без ума от вас!
Офа: Идут! Сюда идут! (Пытается вырвать руку, но он оглядывается: видит, что она его обманула, что никто не идет.) Доктор: Вы что, боитесь меня? Никто не будет любить вас так, как я.
Офа: Ах!.. Встретимся в семь после смены.
Он отпускает ее. Улыбается. Она ему тоже улыбается, быстро убегает, снизу с лестничного пролета спрашивает:
– А что мы с вами будем делать?
Стрелки больничных часов показывают без трех минут семь. Офа снимает халат. Доктор уже ждет ее за стеклом. Она берет сумочку, за полкой с картотеками поправляет чулки на резинках, красит губы и выходит к нему, как и каждый раз, поражая и веселя его.
– О, Офа! – говорит он ей.
Они вышли на улицу. Идут по улице, разговаривают. Офа идет чуть впереди, наклонив голову, послушно отвечает на вопросы.
– Что вы любите пить?
Офа: Ну, чай крепкий. С лимоном. Это утром. И кофе с сигаретой – вечером.
Доктор: А погоду?
Офа: Осень – хорошо. Когда дождь. И чтобы была ночь. Так люблю, доктор.
Доктор: А цвет? Какой вы любите цвет?
Офа: Я люблю белый. Я люблю черный. Я люблю красный. Я люблю сверкучий, из чешуи.
Доктор: А море?
Офа (задумавшись): Да, я люблю воду.
Доктор: А вы хотите замуж?
Офа: А, вы меня проверяете, все думают про меня что-то не то. Нет, я не фригидная, доктор. Я люблю мужчин.
Они подошли к скамейке, доктор бросил на нее свой портфель. Вслед за этим и сели на скамейку.
Доктор: А почему вы ушли из старой больницы, Офа?
Офа: Старая больница – сырая, грязная, стены у нее больные, мне не нравился район, где она стояла. Мне прискучило все там! Все они интересовались моей жизнью. Что я им сделала? Они не давали мне покоя. Нужно менять места – такое мое правило. И эти мужчины!..
Доктор: Вы говорите как эта Таня из моего отделения. Она сегодня уходит домой, мы составляли документы на ребенка, ведь вам уже отнесли дело в регистратуру?
Офа {скрывая возбуждение): Какое дело? Ничего не приносили!
Доктор: Дело в том, что она отказывается от ребенка.
Офа: И она уходит сейчас?
Доктор: Что? А, уходит, уходит… Офа, милая…
Он наклоняется к ней и целует ее – она не сопротивляется. После поцелуя, отстранившись, она спрашивает:
– А что мы будем делать?
Доктор: Поедемте ко мне?
Офа: А вы взяли с собой презервативы? Доктор в некоторой растерянности и смущении что-то невнятно отвечает:
– Ну… не-е-ет…
Офа встает со скамейки и обращается к нему уже сверху вниз:
– А я без них не буду. Прощайте, доктор, – и она быстро уходит, оставив его одного на скамейке с удивленным, и оскорбленным, и озабоченным лицом.
Едва завернув за поворот, пропав из поля зрения, поля видимости доктора, Офа начинает уже откровенно бежать в сторону своего больничного корпуса.
Вбегает в свою регистратуру. На столе ее сбоку уже появилось новое «дело». Она, не садясь, стоя, склоняется над ним, судорожно листает, ищет конец дела, читает, захлопывает его. Слышит чьи-то шаги, прячется за стеллаж с картотекой. Сквозь полки видит, что прошла одинокая фигура девушки по имени Таня. Офа ждет, когда та пройдет и хлопнет дверью.
Переждав несколько мгновений и услышав, что никто не идет, Офа бесшумно выскальзывает на улицу, идет некоторое время следом за фигурой девушки, не окликая, не догоняя ее, а только выслеживая. Так они проходят несколько кварталов. Довольно пустынно на улицах города в эти часы. Наконец Офа нагоняет девушку. Идет с ней некоторое время молча нога в ногу. Закуривает на ходу. Девушка говорит ей:
– Угостите меня тоже.
Офа молча дает ей прикурить. Девушка меньше ее ростом – Офа царственно вглядывается в нее.
Таня (затянувшись несколько раз, говорит): Какая вы добрая, Офа. Только вы одна…
Офа: Я бы не назвала себя доброй… Я бы назвала себя человечной. (Тут Офа, оглянувшись, нагибается и поправляет сползший чулок с ноги.)
Таня: Отчего вы носите чулки? Это же неудобно.
Офа: Удобно, но я могу снять, если тебе не нравится. Зайдем в подъезд, а то тут вдруг кто-то пойдет. Я сниму, а ты подержишь сумку.
Офа оглядывается по сторонам. Девушка покорно качает головой.
Офа: Нет, этот подъезд не годится… (Они проходят мимо нескольких подъездов и подворотен.) Нет, это не то… Нет, вот там дальше будет…
Вдруг навстречу им попадается незнакомый мужчина, он игриво цокает языком и не дает им пройти, но наконец пропускает и идет дальше.
Таня: Кретин, старый урод… Ненавижу мужчин. Эти мужчины!..
Офа: Вот подъезд, сюда!
Она завернула в какую-то глухую подворотню, верно, вообще нежилого дома. Они остановились в подъезде.
Офа: Да, ненавижу мужчин. Ненавижу женщин.
Девушка взяла из рук Офы ее сумочку, отвернулась спиной так, чтобы не стеснять регистраторшу, и, стоя спиной, сложив на животе руки с сумкой и подталкивая ее коленями каждый раз, спросила лирически, глядя из подъезда на улицу:
– А кого же вы тогда любите, Офа?
Офа: Я? (Снимая чулок с ноги.) Я люблю детей.
Она занесла над ее головой ленту чулка, перекинула на шею и резко затянула, поднимая вверх, заваливая набок и перекручивая тело девушки намного меньше себя. Когда та уже совсем свалилась на пол, вниз лицом, Офа оседлала ее, поставив коленку той на спину, та продолжала несильно дергаться • у нее в руках через концы чулка, которые она продолжала натягивать.
Офа: Больно тебе? Не больно, не больно…
Далее следовала техническая часть – долго-долго не отпускать чулок. Так Офа и сидела с настороженными глазами и ушами в проеме подъезда – вид у нее был со стороны, конечно, престранный: чулка-то издалека не было видно, и казалось – сидит девушка на каком-то пригорке с высоко поднятыми рукам, как дирижер, и лицо у нее морщилось от физического напряжения.
