CСказ об ООО Минобороны и его военной тайне

На модерации Отложенный

Л. Бессарабов

СКАЗ Об ООО Минобороны и его страшной тайне

(окончание)

3. Откуда растут ноги модернизации?

В предыдущих статьях мы выясняли, можно ли было разместить оборонный заказ на оборонных предприятиях России. И выяснили, что размещать его было практически негде, ввиду того, что от нашей оборонки остались только рожки да ножки. Сегодня мы рассмотрим очередной путинский призыв – модернизировать оборонку. 16 февраля 2010 года в интернете (www.sovross.ru) появилось интервью Николая Александровича Паничева – последнего министра станкостроительной промышленности СССР «Модернизация без станкостроения — утопия». Это убедительный ответ на призыв Путина.

Однако, думается нужно вернуться сначала к его же последнему интервью в последнем же номере родного журнала, который сегодня оказалось невозможным найти в интернете. В нем в частности рассказывается о «беседе», если так можно назвать матерщину, которой облил Паничева покойный ныне Е. Гайдар, в то время глава правительства России. В ответ на просьбу министра станкостроения поддержать отрасль в новых условиях, Гайдар сказал буквально следующее: на х.. мне нужна твоя промышленность, когда я за рубежом втрое дешевле куплю все, что нужно. Впоследствии Гайдар мотивировал сворачивание производства в РФ тем, что Россия холодная страна, где приходится тратить очень много топлива. Из-за чего продукция неимоверно дорога и не может конкурировать с западной. 

Эта идея до сих пор носится в воздухе. Хотя очень трудно вникнуть, как же живут Скандинавские страны, Канада и многие другие, где дело обстоит примерно так же? И умудряются производить из нашего сырья вполне конкурентоспособный продукт? И не следует ли по этой логике перенести все производство на экватор, в Африку?

А собственное машиностроение для страны, которая претендует на звание великой державы – это краеугольный камень. Поскольку действуют все те же законы рыночного общества: никто ноу-хау продавать в виде оборудования нам не будет уже в силу того, что выращивать конкурента собственными руками – самоочевидная глупость. Тот же Китай стал великой ядерной державой, а сегодня по производительности труда впереди планеты всей, и его товарами битком набиты магазины даже Америки стал сверхдержавой, благодаря развитию станкостроения. В этом в свое время ему помог СССР.

Несколько фрагментов из названного интервью Паничева

«Вопреки расхожим утверждениям об отсталости, мы поставляли станки в Японию, Канаду, США, ФРГ. Был создан огромный научно-технический потенциал. У нас появились великолепные конструкторы, инженеры, технологи, рабочие-станочники и сборщики. Пиком наших успехов был, пожалуй, 1990 год, когда на международной выставке в Париже все выставленные нами 49 станков были там же куплены, что называется, «влет»…

«…– Как вы оцениваете нынешнее состояние станкостроения?

– По нашей отрасли, как и по всей экономике, проехались чудовищным катком гайдары с чубайсами. По-моему, они вполне сознательно громили наше машиностроение, как и всю экономику страны.

Сейчас в стране сохранилось примерно 180 станкоинструментальных предприятий и организаций. Это примерно 70% от мощности Минстанкопрома СССР по РФ. Но профиль продукции нас устраивать не может. Да и объем продукции – 5% от уровня СССР. Из этих 5% половина станков и инструментов идет на экспорт. А завозится в Россию импортного оборудования в три раза больше, чем мы производим. Так, в 2008 году завезено более 12 тысяч станков. Из них только 1,5 тысячи станков с ЧПУ и лишь 250 обрабатывающих центров. Кстати, 80% станков – из Китая»…

«Беда еще и в том, что «эффективные соб­ственники» уничтожили 42 классных станкостроительных предприятия. Они не хотели вкладывать деньги, они хотели сразу получать прибыли. Поэтому сразу занялись распродажей станков на металлолом, а производственных площадей – под торговые или развлекательные центры.

При этом из 180 сохранившихся предприятий в государственной собственности нет ни одного. Это дело рук Чубайса, который с маниакальным упорством добивался, чтобы в госсобственности не осталось вообще ничего. Для примера скажу, что у крупнейшего австрийского концерна «Фесте-Альпине» (он объединяет 26% промышленного потенциала страны) на начало нашей приватизации в частной собственности было лишь 30% акций. Остальное – у государства. Любое нормальное государство понимает, что производство средств производства – это основа технологической независимости и поэтому сохраняет контроль над этими отраслями и создает им условия для развития.

А у нас даже для выполнения государственного оборонного заказа ничего нет. Я недавно был на заводе «Прогресс», где делают знаменитую ракету «Союз». У них возраст оборудования до 40 лет. А обновить производство не могут – нет ни собственных средств, ни государственных капиталовложений. На таком станочном парке и при таком отношении государства к производству у нас новых ракет не будет…».

К этому остается добавить очевидный факт, что нет уже и людей, которые могли управлять станками. Хорошего станочника надо учить не на коленке. Да еще пять лет требуется, чтобы только некоторые из них достигли высшего класса. А утрачивается профессионализв в течение 6 месяцев безделья.

Вот теперь давайте «погадаем»: Сколько миллиардов рублей надо выделить для модернизации отечественного станкостроения и сколько впоследствии для модернизации оборонки. А главное в чьих карманах осядут эти деньги, если таковые будут выделены?