После победы в Сталинграде: без права на зависимость

На модерации Отложенный

Сталинград стал не просто переломом в истории великой отечественной и второй мировой войн. Сталинград так же обозначил перелом в историческом противостоянии России и стран запада, которые пытались завоевать и подчинить Россию.

Не раз и не два завоеватели приходили к нам с Запада. Первыми были тевтонские рыцари. Затем - в 17-ом веке - польско-литовская уния, в 18-ом веке - Карл 12-ый и шведы. Затем, в 19-ом веке - Наполеон и французская армия. И, наконец, в 20-ом веке - Гитлер и его механизированные полчища.

Последняя попытка была самой кровавой и смертельно опасной для нашей страны. В Сталинграде, как и до него в битве под Москвой, судьба России висела на волоске - в полном смысле этого слова. Что же позволило нам выстоять и победить? Везение? Но чудовищная ожесточенность пяти месяцев битвы под Сталинградом исключала везение как решающий фактор. Божественное провидение? Но в этом случае отчего же оно не вмешалось в ход событий раньше? Или все же нам позволило победить нечто, что не подается точному исчислению и не сводится к числу танков и гаубиц или солдат и офицеров? И что называется духом нации?

"Воля есть мир", - говорил немецкий философ Артур Шопенгауэр, и в случае со Сталинградским сражением оказался неопровержимо прав. Именно на волю - "Wille zur Macht" - волю немецкой нации сделал ставку Гитлер. Но в этой битве воли его нации против воли нашей - наша воля оказалась сильнее.

О коммунистической идеологии уже сказано много плохого. Но - нарушим табу и зададимся вопросом: а выстояли бы мы под Сталинградом с другой идеологией?

Скажем, с идеологией либеральной, с ее культом индивидуализма и максимального приобщения к жизненным благам? И случайно ли перед железно-кровавой волей фюрера так легко склонилась расслабленная либеральная Франция, как и вся либеральная Европа? Кто-то скажет: но англосаксы ведь устояли, несмотря на либерализм? Устояли, потому что находились за морями и океанами и не подверглись прямому нашествию.

Но и это еще не все. Идеология того времени наложилась на нечто большее, историческое - на глубинную укорененную в веках, в тысячелетней истории России волю к независимости. Со времен монголо-татарского ига Россия расширялась и строилась как независимая страна. Ее самостоятельность уходит корнями в огромную территорию от Черного и Балтийского морей до Тихого океана, на которой простирается страна. Ее самостоятельность уходит корнями в православное христианство, которое является частью великой христианской веры, но частью особой и независимой. Ее самостоятельность уходит корнями в многочисленные победы и способность привлекать на свою сторону и делиться своей культурой с другими землями и другими народами. И не случайно Адольф Гитлер, в пропагандистских речах обещавший уничтожить большевизм в СССР, со своими приближенными называл нас не большевиками, а русскими. На самом деле под Сталинградом состоялась не битва двух идеологий, а битва двух начал - германского, под знаменами которого шло против нас пол-Европы, и русского, объединившего вокруг себя близкие и родственные нам народы. Исход битвы известен. И кровь, пролитая нами тогда, просто не дает нам сегодня права на зависимость. Этого права нас лишили герои Сталинграда.