Что нам делать с нашим ЖКХ?

На модерации Отложенный

Из рассылки Моссовета


Автор ГС: Что нам делать с нашим ЖКХ? 

 

Прежде всего, нам стоит определить, что хочет собственник, как он хочет жить в своем доме. Я буду говорить только о собственниках. 
Революционные представления о том, что у собственника и нанимателя одинаковые интересы я не разделяю. Если они до сих пор одинаковы, то только потому, что у нас значительная часть собственников ни эмоционально, ни психологически ими еще не стала. Виной тому и издержки прежней жизни, и бесплатная приватизация, в результате которых сохранились представления, что и дальше все будет также бесплатно и без какого-либо беспокойства с их стороны. С нанимателем, в общем, все так и осталось. Государство как собственник делает вид, что заботится о своей собственности, а наниматель хоть и не доволен качеством такой заботы, но молчит, да и не зависит от него ничего по определению. 

А что же хочет собственник, который хозяин? Он хочет, чтобы было тепло, светло и уютно, чтобы вода была хорошего качества и поступала без перебоев, чтобы двор был убран, чтоб <сирени>> а не запахи помойки, и все по приемлемым ценам. Не бесплатно, за работу надо платить, он это хорошо понимает. 
Собственник и хозяин. До недавнего времени эти 2 слова были синонимами. Сейчас все не так. Заглядывая в дверь чужой квартиры, вы никогда не употребите слово <>. Вы скажете: << Есть тут кто?...Хозяин!>>. Но отойдя от дверей хотя бы на 3 шага, <> куда-то испаряется, и появляется этот самый <> общедолевой собственности. Из прежней жизни мы знаем, что общее значит ничье. 
И тут возникает первая проблема, которую необходимо решить, чтобы все вокруг не развалилось в один прекрасный день. Чтобы дом не рухнул, о нем надо заботиться по-хозяйски. 

Где взять хозяина? 
Кто должен вкладывать деньги в жилой дом? По идее собственники дома. Но дома им достались с разной степенью износа. Кому-то требуются очень большие денежные затраты, а кому-то меньшие. В наиболее выгодном положении оказались дома ЖСК, которые с момента постройки были ориентированы на то, что дом принадлежит тем, кто его построил. Они с самого начала заботились о его сохранности, деньги откладывали на грядущий капитальный ремонт. И, в общем, первыми подсуетились, когда государство попыталось отремонтировать дома, многое успели поменять и починить. 

Вскоре иллюзии государства, что оно может привести в приличное состояние весь жилой фонд , испарились. Тут сказалась и бесплатная 
приватизация, на которую иные государства не пошли, зато имели финансовые возможности для ремонта, и то, что все остальное имущество страны уже было успешно поделено. Не было нужды уже придерживаться версии, что мы советское добро делим по-братски между всеми гражданами. 

Надо отдать должное государству, перед тем как окончательно освободиться от обязательств, оно попыталось как-то организовать 
вольных собственников. Были придуманы ТСЖ, в основу которых взяли структуру успешно работающих на протяжении десятилетий ЖСК. Выделили колоссальные деньги. И там, где были инициативные люди, которые поняли, что дело надо брать в свои руки, чтобы не потерять дом, возникли очень успешно функционирующие структуры. Остальных, которые никак не реагировали на призыв к объединению, запихнули в ТСЖ насильно, организовали Управляющие компании на базе ДЭЗов для обслуживания домов, а сэкономленные деньги успешно поделили. Всех пристроив, государство заявило, что уходит из отрасли. 
Специалисты, увидев, что оно собирается улизнуть от своих обязательств, по которым должно было передать дом в надлежащем состоянии, стали требовать их исполнения . Но этот нестройный хор оказался лишком маломощным, чтобы каким-то образом изменить ситуацию. 

А горе -собственник , не понимая что происходит вокруг, оставался спокоен, он воспринимал возникшие УК как аналог государства, которые теперь и будут заботиться об этом ничейном имуществе. Примерно так вылупившиеся утята принимают любой движущийся предмет за маму. Но УК не государство и совсем не мама. Она выполняет только те работы, которые были прописаны в договоре, и за которые надо платить. 

Тут бы собственнику и проснуться, по-хозяйски потребовать выполнение всех обязательств от государства и вплотную заняться своим 
имуществом. Ни один хозяин, отдав, например, телевизор в гарантийный ремонт не согласится его оплачивать, как бы ни подталкивала его к этому гарантийная мастерская. Странно это, ненормально. Да и государство, если бы имело дело с настоящими хозяевами своих домов, 
не стало бы так спокойно рассказывать об отсутствии денег, выделяя миллиарды на Олимпиаду и чемпионат мира по футболу. 