Но все когда-то завершается. Офа вышла из подъезда, надев перед этим чулок, даже и нигде не пострадавший, не порвавшийся.
Офа побежала по улицам, проверяя телефонные аппараты – многие из них не работали. Один все-таки сработал. Дрожащими пальцами она набрала номер телефона.
– Доктор! Доктор! – заговорила она в трубку. – Это ваша Офа. Я все сделала неправильно: зачем я вас оставила, простите ли вы меня теперь? Я совсем одна тут стою на улице, и мне очень-очень-очень страшно, доктор! Я записываю ваш адрес! – она его не записывала, но кивала, улыбаясь.
Ночью рядом с его плечом она резко очнулась. Встала, тихо оделась, вышла на улицу, вернулась на место убийства, зашла в подъезд – девушка все продолжала лежать ненайденной. Офа наклонилась над ней, чуть перевалила ее и стала тянуть из ее рук забытую сумочку свою. К ужасу Офы, девушка «не отдавала» ей сумочку. Видно, пальцы сильно сцепились. Офа встала перед ней на колени и по пальцу разжала руку. Забрала сумку. Вышла из подъезда. Уже наступал рассвет.
Она села у доктора на кухне (ведь двери, уходя, она лишь прикрыла, оставив небольшую щель), быстро сняла платье, оставшись в рубашке, закурила. Ее напугал вставший доктор.
Она вздрогнула, когда он вошел.
– Ты много куришь, Офа, – строго и нежно сказал он.
– Я так еще неопытна, – пожаловалась она ему.
Он воспринял это по-своему, по-мужски – улыбнулся.
– И еще, – добавила она, – наверно, я сегодня сделалась беременной. И это что, я должна вынашивать твоего зародыша? Но я не хочу вынашивать твоего зародыша в себе, я должна делать карьеру!
– Какую карьеру? – изумился доктор.
– Мне дают место в архиве роддома. Я буду заведовать этими секретными архивами, всеми связями и данными, подложными фамилиями и адресами ускользнувших, расписки отказавшихся женщин будут в моих руках, одновременно я буду обладать их адресами и подлинными фамилиями – такое судьба посылает не каждому!
– Не каждому, – отозвался доктор. – А что же, Офа, ты не любишь меня, как говорила ночью?
– Я не люблю мужчин. Я не люблю женщин. Я не люблю детей. Мне не нравятся люди. Этой планете я бы поставила ноль.
– А кого же ты любишь, Офа?
– Я, наверное, люблю животных, – сказала она, – и не задавай мне этого вопроса, потому что у меня рождаются ассоциации. И не провоцируй, не провоцируй меня на лишнее! У меня отдельный большой план жизни, а ты, мой милый, сбиваешь, сбиваешь меня с толку. И не приближайся ко мне, пока я не уйду.
Настенные часы в больнице показывают семь часов вечера. Офа сидит в архиве за столом, пьет кофе и курит, наблюдая, как собирается ее пожилая напарница.
-Ну, до свидания, Офа, – говорит ей напарница, открыв входную дверь. – Неужели вы не устали, всегда такая веселая, бодрая, услужливая, такая чистоплотная, добрая девушка?
– Я люблю касаться бумаг. – Она взяла со стола одну из карточек, – вот, например, в семидесятом некая Косматова Жанна отказалась от своего первенца-мальчика. Его звали Петей и отдали в семью Тополь через год по адресу: Авиационная, 71.
– Тише-тише! – сказала ей напарница. – Это же секретные данные! Вдруг нас кто-нибудь подслушает?
– Вдруг никогда ничего не бывает, – сказала Офа, – все закрючковано, имеет свои заделы и забросы – есть судьба, и если ты ей не противоречишь, она несет тебя в заданном направлении ко всем тем поступкам, на которые ты запрограммирован и рассчитан изначально. И даже помогает и сохраняет тебя. И пока ты это не выполнишь, ничего с тобой не случится!
Женщина удрученно задумалась у дверей, вздохнула и сказала:
– Ну, ладно, пойду, Офа. Закроете потом все. – И ушла, тихо затворив за собой дверь.
Офа тут же вскочила и закрыла за ней дверь на замок. Как только она повернула ключ, тут же в дверь стал стучаться доктор.
– Офа, открой, это я! – забарабанил он в дверь. Офа молчала, застыв у дверей. – Пусти меня, Офа, – не унимался доктор.
– Не пущу, – наконец отозвалась она загадочно. – Тебе чего?
– Я принес тебе яблок, – сказал тот.
– Положи под дверь и уходи.
– Их украдут, Офа. Давай я тебе их передам. Заходить не буду, только передам через дверь.
Офа щелкнула замком. Сделала маленькую щель и высунула только руку:
– Давай! – она помотала в воздухе рукой, не показывая своего лица. Он вложил в руку сетку с яблоками, руку успел поцеловать. Она тут же закрылась снова, приговаривая:
– Спасибо. Ты уже помогаешь мне, значит, я на верном пути, – сообщила она. – Я не хочу, чтобы ты видел мое лицо, оно такое… разгоряченное! Просто я у цели, доктор!
Он покорно слушал ее.
– Иди! – приказала она ему, и он побрел по коридору вон из больничного архива.
Офа пошла в глубину архива, стала рыться на одной из полок и наконец достала тонкое «дело» – она закрыла лицо руками, тоненько взвыла даже, постояла с секунду, словно от головокружения, схватившись за лоб, потом побежала к столу и судорожно начала читать, листать, шевеля губами, и перелистывать.
Вслух несколько раз она прошептала:
– Цветочная, 25, квартира 5. Цветочная, 25, квартира 5!
Захлопнула дело, сложила его в два раза и запихала в свою белую сумочку с потрепанными ручками.
Офа стоит на углу дома 25 по улице Цветочной. Заходит в подъезд. На этаже звонит в квартиру 5.
– Кто там? – слышится женский голос.
– К вам по делу, пустите, – проговорила вежливо Офа.
– Не пущу, – сказал голос. – Я одинока, и уже ночь на дворе. Офа вышла во двор, посмотрела на окно пятой квартиры – увидела женщину лет пятидесяти с лишним. Запомнила ее внешность.
