Чисто женское занятие
На модерации
Отложенный
Шить меня учили лет с пяти – вдвоем бабушка и прабабушка. Прабабушка моя с девяти лет работала на швейной фабрике, а в шестнадцать (или пятнадцать?) вышла замуж за “благородного”, приписанного к дворянскому сословию начальника почты в уездном городе. В два раза старше её. Несмотря на войны и пожары, сохранилось несколько фотографий, относящихся к 1900 годам – солидный красавец в расцвете лет и его жена в вычурном платье с высокой прической, украшенной драгоценностями(?). Прабабушка моя рожала пять раз, но живых детей осталось только трое. Прадеда в 1918 году расстреляли немцы – просто под руку попал, когда брали в заложники, дом сгорел и прабабушка вспомнила юность и вместе с детьми во времена НЭПа начала ходить по деревням и шить за продукты.
Потом был куплен маленький домик (который сгорел уже во вторую мировую войну), и все семейство поселилось в городе. Прабабушка потихоньку принимала заказы на дому и учила дочерей шить. Сама она называла себя не швеёй, а красивым словом “модистка”.
В 50-е уже бабушка подрабатывала шитьем на дому, пока не родилась я. В общем, шитье у нас в семье считалось истинно женским занятием, способным обеспечить кусок хлеба в трудные времена. Однако мою мамочку как-то упустили – зато отыгрались на мне. Всеми правдами и неправдами, кнутом и пряником меня заставляли осваивать и швы, и обтачки, и кройку. Лет с семи меня допустили к швейной машинке. Машинка была замечательная – Singer 1907 года. Она шила любые ткани, не требуя перенастроек и регулировок. Но не умела ничего, кроме прямого шва. Все остальное приходилось делать вручную. И меня учили шить ровными мелкими стежками так и этак.
Прабабушка умерла, когда я училась в восьмом классе. После ее смерти белые крахмальные скатерти были вытеснены клеенками, церемонии принятия пищи стали менее формальными, а я вырвалась на свободу. И не брала в руки иголку больше тридцати лет. То есть, я, конечно пришивала пуговицы или подшивала край юбки – но никакого творчества. У меня и машинки швейной до недавнего времени не было. Но… видимо, старею… И стоило мне только заикнуться, что я могла бы попробовать что-то сшить, как мне тут же была подарена швейная машинка, которая умеет столько всего!
Первое время я просто развлекалась, осваивая ее возможности, потом потихоньку начала что-то шить.
Заученные приемы руки часто вспоминают быстрее, чем голова, а вот система кроя с тех пор изменилась полностью. Проще стала и примитивнее – тянущиеся ткани не требуют, как правило, настолько же точных выкроек, как жесткие и статичные (речь не идет, конечно, о верхней одежде). И вообще любые выкройки можно без проблем найти в Интернете.
И в Интернете же, на форумах, мне попались интересные рассуждения о ручных и машинных швах. Вот, например, что пишет Vasilissa с Осинки:
“Наши комплексы – из детства, это мы все знаем. Так вот, в той среде, где прошло мое детство, ручные швы на одежде – это признак нищеты. Позорной такой нищеты.
Ручной шов – значит, или в семье нет денег на машинку, или машинка есть, но шить профессионально на ней женщина не умеет. Но шьет, плохо и криво, ибо купить готовую вещь или заказать у профи не может.
Купленное – хорошо, самодельное – плохо. Причем речь не идет о громких марках. Т.к. самостоятельное создание одежды - не творчество, не священнодействие, а вынужденная мера. Как и готовка, стирка, уборка и т.п. Нищая и неустроенная женщина шьет платьишко себе или дочери ночью, после основной работы – обеспеченная и счастливая просто достает из шкафа или едет в магазин. Работа – плохо, ничегонеделание – идеал!”
Целая философия. Но позвольте! Без ручных швов нет высокой моды! Ручные швы ложатся естественно и пластично, никакой побитой иглой нежной ткани, ничего ни стянуто, ни растянуто. И все же, продолжает автор: “Когда я выполняю на одежде ручной шов, на душе скребут кошки - вдруг его заметят и поймут... см. выше”
А еще шитье руками унимает беспокойство, успокаивает нервы. Так же как стирка руками… мытье посуды… Но кто ж теперь стирает руками? И где набраться столько посуды?
Вершиной своих швейных успехов на настоящий момент я считаю галстук-бабочку. Не тот, что на резинке, а который завязывается – ленточка вокруг шеи, хитрым образом выкроенные концы. Но думаю, что это уже следующая история )))
Комментарии
Комментарий удален модератором
Моя подруга шьет,я выдумываю модели,а она воплощает их в хороших вещах.
Респект за статью.
До тех пор пока не приходится что-нибудь неправильно сшитое распарывать... Вот тут уж случается понервничать )))
Комментарий удален модератором
Т.е., когда-то программирование было и любимой работой, и хобби. А сейчас эти понятия разделились )))