Россия - кавказская пленница?

«Аргументы и факты»
Россия - кавказская пленница?
http://www.aif.ru/article/print/article_id/56140

Особенно много получают из бюджета Ингушетия и Чечня (см. таблицу).

Кроме этого, например, в  2008 г. на Кавказе действовало ещё и 20 федеральных целевых программ (ФЦП). «Но ФЦП превратились в инструмент допфинансирования органов власти, но не экономики, - утверждает Светлана Липина, профессор НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук. - К тому же выделение денег из центра не стимулирует их повышать свои доходы». Пока же население кормится бюджетными ресурсами, перераспределяемыми в виде коррупционных платежей. Второй источник - нерегистрируемые доходы от личного хозяйства. Есть ещё теневые доходы мигрантов, выезжающих на заработки за пределы республик, и доходы от торговли и производства (неучтённое производство спиртного, обуви, стройматериалов и др.). То есть люди заняты и неплохо зарабатывают (население Кавказа уже не является более бедным, чем жители «русских» регионов юга), однако налоги не платят. К тому же официальный уровень безработицы позволяет рассчитывать на выплату пособий. То есть население Кавказа кормится за счёт себя и за счёт всей страны?

«У республик колоссальный неиспользуемый экономический потенциал, - говорит Алексей Скопин, завкафедрой региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ. - А население прирастает (15 чел. на 1 тыс., по России в целом - 9 чел.), работать негде, с коррупцией не борются, и обстановка нагнетается».

Мнение эксперта
Сергей Слепаков, д. э. н., профессор Северо-Кавказского федерального университета:

- В регионе большие возможности развития туризма и санаторно-курортного лечения. В Карачаево-Черкесии - Домбай и Архыз, в Кабардино-Балкарии - Нальчик, Голубые озёра, в Северной Осетии - Цей, в Чечне - Серноводск и др. В ряде регионов Северного Кавказа очень хорошо развито сельское хозяйство. Если проедете по Кабардино-Балкарии, удивитесь прекрасному состоянию полей и садов. Здесь же и перерабатывающее производство. В Карачаево-Черкесии развито парниковое хозяйство. В Дагестане - виноградарство со столетними традициями. Также в регионе развито животноводство - разведение крупного рогатого скота, овцеводство. Важно, что сельхозпродукты - экологически чистые. Вредоносные химикаты и ГМО используют лишь в незначительных количествах. [articles: 56092,47340]По всему Северному Кавказу налажено производство молочных, мясных продуктов, сыров, винно-водоч­ных изделий, питьевой и минеральной воды, соков. Развивается на Северном Кавказе и промышленность. В Черкесске с 2010 г. производится промышленная сборка китайских автомобилей (до 100 тыс. авто в год). Здесь построены современный сварочный цех и роботизированная линия окраски. В Чечне работают нефтедобывающие предприятия.

Общеизвестны спортивные достижения северокавказских республик. В футболе это команды высшего дивизиона - «Алания», «Терек» и «Анжи». На летней Олимпиаде первые золотые медали для России в единоборствах принесли именно выходцы из кавказских республик. Борьба, спортивные единоборст­ва, горные лыжи, конный спорт, горный туризм и альпинизм - достижения в этих видах имеют не только местное значение, но и всероссийское.

500 жизней за мир?
«АиФ» опросил нескольких экспертов, но так и не смог подсчитать цену миру в самой горячей точке страны. По самым приблизительным оценкам, в 2011 г. на Северном Кавказе погибло 750 человек - с учётом мирных жителей, боевиков, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. За 8 месяцев 2012 г. - около 500.

Александр Черкасов, глава правозащитного центра «Мемориал»:

- Серьёзное обострение обстановки на Северном Кавказе произошло уже весной текущего года. За контртеррористическую деятельность отвечает МВД. В марте из Чечни в Дагестан, как самую проблемную республику СКФО, была переведена значительная часть временной оперативной группировки подразделений органов внутренних дел. Речь идёт об очень больших силах - тысячах командированных из других регионов страны сотрудников. Активизировались действия сводных оперативных групп. При этом тенденция к улучшению ситуации, наметившаяся в 2010 г., сошла на нет.

В конце апреля в Дагестане состоялся меджлис (собрание), на котором между авторитетами суфийской и салафитской (сторонники так называемого «чистого ислама», некоторые из них являются ваххабитами. - Ред.) общин был подписан договор о том, что все противоречия должны решаться не при помощи оружия, а на совете богословов. Появилась возможность не объявлять значительную часть мусульман, придерживающихся умеренных взглядов, вне закона, а интегрировать их в общество и вывести из противостояния. Таким образом, мобилизационная база терроризма была резко подорвана. Подобная ситуация наблюдалась и в Ингушетии. Такой пример использования метода «мягкой силы» должен дать в будущем положительный результат. С этим можно связать резкую активизацию боевиков, совершивших несколько кровопролитных терактов, целью которых стало недопущение мирного урегулирования проблемы. В итоге случился взрыв ситуации с двух сторон: члены НВФ ужесточили свои дейст­вия и федеральные силовики увеличили давление.

Сотрудник спецслужб Александр В., проходящий службу на Северном Кавказе:

- Назвать точную цифру силовиков, находящихся в регионе, на мой взгляд, не сможет никто. Надо учитывать, что здесь расположены самые боеспособные из всех российских войск, в том числе и армейские подразделения, не привлекающиеся к спец­операциям против боевиков. В любом случае речь идёт о десятках тысяч вооружённых и готовых вступить в бой сотрудников силовых ведомств. Правда, большинству из них за пребывание в опасном регионе практически не доплачивают.