Утро следующего дня. Офа сидит на скамейке. Подъездная дверь открывается, выходит та самая женщина. Офа говорит сидящему рядом мальчику лет одиннадцати:
– Пойди и толкни ее. На, – она дает ему деньги. Парень бросает сигаретку, поправляет на пальце фальшивый перстень и бежит за женщиной. Делает вокруг нее несколько кругов – та настороженно остановилась, наблюдая за его манипуляциями. Мальчик толкнул ее в спину, тогда она врезала ему палкой прямо по голове – палка у нее была тоненькая, дамская, но, видно, била больно, потому что мальчик заорал как резаный и убежал, схватившись за окровавленную голову.
Женщина пошла дальше. Приятно пораженная, Офа двинулась следом за ней. При всей своей защищенности вид эта женщина имела незащищенный, и даже беззащитный, лирический. Двигалась она женственно и небыстро, прическу имела кудрявую и ухоженную, взгляд – рассеянный и отрешенный. На палочку она не опиралась, но несла в руках как зонтик. Палочка была белая, и в платье она одета была тоже белом, длинном, даже каком-то массивном, навевающем какие-то доисторические ассоциации.
Офа шла за ней, выслеживая, куда же та пойдет. Та вырулила в конце концов в парк и села на скамейку у реки в довольно глухом, уединенном месте, заросшем ивами. Скамейка была полуразрушенная. Хрустнув кустами, Офа подошла к женщине и села на скамейку. Та глянула на нее недовольно, шевельнув в руках книгой, которую она читала.
– Не знаете, здесь купаются? – спросила Офа очень нежным голосом.
– Да вы что! – сказала женщина. – Из этой реки потом нельзя выбраться. Здесь илистое дно и зыбкий берег.
Офа слушала и кивала ей, но самое главное – ее целью было лишить эту женщину палочки, которая стояла у той за спиной, прислоненная к скамейке. Офа вытянула руку по краю скамейки и пальцем толкнула палку, чтобы она свалилась в траву.
– Так-так-так… – деловито отозвалась Офа.
– Вы мне мешаете этим своим «так-так-так», – сказала женщина.
– Сразу видно, – сказала Офа, – что у вас нет детей!
– Чтобы они повторяли мою судьбу? – та отрицательно помотала головой.
– А что у вас за судьба, чтобы вы не хотели, чтобы они повторяли? – трехсложно, как песню пропела, спросила Офа настораживаясь.
– Здесь совпадения падают подчас и на детали, девушка…
– Можно, знаете, проверить. Вот, ну неужели вы сейчас читаете книгу про невинно утонувшую Офелию?
Женщина немного удивленно глянула на нее.
– Да, – сказала она. – Офелия – мой любимый персонаж, но вы, девушка, наверно, подглядели!
– Нет, – сказала Офа, – я просто действовала вашим методом совпадений. Но если все так получается, то это – ужасно!
Она стала внимательно вглядываться в лицо женщины, вырвала у нее из рук книгу, посмотрела оглавление и название. Вернула книгу и сказала:
– Простите мне мои сиротские выходки.
– Вы – сирота? – равнодушно поинтересовалась женщина. – Ну, ничего, ничего.
– Чем же мне вам помочь? – спросила ее Офа. – Вы не голодаете?
– Нет, – ответила женщина.
– Вы счастливы?
– Нет.
– А за что вы любите эту бедную Офелию? Скажите мне.
– Ну, за ее красивую, пожалуй, смерть, – неожиданно ответила женщина. – Я завидую ее смерти, как вы точно выразились, невинно утонувшая. Ах, как это притягательно. Но мне самой так никогда не удастся. Где моя палочка? – нежно проворковала она. – Мне надо идти, пора обедать. – Офа вскочила и стала как бы искать палочку, высказав предположение:
– Я помогу вам, я помогу вам, она, наверное, закатилась под уклон к берегу. Обе женщины подошли к самой воде, вглядываясь себе под ноги.
– Как все само совпадает и решается, – сказала Офа и толкнула женщину в спину. Та, не удержав равновесие, полетела в воду, ухнула в нее, и ее длинное платье, набираясь и пропитываясь водой, потянуло ее на дно.
Женщина стала цепляться за иву, опустившую свои ветки в воду, но они были очень скользкие. Офа нашла палочку и, оттягивая подальше от женщины спасительные ветки в сторону, говорила ей так:
– Ну это же хорошая смерть, мама! Ты же сама мечтала и грезила о ней, а я воплотила ее в жизнь. Давай прощаться, ведь все складывается независимо от нас, мама!.. И ты ни в чем теперь не виновата передо мной, я прощаю тебя!
Женщина, еще раз глотнув воздуха, скрылась с головой в прозрачную воду, утянутая своим надуманным офелиевским платьем. Через некоторое время все было с ней покончено: тихое течение шевелило ее труп на дне между трав – вода была прозрачная, и дно проглядывалось. Тело матери лежало на спине и двигалось, словно дышало, как живое, с извивающимися прядями вокруг головы.
Офа сидела на скамейке, держа в руках вынутое из сумочки дело ее матери из архива: как настоящий судья, перекинув ногу на ногу, опершись одной рукой о палочку.
Закуривая, она подпалила и дело. Палочку выкинула далеко в воду, встала и покинула место преступления.
---
Однажды я прочитала одну красивую фразу: "Безумие даёт нам крылья". Я не сражаюсь за звание самой нормальной женщины. Мне нравится быть такой. (с) Рената Литвинова
Комментарии
Чрезвычайно рыхлый и многословный.
Сквозь который приходится пробиваться
ценой невероятных усилий.
Оно нам надо?
Впрочем, кто-то же и Литвинову читает:)).
---
Книгу Ренаты Литвиновой легко найти , называется "Обладать и принадлежать", где все остальные истории трилогии.
1.На английском с древности говорят: “'What goes around, comes around.” Это означает: “Что пустишь по кругу, то и вернется по кругу”. На всех языках мира есть подобные приметы: “ Что посеешь, то и пожнешь”. Или: “Как аукнется, так и откликнется”…
2. "Кто-то читает"...(с)
Сценарии Литвиновой вдохновляли на создание фильмов Киру Муратову, Юрия Грымова, Валерия Тодоровского...
