Духовные скрепы и вульгарная светскость.
На модерации
Отложенный
На всякий случай повторюсь для тех, кто не заметил ссылку: статья из "Ведомостей". Вопрос интересный, анализ тоже. Похоже на то, что происходит. Искомая, так называемая национальная идея, заключается в том, чтобы транслировать идеи власти устами РПЦ. Встроится ли в общество эта идея? Вот в чем вопрос.
Союз церкви и государства — это та практика, которую действительно можно вернуть из советского прошлого. Но ни церкви, ни государству такое возвращение ничего хорошего не сулит.
Владимира Путина часто обвиняют в желании реабилитировать Сталина и вернуть что-нибудь советское. Но для этого нужно слишком много всего поменять; а вот для возвращения советского формата взаимодействия с церковью (за исключением тотального контроля, но к взаимной выгоде) ничего менять не нужно.
Выступление президента на открытии Архиерейского собора Русской православной церкви вызвало большой резонанс благодаря фразе о необходимости «уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости». Вместе с «духовными скрепами» из послания Федеральному собранию эти слова формируют сигнал о повышении роли церкви в государстве.
Президент хочет, чтобы церковь была инструментом патриотического воспитания и социальной работы: «поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем укрепление патриотического духа Вооруженных сил». Путину хочется, условно говоря, заменить церковью гражданское общество — потому что оно слишком независимо и временами создает для власти проблемы. И Путину хочется делегировать РПЦ (под контролем, конечно) идеологическую работу — создание и транслирование государственнических идей.
Патриарх Кирилл не против: он говорит, что «церковь имеет непосредственное отношение к национальному началу, потому что церковная культура во многом впитывает в себя и даже основывается на культуре национальной.
И поэтому национальное самосознание чаще всего и связывается с той или иной религией«.
В том, что касается социального служения, у РПЦ действительно есть хороший опыт. Но раз уж государство просит усилить, то и иерархи просят государство помочь деньгами, как это сделал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, предложив уравнять церковные социальные организации в праве на госфинансирование с государственными. Путин уравнять не обещал, но обещал увеличить поддержку.
Это согласие светских и церковных руководителей с инструментальной ролью церкви в социальных и идеологических делах так и тянет назвать примитивным пониманием религиозности. Если говорить о христианах, то вся их идеология, все смыслы появились две тысячи лет назад и никак не связаны с тем или иным государством или национальностью.
Правда, если мы посмотрим на стандартные выкладки социологов о том, что верующими в России себя считают подавляющее большинство опрошенных (и к православным себя относят около 75-80%), а регулярно исполняют ритуалы единицы процентов, то придется согласиться с президентом и патриархом.
Религия в России для большинства — прежде всего средство национальной и культурной идентификации. То есть с точки зрения политики Путин вроде бы прав: поддержим церковь — поддержим патриотизм. «Православная идеология» в путинской модели просто заменяет коммунистическую, а иерархия РПЦ соответственно получает гораздо больше положительных стимулов для сотрудничества со светской властью, чем отрицательных
Минусы для страны и церкви такие. Роль инструмента государства снижает доверие к церкви. Культивирование «национальной религиозности» грозит обернуться ростом этнической напряженности.()
------------------------------------------------------------------------------------------
Дополню статью уже от себя, по мотивам первых комментариев, задавая и уточнив направление обсуждения.
Как мне показалось, частый в недавнем акцент власти на то, что обществу нужна сплачивающая его национальная идея, и тогда все будет Ок, - проклевывается в предлагаемых вариантах с участием РПЦ.
Что такое нац. идея, насколько она важна, насколько удобно власти, чтобы у общества была общая идеология, как в советско-кпсс-ные времена, говорить не стоит. Я не из пепси-кольного поколения, постарше, и хорошо помню эпоху социалистического романтизма, в которой активно участвовали мои родители, и невольно я была с младенчества в эпицентре событий таких романтиков. Тогда идея-была., сплочение людей, неизолированность каждого, как сейчас, - была, вовлеченность в "строительство будущего"- была. Но и социальная справедливость в более-менее равенстве благосостояния людей и защищенности будущего- тоже была!
