Об идеологическом многообразии, или Управлении государством без руля и ветрил

2 февраля страна отметила 70-летие победы советского народа в Сталинградской битве.
У победы этой оказалось много составляющих. И едва ли не каждая из них превратилась сегодня в поле "малых битв" между сторонниками и противниками этих составляющих. Я бы тоже мог подлить масла в эти "малые битвы", сославшись на слова Главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова, от которого слышал собственными ушами: "Мы не знали, что в Сталинграде и вокруг него скопилось такое множество сил противника. Если бы мы располагали достоверными знаниями об истинной численности войск немцев и их боевой мощи, неизвестно, сколько бы нам понадобилось дополнительно времени и мобилизации внутренних ресурсов страны, чтобы разгромить врага".
Была, однако, еще одна составляющая, о которой меньше всего говорилось в дни празднования 70-летия победы советского народа в Сталинградской битве. Составляющая эта выразилась в лозунге "За Волгой для нас земли нет". Этот сугубо идеологический лозунг, никак не связанный с конкретными именами и другими составляющими победы, сыграл куда как более значимую роль в разгроме гитлеровских войск, чем все пресловутые загранотряды вместе взятые.
А теперь вообразите на минуту, что в то далекое время действовало бы правило, ставшее нормой в ныне действующей Конституции. Цитирую:
"Статья 13.
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".
Скажут: слова это. Ни к чему не обязывающие слова, поскольку и в наше время действуют правила, превратившиеся в норму, которому следует руководство России: деньги, собственность, рынок. Эта-то норма и обрела характер полновесной идеологии, ставшей и государственной, и обязательной для всех.
Немыслимо представить себе любое государство вне зависимости от его устройства без внятно выраженных и сформулированных идеологических установок. Разве та же Конституция не свод идеологических правил и норм?
Что такое идеология в ее, так сказать, чистом виде? Вот как толкует ее "Философский энциклопедический словарь": "Система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленнной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений".

А вот как толкует это же понятие английская энциклопедия "The Hutchinson" (перевод О. Максименко): "Комплекс идей, убеждений и мнений о природе человека и общества, дающий основную рамку для теории о том, как должны жить люди, также как и о том, как должно быть организовано общество. Идеология нации обычно отражается в создаваемой ею политической системе".
Разные идеологии, действующие в рамках одной и той же политической системы, приводят к противоречиям и борьбе идеологий. Это хорошо видно на примере религии - одной из основных составляющих любой идеологии. Россия по преимуществу христианская страна, что не исключает наличия в ней других религий (прежде всего ислама) и конфессий. Но оставим в стороне ислам и другие конфессии, взглянем на христианство как на одну из мировых религий.
Что в нем главное? Учение о том, какова и какой должна быть природа человека, как должны жить люди и как складываться их отношения друг к другу, как должно быть организовано общество, чтобы не в горних высях, а в среде преобразившихся людей установилось Царствие Божие ("Быв же опрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, (Иисус) отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть", см. Лук. 17:20-21).
Христианство как целостное учение, по самой сути своей идеологическое, впоследствии оказалось до такой степени переистолковано и переиначено, что привело к его распаду на католицизм, православие и протестантство, не говоря уже о разновидностях внутри этих направлений и, тем более, различных толков, сект и ересей, насчитывающих сегодня свыше 2500. И ведь все они выдают себя как за единственно верное толкование учения Иисуса Христа!
Таково свойство не одной только религии, а всей совокупности идеологии, когда в ней признается многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот-то беспредельный спектр идеологий не только не имеет ничего общего с целями и программами, направленными на закрепление или развитие конкретных общественных отношений в различных странах, но и с отражением идеологии нации в создаваемой ею политической системе.
Подмена идеологии понятиями деньги, собственность, рынок есть не что иное, как профанация сути любой идеологии, и бесперспективная попытка направлять общество и самое государство в будущее без руля и ветрил.