Чтобы деталь "выстреливала" т.е. работала на идею повести, рассказа, новеллы, она не должна быть загромождена другими деталями.
Вот этой загроможденностью литвиновская проза и страдает. К сожалению.
Как Вы понимаете, Лена, это мое частное мнение. И я не склонен навязывать его кому бы то ни было. В том числе и Вам.:)
Когда Валерию Тодоровскому попал в руки сценарий Литвиновой с этим претенциозным названием "Обладать или принадлежать" (реверанс в сторону французского кинематографа) Тодоровский пришел в ужас. Работать с этим было невозможно. Из-за рыхлости и загроможденности.
Пришлось вызывать Юрия Короткова. И не переписывать - придумывать все заново.
Так родилась "Страна глухих" (1998 год) - прекрасный фильм, открывший новую территорию в кино, подобную той, что открыл Жак-Ив Кусто своим "Миром безмолвия" в начале пятидесятых на фестивале в Каннах.
Дина Корзун и Чулпан Хаматова - этот великолепный актерский дуэт тоже открыт Тодоровским в этой картине.
И Махсим Суханов - большой актер, который для экрана был впервые открыт здесь.
И композитор Алексей Айги - если мне память не изменяет, это была его дебютная работа в кино.
Что до Ренаты Литвиновой...
Поскольку первоначальный сценарный договор был заключен с нею, в титрах указано "По мотивам повести Ренаты Литвиновой".
Хотя от Литвиновой в ленте ничего нет, Лена..
Простите, если огорчил.:)
С Кирой Муратовой - тут вопрос личных взаимоотношений.
Муратова использует Литвинову, (на мой взгляд успешно) в качестве актрисы (неподражаема в ролях манерных женщин).
Что до подхода к текстам... К ним Муратова подходит так же, как, скажем, Александр Сокуров к текстам Юрия Арабова.
Есть некий посыл, который берется за основу. Далее - Сокуров фантазирует сам... О чем и говорит Арабов абсолютно откровенно своим студентам на лекциях во ВГИКе.
Продуктивен ли такой путь?
Вряд ли.
Что до Грымова, то по уровню манерности он вполне способен состязаться с Литвиновой. Но к ее текстам он... беспощаден, скажем так:)))
Но, повторюсь, делалось это путем беспощадного очищения прозы Литвиновой от манерности и вербальных излишеств.
Убедиться в этом несложно: сопоставьте Литвиновой и фактуру фильма.
Конечно, таких подробностей о реакции на литвиновские сценарии я не знала: «пришел в ужас» , деваться некуда…; каковы личные отношения с Муратовой у Ренаты – тоже не в курсе…Я просто читатель и зритель. Внимательный. И потому мне странно слышать, что Литвинову используют лишь как харАктерную(манерную) актрису(когда-то так же говорили и о Татьяне Дорониной)…Увидеть лишь манерность и не увидеть больше ничего – это смотреть на них пустыми глазами, читай, равнодушными и холодными. Конечно, кого-то больше трогают другие женские типажи, не буду углубляться в имена и названия фильмов, но , обычно, это простые труженицы села, фабрики - большие, крепкие и простые, в которых тоже, без сомнения, есть своя харизма…Но речь сегодня о Литвиновой…
Переделывают сценарии, но ИДЕЮ-то оставляют. Разве не факт, что в мире наблюдается дефицит именно идей! Сыграть и переделать готовое - легче.Вспомните, сколько интерпретаций «Четырех мушкетеров» - не счесть! Но идея-то какова? На века!!! И при этом книга Дюма так же изобиловала подробностями и «излишествами»…
А мне нравится, она - такая и никакая другая.:-)
Каждый из нас - и Вы и я - имеет свою точку зрения.
Мы сопоставили взгляды.
В этом - ценность диалога.
.
Нет, как мне кажется, ничего грустнее единомыслия.
"Я еще так неопытна" ...
Многие любят Ренату пародировать. Она у нас одна такая. Это, конечно, ее заслуга. Ценю ее за смелость и кураж.
Рената безусловно, бесспорно умна.
Ее ум проявляется в той тщательности, с которой она уже много лет выстраивает свой образ.
Позволяющий ей сегодня держаться на плаву.
А в чем еще проявляется ум Литвиновой?
Я не вижу.
Может быть, видите Вы?
"Не от мира сего" - маска.
Без маски нельзя, Таня.
Кожа лица, знаете ли, у актрис портится очень быстро.:)
"Прагматична". Век таков - прагматичный.
Как-то тут на ГП был у меня мини-разговор с мужчиной почтенного возраста. Старичок сам мне написал письмо, где пожурил, что в своем нике я использовала букву ღ, как он сказал - это грузинская буква "г".))) А я думала, это завитушки в виде сердечка. Не знаю я грузинского языка. Он же продолжил диалог и рассказал забавный случай, что приключился с ним во время жизни в Грузии. Когда же я попросила рассказать в группе этот случай, мне было сказано:"Бесплатно я не пишу." Учитывая , что мы тут все в группе пишем бесплатно.
А вы говорите - сценарист прагматичен...
Сценарист должен быть прагматичен - иначе ограбят!:)
И о прагматизме Литвиновой я заговорил лишь в связи с тем, что внешнюю маску не следует принимать за сущность.
На то она и маска.
Что касается сценического грима, как, впрочем, и грима в кинематографе - это штука чудовищная.
Поэтому на уход за лицом актриса тратит значительно больше сил и времени, чем женщина другой профессии.
Уж если мне, обычному человеку ,это не важно, то уж Литвиновой и тем более :-)
---
И еще штрих к её "образу":"Не может абсолютно счастливый, живущий в достатке человек заниматься искусством — это удел страдающих, у которых есть раны и у которых нет кожи. (c) Рената Литвинова
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.
А.Ахматова.
На премьере "Страны глухих" у многих знакомых появилось ощущение, что эта лента стала прорывом на новый уровень в отечественном кинематографе.
Затем - "Стиляги" того же Тодоровского по сценарию того же Короткова - первый, после "Веселых ребят" Григория Александрова - успешный российский кино-мюзикл.
Но есть ли у Ренаты Литвиновой столь же успешные сценарные работы?
В поисках выхода из творческого тупика Литвинова взялась за режиссуру.