С точки зрения денежного довольствия выгоднее служить на Крайнем Севере, чем в Ингушетии или Чечне. Если говорить о числе погибших сотрудников за последние 10 лет, то, по некоторой информации, их число достигает 7 тыс. О количестве пострадавших мирных жителей у меня сведений нет.

«АиФ» вместе с экспертами попытался понять, какую цену мы уже заплатили за Кавказ и зачем это России.

Виктор Алкснис, политик, депутат Госдумы в 1999-2007 гг., полковник запаса: «Удерживать любой ценой»
- За покорением Кавказа в XIX веке стояли не только имперские амбиции, желание взобраться на Эльбрус или омыть сапоги в водах Терека. Для России как великой державы Кавказ - ключевой форпост её геополитического влияния. Это ключ к Чёрному морю, без Кавказа мы потеряем к нему доступ. И вся кровь, пролитая народом за это южное «окно» в Европу, окажется напрасной.

Действительно, у горских народов другой менталитет, другие обычаи… И со времён царя-батюшки они жили в Российской империи несколько особняком. Более или менее эту проблему удалось решить только в годы советской власти. Да, не обошлось без жертв, депортации целых народов в Среднюю Азию и Казахстан. Но власть в СССР была настолько крепка, что она могла себе позволить в 1957-м вернуть депортированные народы обратно. И в целом до 1991 года ситуация на Северном Кавказе оставалась контролируемой. Недовольные были, но наиболее активных бузотёров вовремя вычисляли и изолировали. Велась успешная пропаганда межнациональной дружбы. Люди не боялись ездить отдыхать в те республики, откуда сегодня ежедневно приходят сообщения о взрывах и перестрелках…



Когда звучат разговоры о том, что неплохо бы отгородить Кавказ стеной, это вызывает у меня улыбку. Вспомним опыт США: они тоже пробуют отделиться от Мексики многокилометровым забором. Но стал ли он преградой для наркокурь­еров, нелегальных мигрантов? Нет. Точно так же нельзя отгородиться от Кавказа - ни в прямом, ни в переносном смысле. Это лишь приведёт к появлению «Кавказа от моря до моря», «великого халифата», который захочет включить в себя и Волгоград, и Ставрополь, и Ростов-на-Дону… Или кто-то надеется, что с отделением Кавказа все кавказцы дружно уедут из Москвы и других городов? Никуда они не денутся. Потому что свой бизнес они давно уже делают в России и благодаря ей.
Остаётся одно: удерживать Кавказ любой ценой, но при этом наводить там порядок. Вести решительную борьбу с терроризмом, вплоть до введения режима ЧП на территории целых республик. Решать задачи борьбы с коррупцией, социально-экономические проблемы. Пусть жители республик больше зарабатывают, а не надеются только на дотации из Москвы.

Константин Крылов, философ, публицист, президент Русского общественного движения: «Дикость обходится нам дорого»
- В настоящее время, к сожалению, Кавказ не способствует превращению России в нормальную европейскую страну. Кавказ - это особый мир, по большому счёту, отличный и от европейской, и от русской цивилизации. Россия в своё время пришла сюда вынужденно - этот регион был источником многих проблем, там практиковались набеги, работорговля (причём торговля именно русскими людьми).

Огромная доля вины за то, во что превратился сегодня Северный Кавказ, лежит на российском руководстве, которое предпочло тактику закармливания местных элит и поощрения дикости и варварства. Тогда как надо было подтягивать этот регион до общего уровня, поставив его финансовую обеспеченность в жёсткую зависимость от уровня цивилизованности... Да, вы можете тешить себя мыслью, что, осыпая деньгами северокавказские элиты, вы покупаете свою безопасность. Что стрелять будут где-то там, в аулах, что не будет терактов в ваших городах. Но жизнь показала, что стрельба может начаться и на вашей улице, если по ней поедет с ветерком дагестанская свадьба. Что горцы, приезжающие сюда с шальными деньгами, считают себя вправе пристать к девушке на улице или в метро, и, вступившись за неё, вы рискуете жизнью. Что вы случайно можете оказаться посетителем именно того кафе, куда ворвутся вооружённые джигиты.

После убийства болельщика Егора Свиридова правоохранители поначалу отпустили убийц. Только стихийный бунт на Манежной площади отрезвил тогда власть. Но это исключение из правила. Повсеместно кавказцы имеют не только деньги, но и экстраординарные привилегии, ощущают себя хозяевами страны. Я знаю, что силовые структуры давно получили неофициальное указание без необходимости с ними не связываться. Это не какие-то единичные случаи подкупа, а политика. Но это разрушает само понятие права в России.



Не хотелось бы сейчас оценивать перспективы отделения Кавказа от России. Но и нынешнее положение дел терпеть нельзя. Один из возможных вариантов для обсуждения - протекторат. В этом случае Россия предоставляет республикам широкую автономию, оставляя за собой вопросы обороны и внешней политики и ограничивая их жителей в некоторых правах - праве селиться в любом месте страны, приобретать там собственность. Кавказ остаётся в РФ - хорошо, но он должен стать относительно изолированной территорией, с особым режимом управления.
Нужно установить на первое время режим «нулевой толерант­ности» по отношению к выходцам с юга, учитывая, как часто они становятся виновниками криминальных историй. Я не призываю к несправедливости по отношению к отдельным народностям. Однако, если при участии кавказцев возникает какая-то проблема, её нужно расследовать с особой тщательностью и любые попытки давления на правоохранительные органы считать преступлением. Нельзя больше терпеть, когда к отделению полиции подъезжают на «Бентли» представители диаспор, чтобы запугать или подкупить людей, которые должны расследовать преступление. Эти люди должны быть арестованы и судимы - как и те, кто их покрывает. Если власть будет действовать жёстко, наг­лого поведения гостей станет меньше.