Идёт подготовка к Московскому экономическому форуму

На модерации Отложенный

2013.01.31 , "Бизнес ТАСС"

1

России нужен новый Налоговый Кодекс, таков вывод сделали участники Налоговой секции Московского Экономического Форума. Прошедшая Налоговая секция – "прелюдия" к Московскому Экономическому Форуму, который пройдет 20-21 марта 2013 года на площадке МГУ. Форум станет международной экономической экспертной площадкой по выработке стратегических решений и антикризисных программ, направленных на развитие экономической политики России. Об этом сообщает пресс-служба МЭФ.

Налоговая секция была посвящена в основном критике действующего Налогового Кодекса Российской Федерации. По мнению участников, он не отвечает требованиям экономического развития страны. Также эксперты секции сошлись во мнении, что существующая в России налоговая система плохо выполняет фискальные функции и совсем не выполняет стимулирующие, регулирующие и социальные функции.

Спорные пункты – это введение прогрессивной шкалы налогообложения, введение НДС или налога с продаж, увеличение пошлин на вывоз сырья, снижение налогов для предприятий, проводящих модернизацию, а также для депрессивных в экономическом плане регионов и др.

Коренным злом налоговой системы в России, по мнению Михаила Абрамова, вице-президента ЭАЦ "Модернизация", является НДС. Налог на добавленную стоимость мощно стимулирует вывоз сырья и продукции первого передела, с нулевой или минимальной добавленной отечественным трудом новой стоимости, и штрафует, наказывает импорт остро необходимой для развития экономике России новой техники и технологии, считает Абрамов. Кроме этого, уверен эксперт, НДС обладает колоссальным коррупционным потенциалом: в первую очередь, при зачетных схемах при экспорте и импорте, и, во-вторых, при контроле счетов-фактур.

Михаил Абрамов предложил отменить все льготы по НДС, установить базовую ставку этого налога на уровне 10 проц и прекратить возврат НДС при экспорте продукции с низкой долей добавленной стоимости. Абрамов заверил присутствующих, что поступления НДС при этом существенно возрастут, т.к. сегодня более половины создаваемой в России добавленной стоимости НДС не облагается. К тому же, благодаря снижению ставки НДС, многие выйдут из "тени" - реальная собираемость НДС сегодня не превышает 25 проц, уточнил эксперт.

Об острой необходимости снижения НДС заявил Юрий Болдырев, член экспертного совета международного аналитического журнала "Геополитика". Эксперт считает, что вместе со снижением НДС необходимо обеспечить его оплату, не влезая в кабалу к банкам. И чем более высокотехнологичное производство, уточнил эксперт, тем сложнее не залезть в долги.

Банки - уклонисты от налогов, считает Валентин Катасонов, д.э.н., профессор МГИМО, руководитель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова. По его мнению, вкупе с налоговыми службами банки создали "рэкет" производства, благодаря чему руководители предприятий влезают в долги, оплачивая налоги.

Участники секции убеждены в необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения. Эту идею поддержали все. Такой налог сможет обеспечивать справедливое распределение доходов и, тем самым, способствовать росту покупательского спроса.

Эксперты предложили освободить доход в размере до 15 000 рублей от уплаты налогов. Для доходов от 15 000 до 250 000 рублей ставка налога должна составлять 13 проц /основная часть населения России/. При этом для доходов от 250 000 до 1 000 000 рублей ставка налога должна быть 30 проц. Свыше 1 000 000 рублей – 50 проц.

При нормальном администрировании эта мера даст бюджету дополнительно не менее 3 триллионов рублей, сообщил Михаил Абрамов.

Михаил Делягин, экономист, директор Института проблем глобализации считает, что Россия, лишь 30 проц населения которой, по данным ВЦИОМа, имеет хоть какие-то сбережения, превращена в налоговый рай для миллионеров.

Экономист озвучил максимальные ставки подоходного налога в разных странах. Так, в Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Израиле, Ирландии, Испании, Италии, Китае, США, ЮАР и Японии подоходный налог составляет 40–50 проц, в Дании — 65 проц, во Франции — 75 проц. Россия же, уточнил Делягин, страна с плоской шкалой налогообложения, где и нищие с зарплатой ниже прожиточного уровня, и мультимиллиардеры платят 13 проц.