Вот ее режиссерская фильмография:
2000 — Нет смерти для меня (документальный)
2004 — Богиня: как я полюбила
2006 — Rado (короткометражный)
2008 — Зелёный театр в Земфире
2010 — Москва.Крокус/Стрелка
2012 — Последняя сказка Риты
Войдет ли хотя бы одна из этих картин в историю российского кино - так, как "Страна глухих" или "Стиляги"?
Сомневаюсь:)
"Художник должен быть богатым"
Сальвадор Дали.
Вряд ли есть в искусстве хоть один человек, готовый всерьез оспаривать эту формулу!
Другое дело, не всегда и не у всех путь к богатству успешен.
Опять же, что такое богатство?
Каждый для себя определяет это понятие сам.
Известный британский режиссер Питер Гринуэй полагает, что богатство: это - средства, получаемые им, Гринуэем, за свой труд, и позволяющие жить так, как живет англичанин среднего класса.
Определение Гринуэя мне кажется разумным.
У Ренаты Литвиновой, по всей вероятности, это определение тоже не вызовет возражений.
Что думаете по этому поводу Вы, Лена?
Улыбнитесь и вспомните замечательную мультяшку "Фильм, фильм, фильм":)
Что до художников, что должны быть богаты...Я только "за".
И ,как правильно Вы сказали, у каждого своя мера богатства...Главное, чтобы было заработано честно, своим трудом.
Художники постараются!:)
Что касается "Жить" - драматургическая конструкция фильма, состоящая из трех независимых историй с тремя финалами лично меня напрягла.
Просто потому, что в зрелище - а фильм это прежде всего зрелище! - трех финалов не может быть по определению: зрелище имеет одно начало, одну середину и одну развязку после генеральной кульминации.
Это - азбука.
Она требует крепкого центрального сюжета. Который может быть подкреплен подсюжетами.
Но только в том случае, если подсюжеты работают на развитие сюжета центрального.
Однако, про азбуку талантливый парень с Урала забыл.
Что мне показалось странным - он драматург по образованию (мастерская Коляды в Екатеринбургском театральном институте)
Просто если что-то не нравится, точку зрения надо обосновать. Без этого - вкусовщинка получится.
А от вкусовщинки - какой прок?
Благодарю за оценку отзыва.
К сожалению, "Тиранозавр" не смотрел.
Поэтому ничего не смогу сказать об этой картине.
Мое мнение, что для женщины это очень важно, поэтому и маски, и не одна. И чем успешнее, тем важнее.
А вот сочетание внешней женской красоты, на которую реагируют люди и холодной расчетливой жестокости - налицо...
Не судите по внешности. Судите по делам. Это старая истина...
_______
В этой фразе - суть героини.
Не оправдываю героиню. Ищу причины, приведшие к трагедии...
Вы пишете:
"Многие дети живут в полноценных семьях с ощущением брошенности, которых приравняли к нулю".
В полноценной семье у ребенка не может быть ощущения брошенности, Инга.
Если у ребенка подобное ощущение возникает, значит его родители не вполне полноценны.
Поскольку не выстроили, не смогли выстроить или не захотели выстроить нормальных отношений внутри семьи.
Дмитрий Быков - замечательный наш толстяк-мессия-литератор! - заметил однажды, что в рамках построения своего образа Рената Литвинова "привила себе вирус сумасшествия", как врач прививает себе вирус болезни, чтобы найти лекарство.
Нашла ли его Рената Муратовна?
В одном из своих последних по времени интервью (в связи с "Последней сказкой Риты) Литвинова признается, что одержима темой смерти.
Смерть как лекарство от сумасшествия?
Кому-то нравится.
Кто-то пожмет плечами.
Уместна ли игра в декаданс в ХХI веке?
И, главное, интересна ли?
Для меня - нет.
Но кого-то может интересовать.
Отсюда, кстати, и "Офелия, безвинно утонувшая", давшая тему этой ветке.:)
Почва для этого должна быть подготовлена, желательно, с рождения, не на всякой этот вирус прививается
Не стоит воспринимать быковские слова насчет вируса сумасшествия буквально.
Быков говорил это в связи с тем, что в рамках построения своего образа Литвинова культивирует в себе некую "безуминку".
Это - часть декларации актрисы, создающей не сценический - публичный образ женщины "не от мира сего".
Безопасно ли это?
Войти в образ сложно. Выйти еще сложней.
Существуют профессиональные техники входа в роль и выхода из роли. Выход из роли у хорошего драматического актера после спектакля или работы на съемочной площадке занимает около двух часов.
- Но однажды, сняв грим, я увидела, что из зеркала на меня смотрит чужое лицо - рассказывает Екатерина Васильева (та, что снималась в «Чародеях», «Обыкновенном чуде», «Экипаже» и десятках других картин). .
Впустив в себя "чужую сущность", так называет это Васильева, - она поняла, что своими силами освободиться от этого уже не сможет.
Это и привело ее в 1987 году в церковь. Где "повреждение души" Екатерине Сергеевне удалось преодолеть.
Возможно, Вы знаете: Васильева староста в храме Софии Премудрости Божией.на Софийской набережной.
И - продолжает играть.
Обошлось...:)
Рената - неординарный человек, умеющая вклинить в серый реал парадокс...Красивая и нежная Офа - и хладнокровное убийство женщин.За то , что бросили своих детей. Сколько форумов ведется вокруг брошенных детей. На уровне бытового - так делать нельзя! А Рената пошла дальше. Она показала всем нам, чем это грозит, и как такие дети мстят ...Конечно, это вымысел. Но она умеет обнажить социальную проблему...
Приподняться над шаблонным мышлением и рассуждениями человека " с лавочки" - вот за что ценю, люблю, читаю Литвинову.
Пусть шокирующе, но это яркость, а не мышиная скукота.
Тема мести детей родителям, бросившим их при рождении, банальна и вовсе не нова. Поэтому ничего особо нового Рената тут не сказала. Другое дело , как сказала. Ужас и мороз по коже. Рассказ очень жесток для такой утонченной и манерной дамы, какой позиционирует себя Литвинова. Бренд брендом, но и сформировался он именно на том, какой она себя представляет. Я, конечно, высказываю только свое личное мнение и надеюсь, вы не отнесете его к разряду мелких пикировок. Я совершенно откровенно говорю, что Литвинова вызывает у меня абсолютное неприятие . Она вся фальшивая, начиная с ее внешнего вида и ее желания выглядеть утонченной дамой. Много претензий. Я очень во многом согласна с мнением о ней Sabobrovа.
