Почему после трагедии под Читой ввели досмотр пассажиров перед посадкой на авиарейсы

Почему после трагедии под Читой ввели досмотр пассажиров перед посадкой на авиарейсы

Сегодня

 

После того, как в октябре 1970 года отец и сын Бразинскасы убили стюардессу Надежду Курченко и угнали самолет Ан-24 в Турцию, меры авиационной безопасности были пересмотрены. В частности, в соответствии с секретным предписанием все авиарейсы по маршрутам, пролегавшим вдоль границ СССР, стали сопровождать сотрудники МВД или КГБ в штатской одежде. Однако досмотр пассажиров и их багажа перед посадкой на рейс до событий 1973 года, о которых наш рассказ, - не производился.

Весной 1973 года произошло сразу два инцидента в воздухе. В обоих случаях – это были пассажирские самолеты Ту-104. В первом случае последствия теракта экипажу самолета удалось минимизировать. Во втором – произошла страшная трагедия.

 

Борт 42505 после посадки в Ленинграде.

23 апреля 1973 года экипаж самолёта Ту-104Б (командир - Вячеслав Янченко) выполнял авиарейс 2420 из Ленинграда в Москву. На борту лайнера находился 51 пассажир. Одному из них, Ивану Бидюку, 47 лет, удалось пронести на борт самолёта бомбу. Это был ранее судимый и психически не вполне здоровый человек. Через несколько минут после взлёта он передал командиру воздушного судна требование - в письме на 4 листах! - лететь в Стокгольм, при невыполнении которого он приведет в действие взрывное устройство, оснащенное взрывателем обратного действия.

Бортмеханик Вениамин Грязнов убедился, что Бидюк не блефует, после чего лётчики развернули самолёт. Но решили не лететь в сторону Стокгольма, а произвести посадку в Ленинграде. При этом, чтобы террорист не заподозрил неладное, пилоты до последнего момента не выпускали шасси. Бидюк понял, что самолёт производит посадку в Ленинграде, когда лайнер находился в нескольких метрах над землёй. Он привёл в действие взрывное устройство. Взрывом вырвало входную дверь, оторванной балкой пола заклинило рули высоты. В результате повреждения гидросистемы передняя стойка шасси не зафиксировалась. Лётчикам чудом удалось удержать управление самолётом и приземлиться на ВПП.

В результате взрыва погиб сам террорист и бортмеханик Грязнов. Никто из пассажиров не пострадал.

Командир корабля Вячеслав Янченко и бортмеханик Викентий Грязнов были удостоены звания «Герой Советского Союза» (Грязнов – посмертно). Остальные члены экипажа были награждены орденами.

 

Экипаж самолета на церемонии получения наград. Слева направо: Николай Широков, Лидия Ерёмина, Владимир Кривулин, Марина Хохрева и Вячеслав Янченко

18 мая 1973 года в забайкальском небе взорвался лайнер Ту-104А, следовавший по маршруту «Москва – Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Чита» (рейс 109).

Все находившиеся на борту воздушного судна погибли (72 пассажира и 9 членов экипажа). С самого начала было известно, что причина взрыва – теракт, поскольку за несколько минут до взрыва о попытке захвата самолета сообщил его командир Николай Ободянский.

Авиарейс 109 сопровождал младший сержант милиции Владимир Ежиков. Ему был 21 год. В рейс он попал из резерва, подменяя своего коллегу. В ходе поисковых работ на земле был найден табельный пистолет милиционера. В обойме не хватало одного патрона, а среди погибших пассажиров один оказался с огнестрельным ранением в области спины – Рзаев Чингис Юнус-оглы, 1941 года рождения.

 

Владимир Михайлович Ежиков

Из этого следовал вывод – это именно он был террористом, взорвавшим самолет. Вскоре оперативники убедились в том, что их предположение было верным. В армии Рзаев служил сапером. Один из его знакомых дал показания, что за неделю до трагедии он заявлял ему, что отправляется в Китай. А главное – в квартире Рзаева были обнаружены схемы взрывного устройства и взрывателя с кнопкой обратного действия (после нажатия кнопку нужно удерживать, если ее отпустить - произойдет взрыв).

Когда до посадки в Чите оставалось несколько минут, Рзаев подозвал стюардессу и потребовал лететь в Китай, иначе он взорвет самолет.

В этом случае инструкция предписывала Ежикову обезвредить преступника. В крайнем случае - стрелять. Вероятно, сотрудник милиции вначале попытался отобрать у террориста сверток со взрывчаткой, а после того, как тот оттолкнул милиционера, последний произвел выстрел.

Судмедэксперты установили, что этот выстрел был для Рзаева смертельным. Он отпустил кнопку и произошел взрыв (около 6 килограммов в тротиловом эквиваленте).

 

Обломки самолета находят в тайге до сих пор

Постскриптум. После теракта на рейсе 109 правила безопасности вновь были пересмотрены. В частности, перед вылетами была усилена наземная проверка пассажиров и их багажа. Была отменена практика сопровождения авиарейсов рейсов милиционерами, которую сочли потенциально опасной. В то же время, 29 июля 1974 года была сформирована группа «А» («Альфа»), в число основных задач которой входила борьба с угонами самолетов и освобождение заложников из захваченных самолетов.