А ведь прогрессивный подоходный налог — не блажь бесящихся с жиру бюргеров, а суровая необходимость, обозначил проблему Делягин.

Оплата труда бедных и большинства среднего класса, продолжил экономист, облагается обязательными социальными взносами в 30 проц. Таким образом, с учетом подоходного налога налоговое бремя превышает 39 проц! Доходы выше 47,3 тыс рублей в месяц облагаются соцвзносами уже по ставке 10 проц — и их налогообложение снижается до 22 проц, уточнил экономист. По мнению Делягина, наиболее богатые люди в России получают доходы в виде дивидендов, облагаемых 9 проц, при том проведение доходов через индивидуальное частное предприятие снижает обложение до 6 проц.

Академик РАН Роберт Нигматулин в своем выступлении взывал к защите среднего класса. По его мнению, введение прогрессивной шкалы налогообложения должно быть постепенным и ни в коем случае не касаться среднего класса. Прогрессивный налог повысит покупательский спрос, уверен Роберт Нигматулин, а спрос – это двигатель всей экономики.

Константин Бабкин, председатель оргкомитета МЭФ, президент Промышленного Союза "Новое Содружество" считает, что освобождения от налогов достойны сельское хозяйство, легкая промышленность, электроника, то есть те отрасли, которые надо развивать. Они приносят ничтожное количество налогов, но у них есть потенциал для создания огромного количества рабочих мест, объяснил Бабкин.

Депрессивные в экономическом плане регионы Дальнего Востока и Сибири, добыча полезных ископаемых также не должны облагаться налогом. Важный момент – снижать налоги для предприятий, проводящих модернизацию, считает Бабкин. Он привел в пример Канаду, где любое вложение средств в производство, будь то закупка новых станков или ремонт в офисе, подразумевает в итоге налоговые вычеты. Кроме того, по его словам, налоговую систему можно построить так, чтобы сырье в России стоило дешевле. С помощью налогов можно сделать так, чтобы бензин и электричество в России стоили в два раза дешевле, заключил Бабкин.

В проекте решения Налоговой секции МЭФ важная роль отводится соотношению федеральных, региональных и местных налогов. Эксперты предлагают уменьшить финансовую зависимость регионов от Центра, оставляя регионам до 50 проц всех собираемых налогов /в зависимости от уровня их экономического развития/. Участники секции убеждены, что это качественно поможет развитию реального сектора экономики в регионах.

Илья Пономарев, депутат Государственной думы России 5-го и 6-го созывов, член фракции "Справедливая Россия", председатель попечительского совета Института инновационного развития рассказал, что сейчас центр забирает примерно 76 проц консолидированного сбора, 24 проц остается на региональном уровне.

По мнению Пономарева, две трети налоговых доходов должно оставаться на местном уровне, оставшаяся треть – доставаться центру.

О том, что налоговая система в России не выполняет социальных функций, заявил Олег Смолин, первый зампред думского Комитета по образованию. Депутат рассказал, что в большинстве стран мира образование налогов не платит. В России все наоборот, некоторые ВУЗы, по словам Смолина, платят больше налогов, чем получают дотаций из бюджета. В России на образование выделяется 4,1 проц от ВВП, к 2020 году планируется – 4,5 проц, рассказал эксперт. Чтобы понять насколько это ничтожный процент, Смолин привел данные по затратам на образование в Бразилии, где на сегодня выделяется 5 проц от ВВП, а к 2020 году планируется выделять 10 проц. Самое главное – это человеческий потенциал, заключил Смолин, а его создает учитель, врач и т.д.

В настоящее время участники формируют "Решение", рекомендации которого позволят существенно увеличить доходы бюджета и обеспечить решение задач, поставленных в послании президента России В.В.Путина Федеральному собранию России. В том числе: обеспечить ежегодный рост ВВП в размере не менее 5-6 проц, создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест, подняться Россию в мировом рейтинге по предпринимательскому климату со 120 на 20 место, обеспечить развитие и востребованность человеческого потенциала, возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров и многое другое.