Рассказ читается очень тяжело, и вызвал у меня даже какую - то брезгливость. А героиня рассказа просто больной человек. Человек с нормальной психикой никогда такого не совершит....
Лена, я надеюсь, что к не единомыслию вы отнесетесь нормально. Но кривить душой - не умею.
Самая большая ошибка моих современниц - судить о человеке лишь по внешнему виду. Это грустно...
Далее, "больной человек" в рассказе. А ведь так и есть! Больная психика женщины, которая мстит обидчице. Если Вы смотрите сериал ВВС "Чисто англ. убиство", то большинство убийств в благополучном обществе имеют именно такой характер:психотравма в детстве и далее человек уже не может ни о чем думать, кроме как о мести и убийстве...Например,15 сезон, 6 серия, только вышел...О девочке, что мстила учительнице и подругам, что измывались над ней в школе.
Всё с той же болью дни мои.
Как будто розы опадают,
И умирают соловьи.
Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь.
И под её атласной кожей,
Бежит отравленная кровь.
И, если я живу на свете,
То только лишь из-за мечты.
И оба, как слепые дети,
Пойдём на горные хребты.
Туда, где есть лишь только грёзы,
В край самых белых облаков,
Искать увянувшие розы,
И слушать мёртвых соловьёв.Гумилевhttp://er3ed.qrz.ru/gumilev.htm
---
Если было так тяжело и противно читать Литвинову, а так же и смотреть на неё, не надо было этого делать( мне теперь неловко за причиненное Вам неудовольствие)))
А то, что мнения разные - так это замечательно. Я приветствую только искренне высказанные мнения. Личные.
Так что, спасибо, что зашли и сказали свое мнение, Ольга!
Лена! ну, вот теперь и мне неловко, что я так резко отозвалась о ней. Я как - то и не поняла сразу, что это Литвинова. Мне не важна ее гламурность.Она вся смывается, когда женщина остается один на один сама с собой. Вам кажется, что этот ее рассказ - свидетельство ее талантливости? А мне так не кажется. Знаете, стала перечитывать- не рассказ- скорее канва сценария. И просто слышу, как Офа говорит голосом Литвиновой. Я тоже слышала какое - то ее интервью и она мне не показалась пустышкой. Но вот ничего не могу с собой поделать, мне она неприятна, только не сводите мое к ней отношение к ее внешнему виду. Мне безразлично, как она выглядит. Ну, уж извините. Как думаю, так и пишу.
Рассказ же был выбран самой Ренатой и поставлен вчера в её блоге на ФБ (на который я подписана и участвую там в обсуждении).Потому я и процитировала его. Ведь не случайно Рената выбрала именно этот отрывок из двольно большой трилогии...http://www.facebook.com/renatalitvinova
Далее. Творчество Гумилева и Литвиновой я вовсе НЕ сравнивала :-) Я говорила лишь, что о подобном чувстве боли и потерянности очень точно сказал поэт...Это как жить с отравленной кровью...
Ренате еще рано подводить итоги. Современникам часто не достает ума или широты взглядов оценить художественных людей...Опять вспомню Моцарта, Шуберта..., гениальнейших людей, произведения которых отвергли их современники. Не подумайте опять, что я ставлю Литвинову и Моцарта на одну ступень...:-)
Может я как-то выражаюсь непонятно, но я хочу сказать, что при оценке творчества людей очень легко впасть в необоснованное критиканство...
Но ни в коем случае НЕ навязываю свое мнение о ней и уважаю мнение других людей о ней же..
Я точно так же уважаю и ваше мнение о ней. За ссылку спасибо. Может быть и загляну из любопытства, вдруг я увижу в ней что - то, чего не увидела , а главное не почувствовала....
По поводу декадентского образа Литвиновой для шоу-бизнеса: у него свои законы, которые она поняла и прославилась на противопоставлении себя общепризнанным "сериальным" нормам :-) Следить за ее героинями очень интересно - на экране и в документальном кино (автором нескольких документальных фильмов-интервью и является Литвинова). Мне понравилось. Неформально.Соглашусь с Леной. Ее образ может кого-то раздражать, но запоминается -цель достигнута
---
Надо восхищаться друг другом, говорить человеку, что он талантлив, прекрасен. Зачем экономить на взаимном восхищении? Ведь жизнь такая короткая, все мы кандидаты в мёртвые. (c) Рената Литвинова
Цитата."Забавной была реакция моей мамы, когда осчастливленная Лена, так ее звали, позвала нас на свое выступление, где крутила кольца. Фигура у нее была похожа на мою, рост тот же, белокожая блондинка, и вот она поворачивается к публике боком, и мама моя говорит:
— Рената, я испугалась, подумав, что это ты там стоишь и крутишь кольца в шароварах! Зачем ты ей разрешила сделать твое лицо?
... Лена сорвала аплодисменты, и вообще ее судьба молниеносно стала меняться — она вышла замуж за известного иностранного актера и навек уехала из России, красивая и невиноватая."На острие ножа. Рассказ. Литвинова. http://www.vogue.ru/magazine/article/509116/
Вот интересное высказывание о ней нашла. :Дмитрий Быков считает, что Литвинова «привила себе сумасшествие» подобно тому, как врач прививает себе вирус (для изучения недуга).
Литвинова одержима темой смерти, в чём сама признаётся.
из википедии...
"В чем смысл жизни? Накопить деньги, купить квартиру, размножиться? Моя версия, что смысл — в любви, и я упорно тяну эту нить: смерти нет, есть только любовь. Вообще, мне кажется, это главные темы — любовь и смерть, нужно их держать в себе и осмысливать всю жизнь." (c)
"Надоело говорить внутри себя, поэтому-то я с вами" (с)
Рената Литвинова
Комментарий удален модератором
Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.
Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.
Не радуют ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.
На, кажется, надрезанном канате
Я – маленький плясун.
Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик
Двух темных лун...
Романс нравится, как и исполнение.
Конечно, дети должны рождаться в любви, тогда они могут полюбить мир, будут способны...