Вернуть сегодняшнее общество в сплоченность, единообразность, доверие к идеям свыше, - кто бы из властных не желал? А как? Что сплотит? Нечто общее. Или общая большая беда или то, что дорого и ценно для ВСЕХ, неравных сейчас, разобщенных, разделенных и даже противостоящих друг другу...
Опуская тот момент, что искусственно такие нац идеи не выращиваются на счет "раз-два", увиделось, что так называемые духовные или нравственные ценности положены в механизм становления "единства" народа. Безусловно, что эти ценности актуальны всегда, они вечны, они в генах, даже если спят в людях.
Вот использовать эту генную потребность, ее пробудив каким-либо образом в людях как НОСИТЕЛЬ, к которому прицепляется вагон и маленькая тележка ИНЫХ идей, нужных для проталкивания в умы людей- от власти, вполне похоже пока на старт кампании. «Каким-то образом» -это через РПЦ, рейтинг которой в обществе вроде бы высок по данным опросов.
И потому возникает резонный вопрос: получится ли сплотить общество на авторитете РПЦ, при этом сделав ее де-возродителем «духовных скреп» и паровозиком для проталкивания нужных власти идей?
Комментарии
Можно ли назвать союзом отношения тюремщика и заключенного? Когда госслужащий и помыслить не смел ни окрестить ребенка в церкви, ни поставить свечку перед образами. Если статья начинается со лжи, может ли в ней вообще быть правда?
Без этого утверждения:
"Союз церкви и государства — это та практика, которую действительно можно вернуть из советского прошлого",
- вся статья зависает в воздухе не имея ответа откуда автор это взял!
"Богу - богово, а Кесарю - кесарево"
Христос.
свою не познавать и любить Бога, а только
бояться чертей, которых оно же и
наплодило со своими попадьями
«Смотря на них, как они веруют в Бога, так
и хочется уверовать в черта»
(В.Ключевский)
«Церковь- место, где джентльмены никогда
не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы
людям, которые туда никогда не попадут»
(Генри Менкен)
- Алло, батюшка, это из горкома партии беспокоят. Просьба к вам есть. Стульев не хватает. Пришлите нам, пожалуйста, двенадцать штук.
- Х.. вам, а не стулья! Прошлый раз дал вам скамейки, так вы их изгадили и матерными словами исцарапали.
- Ах, так! Тогда х.. вам пионеров в церковный хор!
- Х.. нам пионеров в церковный хор? Тогда не будет вам монахов на субботник!
- Тогда х.. вам комсомольцев на крестный ход!
- Ах, х.. нам комсомольцев на крестный ход? Тогда х.. вам монашек на финскую баню!
- А за такие слова, батюшка, можно и партбилет на стол положить!
(Старый савецкий анекдот)
К последней фразе от себя добавлю: "...и погонов офицера КГБ лишиться..."
"Церковь была отделена от государства невысоким голубым забором".
(Н. Богословский)
Далее: http://razdolbaeff.blogspot.ru/2012/04/normal-0-false-false-false-ru-x-none-x.html
Комментарий удален модератором
Вернуть сегодняшнее общество в сплоченность, единообразность, доверие к идеям свыше, - кто бы из властных не желал? А как? Что сплотит? Нечто общее. Или общая большая беда или то, что дорого и ценно для ВСЕХ, неравных сейчас, разобщенных, разделенных и даже противостоящих друг другу...
Вот использовать эту генную потребность, ее пробудив каким-либо образом в людях как НОСИТЕЛЬ, к которому прицепляется вагон и маленькая тележка ИНЫХ идей, нужных для проталкивания в умы людей- от власти, вполне похоже пока на старт кампании.
PS. Пожалуй, вступительную.статью так и нужно дополнить от себя. Как позицию для обсуждения. Повторюсь прямо отсюда.
Вот нам и статус "вечного"..изувеченного. Грустно, господа и товарищи, про нас.
Сложно возразить, что люди, стремящиеся к соблюдению заповедей, более законопослушны, уважают друг друга, менее склонны к эпатажу. Да такое общество само по себе высокоорганизовано, умеет слЫшать, различать где зло, а где добро, а значит легче управляемо, (в плане преступности и других негативных явлений).