Настоящий хозяин, засучив рукава и обозрев свои владения, начал бы выстраивать отношения и с государством и с УК или руководством ТСЖ. Для успешного функционирования все должно быть регламентировано, поделены зоны ответственности, предусмотрены штрафные санкции за невыполнение обязательств по договору.

Вторая проблема заключается в отсутствии четких границ во взаимоотношениях между участниками процесса. Пожалуй, первой попыткой все регламентировать стало 354 постановление (от 6 мая 2011года), которое сейчас подвергают жесточайшей критике. Причем со всех сторон, что странно. Такое единодушие и со стороны друзей и со стороны оппонентов власти! Даже Елена Николаева, этакий злой гений ЖКХ, вдруг озаботилась нуждами граждан, которые данное постановление ущемляет. 

Что всех так взбудоражило? Что там, наконец, достаточно подробно прописаны возможности заключения договоров с ресурсными 
организациями? Неопределенность в этом вопросе лучше? Что в нем прописаны обязанности потребителя? А у него должны быть исключительно права? И это нормально? Или неприемлемым кажется, появившаяся возможность предъявить претензии качеству предоставляемого продукта такому гиганту как МОЭК? Поставить естественную монополию перед необходимостью соблюдать температурный график, чтобы избежать штрафных санкций (см фото), это ли не повод аннулировать данное постановление! 
Не хочу сказать, что оно идеально и не требует доработки, но это не повод от него отказываться совсем. 

Большие проблемы в отрасли создало как раз нашумевшее ПП РФ No. 731 о раскрытии информации, которое тоже вызвало единодушие и во властных структурах и в общественных, единодушное одобрение, переходящее в восторг. На самом деле постановление о раскрытии информации и передача карательных функций и дополнительных прав жилинспекциям поставило отрасль на грань выживания. 

В раскрытии информации как таковой ничего нового нет. И ЖСК и ТСЖ всегда отчитывались перед своими членами. У них всегда было правление, ревизионная комиссия и отчеты на общих собраниях. Новым стало то, что теперь они почему-то должны отчитываться не только перед теми, кто их выбирал, но и перед совершенно незнакомыми людьми, которые никакого отношения к их организациям не имеют, выкладывая эту информацию в интернете на одном сайте, потом на другом, затем на третьем. Аппетиты чиновников, для которых это возможность доказать свою нужность, а может быть и повод для расширения штата, получение дополнительного финансирования, и их восторги понятны. А вот что вызывает восторги по этому поводу у обычных людей? Чем это улучшило их жизнь? Ах, да, перед этим было много разговоров, что в отрасли все воруют. Воруют вагонами, цистернами, целые составы набитые золотом уходят на восток 
(или на запад).... 

Можно себе представить, что от образа набитого золотом состава, проплывающего мимо носа собственника, глаза у него становятся 
квадратными. При этом он как-то забывает, что с его полуаварийного дома не то что состава, а шпильки не получишь. И тут государство 
придумывает игру под названием <>. <сейчас мой вагончик с сокровищами ко мне вернется>> - думает собственник, мечтательно сложив губки трубочкой. И снова заблуждается. Вовсе не для него была придумана эта интересная игра. Посетив по просьбе своих друзей или просто знакомых несколько раз их УК, чтобы помочь разобраться, что там к чему, я могу это утверждать с абсолютной уверенностью. Ничего во всех этих раскрытых документах не поймешь без определенных знаний в этой области. 

На самом деле простому собственнику нужно знать, что в доме были проведены такие-то работы, стоили они столько-то. Это все ему 
сообщается на общем собрании. А ревизионная комиссия, в которую должен входить профессиональный бухгалтер или человек, который разбирается во всех тонкостях хозяйственной деятельности, на том же собрании должен так же в доступной форме рассказать, к каким выводам привело его профессиональное изучение документов. Можно создать и свой сайт, где выкладывать какие-то новости по дому. А вот если чиновникам хочется все это свести воедино, то делать они это должны сами, взяв дополнительного человека в штат. У ТСЖ или ЖСК нет возможности для расширения штата, чтобы вести все эти сайты, и денег нет на такую работу. Они вынуждены этим заниматься либо в свободное от работы время, либо вместо своей непосредственной работы. А уж диктат жилинспекци, всех других инспекций, ГУИСа и прочее и дамоклов меч штрафов по каждому поводу никак не способствует нормальной деятельности. И это третья проблема. 

Вот три проблемы или задачи, которые могут либо спасти отрасль от полного разрушения, либо, если не будут решены, угробить ее 
окончательно: 
1. Хозяйское отношение к своему дому со стороны собственников 
2. Четкая регламентация деятельности всех участников процесса 
3. Нормальные условия для хозяйственной деятельности. Сюда входят и проблемы с чердаками и подвалами, и проблемы с землей. Без них ни один дом не сможет выжить, даже если чиновники ослабят свою бульдожью хватку и всеобъемлющий диктат.