Дети же , которые с самого зачатия жили в ненависти,очень часто становятся инвалидами..., душевными инвалидами...Виноваты ли они? Ведь они лишь продолжение тех женщин...Разве они, бросив детей, пошли в мир любить его? Жить беспечно - да. Как пожилая леди, что ударила палкой до крови мальчишку...Но любви у них нет. Таковы(чаще всего) и их кровные дети...Одно оправдание которым - они такими родились .
Спорно? Да...Но у безумия своя логика...
Рассказ ужасный по своей безысходности и без права на прощение...
Читала пост и история из фильма ожила, обрастая цветом и запахом, интонациями и полутонами эмоций..
Спасибо.
---
Рената Литвинова: "Когда ты один против всех — надо внутри себя иметь силу и знание, что наступит время, когда, пойдя против всех, но сохранив именно себя, ты будешь правым. Это пожелание сильным. Я не знаю, как много страданий и унижений ты перенесешь, но одержимость одиночки — она сильнее даже смерти."
Никогда раньше не читала её с "листа"..
Интересный эффект.. - она ярко и живо встает за своими текстами. :))
Еще раз спасибо. Вы меня порадовали пониманием...Дорогого стоит...
Но лично мне как то ближе например Авдотья Смирнова- с удовольствием посмотрела ее КОКОКО недавно.
---
Давайте, спрашивайте меня, я перечислю свои незаживающие раны. И ничего с ними нельзя поделать. Я ими ранена. (Пауза, опять заговорила, быстро-быстро.) Имела склонность к поджогам, была чувствительна, если вдруг не замечали и не ценили - сразу внутренне плакала. Возбуждалась, когда били по лицу, несильно!.. Старея, научилась ценить молодую кожу на молодых лицах, даже прыщи казались показателем здоровья. Когда хватали за волосы на затылке, как кошку, цепенела, становилась ручной... А вы выдирайте, выдирайте поразившие вас фразы!(с) Р.Л.
http://www.livelib.ru/author/192071/quotes/~3
Жизнь - театр.
Люди - актеры.
А про сущность других людей...
Мы и про себя-то не много знаем, Лена.:))
Вы пишете:
"До кича - один шаг, но она удерживается".
Но знаете, что удерживает Литвинову от падения в китч?
Очень редкое в женщинах свойство: самоирония.
Это, кстати, спасло от полного провала ее ленту "Богиня: как я полюбила" (2004).
Очаровательная шизоидная затея, где Литвинова, выступает в роли режиссера. И главной героини - следователя Фаины Литвиновой!
Чем отмечена эта роль?
Манерная пафосность, истеричная шизоидность, смягченная внезапными проявлениями проницательного интеллекта. В сочетании с иронией и легким издевательством. Как над собой, так и над окружающими.
Эту, заданную Литвиновой тональность, на редкость успешно поддерживает Хабенский.
Сухоруков и Суханов тоже поддерживают.
Но менее успешно, на мой взгляд.
Потому как Хабенский в п р я м у ю играет Литвинову - вот что восхитило и позабавило!
В конце-то концов: Литвинову, - эту ожившую Грету Гарбо! - надо беречь и лелеять. Просто за то, что она у нас в России - единственная:)
Хотя копировать Гарбо в СССР пытались многие.
Но это отдельная тема.
Самоирония под силу не каждому...
http://likeness.ru/blog/topic/13580/renata_litvinova_i_greta_garbo.php
Но дело-то все в том, что даже самоирония не помогает Литвиновой выйти из тупика.
В декаданс, как мне кажется, она уже наигралась.
Дальше-то что?
Она достаточно умна для того, чтобы осознать: самокопированием заниматься бесконечно невозможно.
Что дальше?
Когда я смотрю ее картины и тексты, отчетливо вижу цитаты из Луи Маля, из Андрея Тарковского. Ну, к примеру, в изобразительных решениях перепечатанной Вами "Офелии":
"Через некоторое время все было с ней покончено: тихое течение шевелило ее труп на дне между трав – вода была прозрачная, и дно проглядывалось.
Тело матери лежало на спине и двигалось, словно дышало, как живое, с извивающимися прядями вокруг головы".
Но свое-то где?
Она пытается найти свое, обращаясь к Гарбо, Марлен Дитрих, Марике Рокк, Любови Орловой, Алле Демидовой, Татьяне Дорониной.
И не находит. Несмотря на помощь Рустама Хамдамова.
Он отличный стилист.
Однако, я не уверен, что только через стиль можно пробиться к какой-то новой для Литвиновой сути.
Отдельно скажу и про "повторения", в которых тоже упрекают всех подряд.Я же вижу не слепое повторение, а нахождение себя в продолжении великих людей прошлого...Но со своими красками, интонациями, своей "особинкой"...Разве Л.Орловой не говорили, что она похожа? Да, похожа и намеренно делала эту похожесть еще более выпуклой(перекрасив волосы, скорректировав лицо...)Но разве мы спутаем её с кем-либо? Повторять, но не повторяться - это тоже искусство...
Боюсь, что мы с Вами говорим о разных вещах. Повторять, не повторять... Повторять абсолютно нормально. В периоде ученичества. Андрон Кончаловский лишь на седьмой картине почувствовал себя самостоятельным режиссером.
Но к этой картине он сформировал свое собственное а не заемное мироощущение. Которым и поделился
со зрителем.
Возьмите фильмографию любого из мастеров. Вы увидите, как меняется почерк от фильма к фильму.
Как развивается художник.
Или, если хотите, эволюционирует.
Я не увидел этой эволюции в работах Литвиновой.
Но искренне рад, если эволюцию смогли увидеть Вы.
Дело в том, что любой художник "пишет смыслами". Будь то в прозе, стихах, живописи или в кинематографе.
О развитии можно говорить применительно к тем, у кого "смыслы углубляются" (выражение Льва Выготского, основателя отечественной научной школы, исследующей психологию творчества).
Повторюсь: никоим образом не пытаюсь навязать Вам свою точку зрения.
Просто делюсь ею, Лена.:)
Сценарный дебют - в 1988 году: "Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча"
Как актриса дебютировала в 1989 году у Аллы Ильиничны Суриковой в ленте "Две стрелы. Детектив каменного века".
Как режиссер - в 2000 году "Нет смерти для меня"
Требуется узнать, имела ли Рената Муратовна возможности и время для поиска собственных смыслов (по Выготскому)?