Напротив та якобы "светкость" которую нам сейчас активно навязывают ЛГБТ, ювеналы и др. либералистические продукты - это отрицание самой человеческой природы, это смешение понятий и жуткая бездуховность. Люди разобщены, они ничего не слЫшат, ничего не хотят кроме как "бороться за свои права" (но это не права человека). На Западе постепенно вдувают в уши, что и педофилы имеют права. Это борьба не за права человека, это борьба против людей, исповедующих традиционные ценности, за их разложение и уничтожение общества как такового в результате - анархии.
Можно говорить гадости о государствах, основанных на традиционных ценностях. С высоты "продвинутого" западного мышления называть их" дикарями, не соблюдающими права человека".
Не оспоримо одно: общества, где сильны основы предков, сильны сами по себе (не зависимо от их правителей). Речь сейчас не об экономическом суперблагополучии.
Взять любую мусульманскую страну - у них нет перспективы вымирания, они настолько сильны духом, что едут в Европу и Россию и заставляют правительства этих стран прогибаться под них и их интересы, они постепенно вытесняют коренное население. Потому что ценности коренного населения - свободы геев, доносы детей на родителей, права приезжих и потребление.
Может ли кто-то представить сегодня,что представители бездуховного общества (исповедующего вульгарное понятие о светкости) смогут завоевать свое жизненное пространство и пропагандировать свои ценности на территории государства, пусть светского, но население которого мусульмане?
Про бездуховность или духовность давайте -ка мы с Вами промолчим. Чтобы судить о духовности, нужно точно быть уверенным в своей праведности -на деле. Мера добру и злу - это количество сотворенной человеком любви в том, что он делает и говорит. Говорит и делает. И если любой не плодит дерьма, кем был он не был по окрасу, если он умножает добро, сострадание, милосердие.. вот честно- это Божий человек. Если человек исполняет дело, не подозревая, что он исполняет заповеди Бога, -он христианин для истинно верующего христианина, даже если атеист или буддист. И порядочный, высоконравственный человек для светского представителя.
То же самое о "суперзвезде". Зачем экспериментировать с именами, которые святы для огромного количества народа? ДЛя того, чтобы эта святость уже таковой не воспринималась молодым поколением? У них и так в душах святого остается год от года меньше.
Про Астрономию, вы наверное что-то путаете, это светская законодательная власть хочет ввести платные дополнительные предметы, вряд ли родители будут оплачивать астрономию.
Не нужно представлять христиан темными, как это преподносили раньше. Многие ученые были христианами. И церковь ну никак не может запрещать астрономию. МОжет вы перепутали ее с астрологией? Так эта "наука" и в советском атеистическом государстве не приветствовалась.
Церковь - это маяк, ориентир духовности. Только там можно сосредоточиться,помолиться и каждый раз приходя на исповедь, научиться анализировать свои поступки, преодолевая себя, произнести в слух свои нелицеприятные поступки.
Да, светский человек очень даже может быть высоконравственным, поскольку вобрал в себя сам того не подозревая основы христианства. Но ведь эти основы в наше время очень стремительно размываются, идет мощная подмена понятий. Если не будет маяка в виде родной религии, человеку трудно ориентироваться где добро, где зло, особенно молодому поколению, воспитанному на "доме-2" и идеях беспредельного потребления.
В умы людей активно внедряются идеи "свободы", в основном это лжесвободы и вседозволенность. Как раз то о чем и можно сказать "вульгарное понимание светскости."
Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии.
Жестокость несовместима
Ни с какими нормами и принципами,
Она вне пределов человеческого понимания,
Из-за нее так много мучеников в этом мире.
Поэтому, Господи,
Не измеряй их страдания мерками
Твоей справедливости,
Ибо потребуешь Ты суровой расплаты.
Так поступи же иначе,
Ниспошли Свою милость
Всем палачам, предателям и шпионам,
Всем людям злой воли,
Награди их храбростью и душевной силой.
А в памяти наших врагов
Мы не должны остаться их жертвами,
Их кошмарами и пугающими призраками,
Но их помощниками,
Чтобы они смогли изгнать злобу из душ своих.
Это все, что от них требуется.
И тогда мы, когда все это закончится,
Может быть, сможем жить,
Как люди среди людей,
И, может быть, снова воцарится мир
На этой многострадальной земле
Для людей доброй воли,
А потом этот мир придет
И ко всем остальным.