Лженауке противостоит логика и её основные законы.

Как возник человек и зачем понадобилась ему логика?

Человек как биосоциальное существо выделился из животного мира в процессе длительной эволюции, начавшейся миллионы лет назад с неосознанного использования нашими далёкими предками (приматами из отряда узконосых обезьян) палки в борьбе за выживание, что привело к прямохождению. Приспособление к орудиям и необходимость их совершенствования привело к совершенствованию руки, увеличению объёма головного мозга и соответствующим изменениям в строении тела самок, а затем и к возникновению образного мышления, изменению гортани и возникновению языка, наконец к зарождению труда как сознательной целенаправленной деятельности. «Превращение нашего первобытного ворчания и попискивания в сложную, с использованием символов речь позволило нам играть мыслями»[1], возникла целенаправленная передача и накопление информации, возникло принципиально иное по сравнению с животными, целенаправленное обучение, началось ускоренное формирование интеллекта, создавалась искусственная среда обитания, социальные и информационные структуры. И нам понадобилась логика. Незачем искать «недостающие» переходные звенья и стадии, происхождение человека продолжается[2], и его эволюция (как биологическая, так и социальная) будет продолжаться столько, сколько будет существовать человечество. Мы сами являемся ПЕРЕХОДНОЙ СТУПЕНЬЮ к человеку будущего… Будет ли это киборг, или трансформер, или человечество по тем или иным причинам вообще прекратит своё существование, сказать трудно.

Способность к общению у наших предков зарождалась медленно. Сотни тысяч лет формировалась гортань, десятки тысяч лет формировалась способность выражать образы и мысли словами, возникали навыки позволяющие мыслить последовательно, оценивать и обосновывать суждения, медленно рождалось рациональное мышление. Народы, которые по тем или иным причинам в этом не преуспели, отстали в своём развитии, некоторые племена так и не смогли перейти к технологической стадии. И чем враждебнее относится народ к собственному разуму, тем трагичнее его историческая судьба. Чем дальше люди от рационального постижения природы, истории и самих себя тем беднее их нравственность, тем труднее и хуже они живут.

Рациональное мышление требует, чтобы понятия и термины были понятными всем участникам диалога, а значит как-то определены, суждения был непротиворечивы и обоснованы, система рассуждений проверяема и открыта для пересмотра. Важна способность к общению в режиме диалога, следовательно важна логическая культура.

Термин логика происходит от греч. «logos» – слово, мысль, разум, закономерность, последовательность. Основателем её был древнегреческий философ-энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Логику обычно определяют как науку о формах выводимости одних суждений из других. Иногда говорят, что логика - наука о формах «правильного мышления», а под правильностью понимают следование… законам логики. Не возникает ли здесь «круг в определении»? Но дело в том, что логика занимается не «правильностью мышления», а общими формами построения разных по содержанию рассуждений, абстрагируясь от их конкретного содержания. Поэтому логика всегда формальна, другой она быть не может по определению, какие бы формализмы не разрабатывались.

Логической формой называется способ связи смысловых частей рассуждения. Устранение ошибок в формах построения рассуждений способствует достижению содержательной, фактической истинности. В этом смысле логика есть теория выводимости одних утверждений из других в процессе рассуждения.

Логика – это нормативная наука о формах построения рассуждений, следование которым позволяет повысить их эффективность в достижении достоверного знания.

Логика нормативна, потому что предписывает выполнять определённые нормы в построении интеллектуальных операций. Незнание логики не освобождает от исполнения её законов.

Вот они:


Основные законы логики:

  • Закон тождества: A = A.

Смысловая единица, высказанная в рассуждении два и более раз должна быть равна самой себе, то есть употребляться в одном и том же смысле.

Если же вы меняете смысл употребляемого термина, то необходимо это декларировать, то есть открыто объявить об этом, сделать явным.


  • Закон противоречия: Неверно, что A и не-А.

Запрещается какую либо мысль утверждать и отрицать одновременно, в одном и том же смысле и в одном и том же отношении.

Этот закон вернее назвать законом запрета логического противоречия. Нарушение закона приводит к возможности «выводить» что угодно, поскольку противоречивые суждения не могут быть вместе истинными. Но они могут быть вместе ложными. Противоречие может быть контактным, скажем, в одном абзаце, и дистантным, замаскированным в тексте. Его необходимо выявить. Нарушение может быть явным и скрытым. Последнее обнаруживается в том случае, если из множества суждений логически выводимы два суждения, одно из которых отрицает другое. Обнаружение противоречия в каком либо рассуждении говорит о его несостоятельности.


  • Закон исключённого третьего: А есть либо В либо не-В.

Если имеется суждение и его отрицание, то одно из них должно быть истинно: третьего не дано.

Закон действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений и требует их ясности и определённости. Например: Быть или не быть!  Я пойду в кино либо я не пойду в кино.


  • Закон достаточного основания: «А» выводимо из «В».

Если какое-либо суждение квалифицируется как истинное, ложное или вероятное, то это должно иметь явное или принципиально воспроизводимое и притом достаточное основание.

Формулы закон не имеет, это нормативный принцип доказательности, который выражает право на сомнение и требует, чтобы любая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана независимо от неё. Мысль, очевидная автору, зачастую не очевидна адресату, и глубину отличий его восприятия от своего автор предугадать не может. И всё же некоторая часть информации предполагается известной адресату, поэтому разговор всегда начинается не с нуля, а с уровня, определяемого коммуникативной необходимостью. Проблема взаимопонимания сложна. Слова многозначны, контексты безграничны. Не случайно сказано: «счастье – это когда тебя понимают».

А вот чтобы лучше понимать друга и врага нужно кое-что знать и о таких логических формах как понятие и суждение. Но об этом в следующий раз.


<hr align="left" size="1" width="33%"/>

[1] Десмонд Моррис. Голая обезьяна. СПб., 2004. С.150

[2] В. Мерцалов. Логика антропогенеза. СПб, Алетейя, 2008. С. 16-20, 87-88, 283.