Любимые мною и Вами, вероятно, "Понедельник", "Хищные вещи века", "Трудно быть богом", "Попытка к бегству" - это результат творческой работы тандема, где роли всегда распределяются по принципу "ведущий - ведомый".
Аркадий был старшим по возрасту.
И, стало быть, по жизненному опыту.
В тандеме ведущим был он. О чем Борис говорил вполне откровенно.
Это не хорошо и не плохо.
Просто - так было.
И потому, право же, Бориса невозможно упрекнуть в том, что он исписался.
Двухколесный велосипед может, конечно, поехать на одном колесе.
Только - недалеко.
И - недолго.
Особенности конструкции, знаете ли.
Как инженеру-механику по образованию, Вам это понятно.:)
Но Гарбо копируется особенно отчетливо - в позах, взглядах и жестах.
Навскидку: в шляпе с огромными полями, голова развёрнута в сторону, взгляд немного вверх и рука - самое главное, рука! - в эффектном жесте.
Или вот еще: туловище слегка наклонено вперёд. И руки прижаты к груди. И голова немного запрокинута. Эдакий богемный портрет - рубеж двадцатых и тридцатых годов ушедшего ХХ столетья.
Изображение анфас: здесь снова запрокинутая головка и много, пожалуй, излишне много красивой жестикуляции...
Можно много написать о "визуальных совпадениях" Литвиновой и Гарбо.
Эти вещи фиксируешь на автомате, когда Рената Муратовна появляется на экране.
Вывод: в портретах героини этой ветки доминирует
визуальный код времени, которое принято называть Золотым веком Голливуда.:)
Литвинову - я уже писал об этом - надо беречь, как национальное достояние.
Другой такой в России нет. И, пожалуй, уже не будет.:)
Литвинова-Орлова-Гарбо...
"Легкая придурковатость делает женщину неуязвимой".
Главное, вовремя включить "дурку".
Разве не так? :)
Вчера вижу впереди идущую машину. На заднем стекле надпись большими буквами "Я-блондинка!"
И все- это последнее и самое действенное оружие женщины! :-) Водителем , как я заметила при обгоне, оказалась брюнетка! Чем не защита от "быдла" на дорогах.. Подумываю, может тоже такую "тату" на машину сделать? :-)
Вторая сказка "Золушка". Как ее фея Александров перевоплотил!
Третья сказка "Снежная королева".
У Греты Гарбо голос был довольно низким.
Голос Литвиновой по тембру ближе к голосу Елены Соловей.
У нее же заимствованы некоторые интонации.:)
Тем, что режиссер Александр Митта мастерски управляет зрительским сознанием?
Но это, собственно, и есть проявление настоящего мастерства.
Митта, кстати, учился вместе с Тарковским, Шукшиным, Шпаликовым - великие имена великой эпохи.
У которых, кстати, судьбы сложились не лучшим образом.
Они не формировали свой образ.
Они просто работали.
И просто жили.
Не заморачиваясь тем, как лично они будут выглядеть в глазах репортеров или на телеэкране.
"Самолет, разгоняющийся сквозь пламя" - Митта при съемке и монтаже этой сцены использовал практически в чистом виде то, что в двадцатых выдумал Сергей Эйзенштейн (расстрел на лестнице в "Броненосце "Потемкине").
Сцена ведь сниается и склеивается из множества кадриков. Но каждый из них направляет зрительское внимаение к цели, которую еще в замысле фильма определил режиссер.
Эйзенштейн назвал это монтажом аттракционов.
Прием, который усвоили и использовали в современном кинематографе многие.
Успешнее других, как мне кажется, это сделал Френк Форд Коппола, создавая "Крестного отца" и "Аппокалипсис сегодня".
Он, кстати, возглавляет "Общество Сергея Эйзенштейна" в Голливуде.
Простите, от Литвиновой отвлекся.:)
Взгляните, если не посмотрели.:)
Они просто работали.И просто жили.
Не заморачиваясь тем, как лично они будут выглядеть в глазах репортеров или на телеэкране." - Просто жили, а что им жить дальше мешало- невнимание репортеров? Все таки не думаю, что Митта выжил, что был позером, а они умерли, из-за того, что их репортеры не замечали... Им столько было уготовано. Истощились ресурсы жизненные. У каждого они свои и не бесконечные и то, как их тратит человек - столько он и живет...Быстро, конечно,истощились - жаль очень. Были бы менее талантливыми и менее расходовались- прожили бы больше, но каждый живет, как может. по другому не могли. За что противопоставлять им Митту? Не понимаю.
Из чего следует, что я противопоставляю Митту его однокашникам?
Просто у них у всех по-разному сложились судьбы.
Они друзьями по жизни, вообще-то, были - и Шпаликов, и Тарковский, и Шукшин, и Митта.
В кругу кинематографистов того времени действовал принцип, который можно сформулировать так:
"Всегда важней поступок, чем поза или жест".
После оглушительного успеха "Андрея Рублева" на фестивале в Венеции Тарковского осадили обозреватели-кинокритики с вопросом о том, какую символическим смыслом нагружено изображение лошадей в его фильме.
- Да никаким, - ответил Тарковский. - Ездили на них просто.
И все.
Неприязнь у Тарковского была к тем, кто слова не скажет в простоте. Хотя художник, безусловно, глубочайший.
Вот и Митта не любит тех, кто слова не скажет в простоте.
Ему гораздо важнее казалось и кажется владение той суммой приемов, из которых складывается его ремесло:
- Бездарный берет чужое. Талантливый - крадет и швыряет украденное в суп, который варит на своей творческой кухне, получая в результате продукт, обладающий своим собственным вкусом.
Вкус супа, - вот что важно на самом деле, Таня.
Надеюсь, Вы слышал о том, что переговоры Ксении Собчак о новой телепрограмме для NВC движутся к успешному завершению?
Ксения Собчак намеревается вести на популярнейшем национальном канале США передачу «Белый Дом-2», где бывшие и действующие политики США и их подчиненные будут совокупляться друг с другом в прямом эфире.
Между прочим, уже получено согласие Билла Клинтона и Моники Левински стать соведущими Ксении Собчак в этом проекте:)
К поклонникам госпожи Лошадко не отношусь:)